АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 3°C
Харьков: 4°C
Днепр: 6°C
Одесса: 6°C
Чернигов: 2°C
Сумы: 4°C
Львов: 3°C
Ужгород: 5°C
Луцк: 3°C
Ровно: 3°C

Кто исполнит решение суда

Кто исполнит решение суда
Кто исполнит решение суда

В конце 2014 министр юстиции Павел Петренко заявил о намерении Кабмина ликвидировать Государственную исполнительную службу.

Конечно, речь идет не о том, что в Украине не будут выполняться судебные решения, а о реформировании этого института.

Каким же должно быть реформирование, чтобы процент выполнения судебных решений в Украине достигал уровня европейских стран?

Ответ на этот вопрос можно поискать, анализируя реформы системы принудительного исполнения в постсоветских странах.

После распада СССР бывшие республики получили в наследство систему исполнения судебных решений советского образца. Судебные исполнители работали при судах и были закреплены за судьей, который принимал решение.

В свое время российский исследователь Козинцев писал, что система исполнительного производства долгое время находилась на задворках органов советской юстиции.

“Судебные исполнители входили в состав судов и считались техническими работниками судов. Учитывая мизерную зарплату, состав исполнителей постоянно менялся, в отдельные годы – до 75%.

В исполнители шла молодежь с начальным образованием. Исполнители часто нарушали закон, присваивали средства и затягивали выполнение “.

Эти недостатки перешли по наследству к вновь в 1999 году Государственной исполнительной службы Украины. Ввиду отсутствия действенных реформ, за 16 лет своего существования она превратилась в забюрократизированную и коррупционную структуру.

Однако некоторые постсоветские страны или не проходили этот путь, или свернули с него в направлении европейской системы принудительного исполнения судебных решений.

Во Франции, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Италии, Греции, Чехии, Болгарии, Словении, Венгрии, Румынии исполнения судебных решений возложено на частных исполнителей. Этот опыт переняли страны Балтии, Грузия, Казахстан и Молдова.

Эстония

Реформа системы принудительного исполнения была проведена в Эстонии еще в 2001 году и имела целью повысить эффективность организации выполнения решений.

К тому времени принудительное исполнение решений осуществляли государственные служащие – штатные судебные исполнители. Таким образом, расходы, связанные с взысканием, опосредованно платил каждый налогоплательщик, независимо от того, был ли он когда-нибудь взыскателем или должником в исполнительном производстве.

По идеологии новой системы все расходы, связанные с взысканием, должно нести лицо, по вине которого возбуждено исполнительное производство, то есть лицо, которое в установленный срок не выполнило предъявленные к нему требования, – должник.

Самым дешевым способом исполнения судебных решений было и осталось добровольное исполнение. Необходимость применения государством средств принуждения с помощью исполнителя является следствием неуважения к установленным государством правилам.

Вольнонаемные судебные исполнители изменили исполнителей, которые работали как государственные служащие. Процессуальная сторона работы вольнонаемных исполнителей похожа на роль управляющего банкротством. Вольнонаемные исполнители представляют единую организацию, которая имеет право в принудительном порядке выполнять судебные решения.

Услуги исполнителя платные. Он имеет право не начинать исполнительное производство, если взыскатель не внесет предоплату, или назначить срок для внесения вознаграждения после его нарушения. Размеры сумм определяет министр юстиции.

Для осуществления предварительной оплаты в госбюджете предусмотрены необходимые суммы. В предусмотренных законом случаях исполнителю запрещается требовать оплату.

По уплате вознаграждения есть льготы. Запрещено требовать внесения предварительной суммы вознаграждения от взыскателей, которые освобождены от уплаты государственной пошлины или от оплаты за юридическую помощь в связи с неплатежеспособностью, а также от взыскателей-физлиц за выполнение решений о возмещении вреда, причиненного преступлением.

Закон Эстонии “О судебных исполнителях” определяет их правовой статус в качестве независимых лиц, занимающих публично-правовую должность и выполняют должностные обязанности как лица свободной профессии от своего имени и под свою ответственность.

Судебный исполнитель не является предпринимателем или государственным служащим. При налогообложении служебной деятельности судебного исполнителя к нему применяются положения, касающиеся предпринимателей – физических лиц.

Исполнитель при совершении служебных действий должен быть беспристрастным и пользоваться доверием всех лиц, в пользу или в отношении которых он совершает действия. Он должностной знак и печать и принадлежит к сфере управления министра юстиции, который может издавать постановления по вопросам организации его служебной деятельности.

Местом работы исполнителя является его бюро. Оно должно находиться в районе деятельности судебного исполнителя, открытом для свободного доступа месте, быть пригодным для приема лиц, открытым определенное время каждого рабочего дня. Время работы и часы приема исполнителя должны быть доведены до всеобщего сведения.

С разрешения министра юстиции несколько судебных исполнителей могут содержать общее бюро, однако и в этом случае каждый судебный исполнитель совершает служебные действия от своего имени и несет за свою служебную деятельность личную ответственность.

Судебный исполнитель несет ответственность за нарушение своих должностных обязанностей. При этом законодательно установлено обязательное страхование профессиональной ответственности судебного исполнителя и требования к страховщику.

На должность судебного исполнителя могут быть назначены граждане Эстонии, прошедшие стажировку, которые сдали экзамен на получение квалификации судебного исполнителя, выполнили аккредитованную государством учебную программу академического юридического образования, владеют языком и имеют высокие моральные качества.

На эту должность не могут назначаться лица, осужденные за совершение умышленного преступления, подозреваемые, обвиняемые или подсудимые по уголовным делам, отстранены от должностей судьи и нотариусы, лица, исключенные из адвокатуры, освобождены от публичной службы за совершение дисциплинарного проступка, должники.

Для кандидатов в судебные исполнители предусмотрено стажировки.

Должности судебных исполнителей замещаются на конкурсной основе. В состав конкурсной комиссии входят судья и судебный исполнитель, назначены министром юстиции, три представителя Министерства юстиции и один Залуженный юрист. До вступления в должность судебный исполнитель должен принять присягу.

Размеры вознаграждения исполнителя устанавливаются в фиксированных суммах, исходя из размеров денежных требований. Вознаграждение исполнителя взимается с должника вместе с суммой денежного требования, находится на принудительном исполнении.

Если денежные требования, которые находятся на принудительном исполнении, взимаются с должника частично, то судебный исполнитель может взыскать в качестве вознаграждения только часть денежной суммы, пропорциональной доле полного размера вознаграждения.

Также судебный исполнитель имеет право брать плату за изготовление дополнительных копий своих актов и за совершение исполнительных действий за пределами административно-территориальной единицы, где находится бюро судебного исполнителя.

Если вознаграждение судебного исполнителя взыскано с должника в полном объеме, то судебный исполнитель возвращает взыскателю внесенную авансом сумму.

Надзор за деятельностью исполнителей в районе их деятельности осуществляет председатель уездного или городского суда, а за деятельностью всех судебных исполнителей – министр юстиции. Чиновники, осуществляющие надзор, проверяют не реже одного раза в год соответствие деятельности судебных исполнителей установленным требованиям.

Они проверяют организацию работы бюро судебных исполнителей, их финансово-хозяйственной деятельности, использования информационных систем, хранения документов, страхование профессиональной ответственности.

Судебные исполнители обязаны предъявлять чиновникам, которые осуществляют надзор, реестры и другие документы. Кроме того, министр юстиции имеет право налагать на судебных исполнителей дисциплинарные взыскания.

Итак, в Эстонии построена эффективная система принудительного исполнения судебных решений, которая осуществляется исключительно частными судебными исполнителями. Однако это не означает устранения государства от сферы исполнения судебных решений. Государство осуществляет допуск к профессии, регулирует и контролирует деятельность исполнителей.

Казахстан

К 2010 году в Казахстане действовала советская модель государственной системы исполнения. Судебные исполнители оставались при судах.

“Преимущества” этой модели, которая оставалась только в Беларуси и Казахстане, не давали покоя некоторым консервативным руководителям отечественной судебной власти. Они видели в ней положительный пример и предлагали ее вернуть.

Однако время все расставило на свои места. В 2010 году в Казахстане вступил в силу закон “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей”. Он ввел параллельное существование частных и государственных судебных исполнителей. Характерно, что одним из инициаторов реформы был президент страны Назарбаев.

Законе предусмотрел, что и частный, и государственный исполнители имеют равные права по исполнению судебных решений, кроме случаев, когда одной из сторон является государство.

По закону, частный судебный исполнитель сам финансирует свою деятельность. Из денег, полученных от своей деятельности, он осуществляет обязательные платежи по оплате расходов на приобретение или аренду конторы, ее содержание, обустройство, ремонт и охрану, создание рабочих мест и выплату зарплаты сотрудникам.

Он сам покупает оборудование, страхует гражданско-правовую ответственность, платит налоги, ведет архив, возмещает расходы, связанные с организационно-хозяйственным, транспортным и техническим обеспечением своей деятельности.

Средства, оставшиеся находятся в распоряжении частного судебного исполнителя и расходуются по его усмотрению.

Оплата деятельности частного исполнителя осуществляется за счет средств, взысканных с должника. Она состоит из суммы, уплачиваемой по утвержденным правительством тарифам. Размер тарифа зависит от характера осуществляемых исполнительных действий и суммы, выплачиваемой по окончании производства.

Средства выплачиваются только в случае полного или частичного выполнения производства. Если исполнительный документ выполнен частично, то частный судебный исполнитель взыскивает только часть вознаграждения, пропорциональную взысканной сумме. Частному исполнителю запрещается изменять установленные размеры сумм оплаты.

В возбуждении исполнительного производства взыскатель обязан внести на счет частного судебного исполнителя сумму, необходимую для осуществления исполнительных действий, определяется в соответствии с установленными тарифами. Закон предусматривает случаи освобождения от внесения аванса определенных категорий взыскателей.

Таким образом, Казахстан ввел смешанную систему, которая предусматривает государственных и частных исполнителей, деятельность которых регламентирует и контролирует государство.

Грузия

Развитие системы принудительного исполнения Грузии напоминает отечественное. В 2000 году был создан департамент исполнения в составе Министерства юстиции Грузии. К нему перешли судебные исполнители, которые до этого работали при судах.

В 2008 году департамент исполнения был реорганизован в самостоятельный орган, получивший название Национальное бюро исполнения. Приоритетами его работы стало быстрое и эффективное удовлетворение подтвержденных судом требований граждан.

В 2009 году в Грузии был введен институт частного исполнения. Деятельность частных исполнителей контролирует Минюст. Он же выдает частникам лицензии. Платная модель обслуживания является залогом своевременного исполнения решения.

Помимо традиционной деятельности по исполнению судебных решений, Национальное бюро исполнения Грузии оказывает и услуги по свидетельствованию фактов, позволяет стороне значительно упростить процесс доказывания в суде.

Национальное бюро исполнения на своем сайте приглашает заинтересованных лиц обращаться на счет свидетельствования фактов как по делам о нарушении прав интеллектуальной собственности, так и в бытовых “соседских” спорах.

Завершая анализ реформирования систем принудительного исполнения на примере трех постсоветских стран, следует отметить: смешанная система облегчает переход от публичного управления системой исполнительного производства к частной системе.

Взыскатели, не воспримут частных исполнителей, как это первоначально было в частном нотариате, смогут пользоваться старой понятной системой. Она также предоставляет защиту существующим работникам Государственной исполнительной службы.

Не бюджетная система принудительного исполнения имеет ряд преимуществ. Самая главная из них – мотивация судебного исполнителя на полное и своевременное исполнение судебного решения, поскольку именно от этого будет зависеть вознаграждение, которое он получит.

Кроме того, государство частично избавляется от бремени в виде содержания восьмитысячном армии государственных исполнителей, поскольку частный исполнитель сам финансирует свою контору и платит налоги с доходов своей деятельности.

К тому же, введение частных исполнителей как действенного механизма исполнения судебных решений существенно оживит экономический оборот.

Проведение же судебной реформы без реформирования системы принудительного исполнения не даст положительного эффекта. Решение суда, закрепленное только на бумаге, не стоит даже бумаги, на которой оно напечатано.

Автор материала: Андрій Авторгов

По материалам: Epravda.com.ua


Теги статьи: Судебная реформаСудебные исполнители

Дата и время 13 января 2015 г., 13:19     Просмотры Просмотров: 4585
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Порошенко пообещал суд, "которого в Украине еще не было"
Президент Порошенко хочет взять под свой личный контроль Конституционный суд Украины — Deutsche Welle
Порошенко назначил более 114 судей нового Верховного суда

Завершение операции «Хамелеон» или дозагрузка Конституционного суда
Дело Сергея Колмогорова: судьи, приговорившие пограничника к тюрьме, пошли в контратаку
Луценко просит Порошенко ветировать судебную реформу

Верховный суд: «кубик Рубика» от неизвестных создателей
В Румынии вспыхнули массовые протесты из-за судебной реформы
Спадковий суддя та екс-учасник Фабрики зірок Гарник веде розкішний спосіб життя

Хохма от Порошенко: «Сегодня вся украинская судебная система должна быть антикоррупционной»
«Окно возможностей, которое пробили трупами на Институтской, захлопнулось с грохотом» — правоведы и законники оценили Судебную реформу
Высший совет правосудия уволил девять местных судей и просит назначить шестнадцать. Полный список

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.118465