АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 0°C
Харьков: 1°C
Днепр: 2°C
Одесса: 1°C
Чернигов: 0°C
Сумы: 0°C
Львов: 0°C
Ужгород: 0°C
Луцк: 0°C
Ровно: 0°C

Как мы будем отзывать нерадивых депутатов. Часть 3

Как мы будем отзывать нерадивых депутатов. Часть 3
Как мы будем отзывать нерадивых депутатов. Часть 3

Речь идет о проекте закона “Об отзыве народного депутата”, зарегистрированного в Верховной Раде 27.11.2014 под номером 1032. Автор проекта Батенко Тарас Иванович, член партии “Блок Петра Порошенко”.

Рассмотрим способ прекращения полномочий депутата-прогульщика. Если считать прогулы самоустранением депутата, то отзыв его мандата – это не месть, не наказание, а констатация факта и обеспечение законных прав граждан на свое представительство во власти. И это обязанность государства. И считаю, что эта норма должна присутствовать не в законе об отзыве, а в законе о статусе депутата. Отозвать мандат может и должен тот орган, который его выдал – Центральная Избирательная Комиссия. На основании анализа протоколов заседаний Верховной Рады и ее комитетов.

Справедливости ради нужно также помнить, что депутат все-таки тоже человек и у него могут быть уважительные причины не выйти на работу. Нет необходимости напоминать всем, что считается заслуживающей уважения причиной, однако, уж если законом будет определено, что депутат лишается своего мандата за пропуски заседаний без уважительных причин, то перечень уважительных причин тоже должен быть утвержден на законодательном уровне. Этот перечень должен быть исчерпывающим и не допускать неоднозначности трактовок. Нам совершенно ни к чему вместо справедливого закона иметь банальный репрессивный механизм. Даже депутат должен иметь право на человеческое к нему отношение.

И еще рассуждения по поводу уважительных причин пропуска депутатом заседаний. Командировки. Куда, зачем и почему может быть командирован депутат во время сессии? Какая поездка депутата может быть важнее для парламента, страны и ее народа, чем принятие законов? В пределах Украины я себе таких отлучек представить не могу. Командировка в течение сессии за пределы страны в составе каких-либо делегаций мне кажется оправданной только в случае участия такой делегации в международных парламентских мероприятиях авторитетных организаций, которые вправе не считаться с графиком работы Верховной Рады. Например, Парламентской Ассамблеи Европы. Но в таких случаях и наш спикер мог бы проявить гибкость и не назначать заседания на это время. Ну а такие мероприятия, как например, обмен опытом с зарубежными коллегами следует проводить в свободное от работы рабочее время.

Но все же у депутатов есть одна особенность в ракурсе возможностей участия в работе парламента. И ее нельзя не учитывать. Наша история знает случаи, когда явке депутата на заседание препятствуют другие люди. Например, пикетчики, блокирующие вход в здание или устраивающие “мусорную люстрацию”. Воображение может подсказать и другие причины. Можно допустить даже такую фантастическую ситуацию, когда депутаты закроют в каком-нибудь помещении парламента своего коллегу из недружественного политического лагеря как раз с целью лишить оппонента депутатского мандата. Если некоторые народные избранники пускают в ход кулаки, то от них можно ожидать и сравнительно “безобидной шутки” с помощью дверного замка.

На этом я остановлю свой поток слов по поводу прогулов депутатов, дабы не злоупотреблять вашим вниманием. Как учил Козьма Прутков, “если у тебя есть фонтан, заткни его, ибо и фонтану нужно отдохнуть”.

Перейдем к рассмотрению следующего положения анализируемого законопроекта, который гласит, что основанием для отзыва народного депутата может быть “систематичне невиконання депутатських обов’язків, визначених Законом України “Про статус народного депутата України” (пункт третий части второй статьи первой законопроекта).

Учитывая, что большинство граждан не читают или не помнят дословно действующие законы, особенно те законы, которые не влияют непосредственно на повседневную жизнь, привожу полный перечень обязанностей народного депутата, зафиксированный в законе “О статусе народного депутата” (статья 24):

Народний депутат зобов’язаний:

1) дбати про благо України і добробут Українського народу, захищати інтереси виборців та держави;

2) додержуватися вимог Конституції України, цього Закону, закону про регламент Верховної Ради України та інших законів України, додержуватися присяги народного депутата України;

3) бути присутнім та особисто брати участь у засіданнях Верховної Ради України та її органів, до складу яких його обрано;

4) особисто брати участь у голосуванні з питань, що розглядаються Верховною Радою України та її органами;

5) виконувати доручення Верховної Ради України, відповідного комітету, депутатської фракції (групи), тимчасової спеціальної або тимчасової слідчої комісії Верховної Ради України, до складу яких його обрано;

6) інформувати Верховну Раду України та її органи, до складу яких його обрано, про виконання доручень Верховної Ради України та її органів;

7) додержуватись вимог трудової дисципліни та норм депутатської етики;

8) як член депутатської фракції (групи):

додержуватись вимог Положення про депутатську фракцію (групу);виконувати функції, закріплені Положенням про депутатську фракцію (групу), відповідно до цього Закону, закону про регламент Верховної Ради України та інших законів України;

представляти інтереси депутатської фракції (групи) у комітеті, тимчасовій спеціальній або тимчасовій слідчій комісії, до складу яких його обрано;

9) як член комітету, тимчасової спеціальної або тимчасової слідчої комісії:

бути присутнім на засіданнях комітету, підкомітету, тимчасової спеціальної чи тимчасової слідчої комісії, до складу яких його обрано, та брати участь у їх роботі;

додержуватись порядку та норм депутатської етики на засіданнях комітету, його підкомітетів, тимчасової спеціальної або тимчасової слідчої комісії та робочих груп органів Верховної Ради України;

виконувати доручення комітету, підкомітету, тимчасової спеціальної чи тимчасової слідчої комісії, визначені їх рішеннями;

10) завчасно повідомляти про неможливість бути присутнім на засіданні Верховної Ради України чи її органів керівників цих органів;

11) постійно підтримувати зв’язки з виборцями, вивчати громадську думку, потреби і запити населення…;

12) інформувати виборців про свою депутатську діяльність через засоби масової інформації, на зборах виборців періодично, але не рідше двох разів на рік;

13) розглядати звернення виборців відповідно до вимог та в порядку, встановленому законом…;

14) проводити особистий прийом громадян у дні, визначені Верховною Радою України для роботи з виборцями…

15) здійснювати безпосередньо або із залученням … контроль за розглядом… заяв та скарг громадян, які надійшли на його ім’я;

16) використовувати депутатські бланки лише для офіційних запитів, звернень та листів, які підписуються ним власноручно.

(Часть текста, не существенного для рассматриваемого вопроса я заменил многоточием, чтобы было легче читать).

Хотелось бы сосредоточиться всего лишь на трех аспектах прекращения полномочий депутата за “систематическое нарушение” процитированного требования закона.

Аспект первый: что есть “систематическое нарушение”?

Очевидно, что без четкой, утвержденной на законодательном уровне формулировки  ее произвольная трактовка может либо полностью парализовать действие закона, либо превратить его в орудие произвола.

Я лично под систематическим понимал бы какое-то количество нарушений в течение какого-то периода времени. По поводу количества мне опять почему-то приходит в голову цифра “3”. Что же касается промежутка времени, за который подсчитываются нарушения, то мне хотелось бы, чтобы он был как можно короче: нарушения следует пресекать как можно раньше, чтобы ущерб от них был как можно меньшим. С другой стороны, слишком короткий интервал может не позволить зафиксировать систематичность нарушения. К примеру, если систематическим нарушением считать 3-разовое использованных не по прямому назначению депутатских бланков в течение одного дня. Кроме того, более внимательное прочтение списка депутатских обязанностей приводит к выводу, что многие из них нуждаются в индивидуальном определении систематичности их нарушений. А возможно, что в этом не будет нужды, если принять во внимание второй аспект.

Аспект второй: в каких случаях допускается “несистематическое нарушение”?

Другими словами, какие нарушения депутаты могут позволять себе время от времени? По большому счету – ни какие. Поскольку это есть закон, поскольку депутат должен быть эталоном законопослушания. В противном случае, всем гражданам можно иногда подворовывать, изредка не платить налоги, от случая к случаю брать взятки – лишь бы это не было “систематически”. Или у нас государство правовое для всех, кроме депутатов?

Читателя, считающего, что я сильно “перегибаю палку” я понимаю и не вправе осуждать или критиковать. Но смею сделать предложение вернуться к списку обязанностей депутата (не зря же я его привел) и отметить те пункты, которые можно пометить грифом “не обязательно” или “на усмотрение депутата”. И воспользоваться своим правом и возможностями средств массовой информации, чтобы опубликовать свое предложение по внесению соответствующих изменений в закон. Но пока закон действует в существующей редакции, я призываю всех отрицательно относиться к каждому факту его нарушения, особенно – нарушения народными депутатами.

Лично я вывел бы из-под действия строгого закона такие обязанности депутата, как те, что записаны в пунктах с 5-го по 10-й. По мне, так это сугубо внутреннее дело парламента, и парламентарии сами в своем кругу могут пожурить недобросовестного коллегу, объявить ему общественное порицание или отозвать его из комитета или комиссии, передать поручение более добросовестному депутату. А пункт 11 вообще чисто декларативный и его соблюдение каждый человек может оценивать по-своему.

Аспект третий: какие из нарушений депутатов должны пресекаться немедленно по закону, а какие – путем отзыва депутата избирателями.

Забегая вперед, отмечу, что предлагаемая рассматриваемым законопроектом процедура отзыва депутатов имеет спорные положения, не идеальна и требует для своей реализации весьма продолжительного времени. При самом оптимистическом сценарии процесс отзыва займет несколько месяцев.

Мне думается, что далеко не все нарушения стоит терпеть так долго – уж слишком большим может быть ущерб, который они могут принести. И потому депутат, позволивший себе подобные вещи, должен быть лишен мандата немедленно, на основании закона, уполномоченным на то органом. К таким нарушениям я бы отнес несоблюдение депутатом следующих пунктов их обязанностей:

2) додержуватися вимог Конституції України, цього Закону, закону про регламент Верховної Ради України та інших законів України, додержуватися присяги народного депутата України;

3) бути присутнім та особисто брати участь у засіданнях Верховної Ради України та її органів, до складу яких його обрано;

4) особисто брати участь у голосуванні з питань, що розглядаються Верховною Радою України та її органами;

16) використовувати депутатські бланки лише для офіційних запитів, звернень та листів, які підписуються ним власноручно.

А к исключительной компетенции избирателей я бы отнес реакцию на нарушение депутатом таких требований закона:

1) дбати про благо України і добробут Українського народу, захищати інтереси виборців та держави;

12) інформувати виборців про свою депутатську діяльність через засоби масової інформації, на зборах виборців періодично, але не рідше двох разів на рік;

13) розглядати звернення виборців відповідно до вимог та в порядку, встановленому законом…;

14) проводити особистий прийом громадян у дні, визначені Верховною Радою України для роботи з виборцями…

15) здійснювати безпосередньо або із залученням … контроль за розглядом… заяв та скарг громадян, які надійшли на його ім’я.

И добавил бы к этому перечню правильное предложение автора рассматриваемого законопроекта:

“невідповідність практичної діяльності депутата основним принципам і положенням його передвиборної програми чи передвиборної програми партії, за списком якої його обрано”.

И вот этот список нарушений депутата я бы внес в качестве оснований для отзыва депутата избирателями.

Александр Онищенко для Politica-UA.com


Теги статьи: Народные детутатыНародные депутаты Украины

Дата и время 15 января 2015 г., 09:18     Просмотры Просмотров: 1645
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
20 ноября 2017 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.067447