АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал

Как стать хозяином, не заплатив ни копейки

Как стать хозяином, не заплатив ни копейки
Как стать хозяином, не заплатив ни копейки

“Мастер-класс” по захвату высокоприбыльных объектов могли бы дать два одесских бизнесмена, которые завели дружбу с одним министром. С их “легкой” руки была наработана схема, успешно применявшаяся после Одессы и в других аэропортах Украины.

То, что аэропорт для любого города — это настоящая “курочка, которая несет золотые яйца”, никому не нужно доказывать. А уж для “жемчужины у моря”, с ее туристическим потенциалом, — это сравнение верно еще в большей степени. Тем более что “воздушные ворота” Одессы — вторые в Украине по величине пассажиропотока (после столичного “Борисполя”).
Являясь на начало 2011 года коммунальным предприятием, международный аэропорт “Одесса” занимал среди всех КП первое место по отчислениям в городскую казну. Что и понятно, ведь его ежегодные доходы составляли примерно 150 млн. гривен, а чистая прибыль, например, в 2010-м — 16 млн. гривен.

Но, как отмечали эксперты, эти показатели далеко не предел для “Одессы”. По их мнению, этот аэропорт может стать серьезным восточно-европейским транзитным узлом. Но для этого ему, естественно, нужна серьезная реконструкция.
После смены власти в Одессе (в ноябре 2010-го) новый мэр добился того, что конкурс проводить не стали, а за реконструкцию взлетной полосы и терминала аэропорта взялась “солидная фирма” из Великобритании Odessa airport development Ltd. Она обещала вложить в это дело 180 млн. долларов.

Депутаты горсовета 8 июля 2011 года приняли решение учредить совместное предприятие ООО “Международный аэропорт “Одесса”. 25% в нем остались за городом (в лице КП “Международный аэропорт “Одесса”), а 75% — бесплатно и без конкурса — перешли к ООО “Одесса аэропорт девелопмент”, учрежденному фирмой Odessa airport development Ltd.
К слову, позже выяснилось, что обе эти частные структуры (и украинская, и английская) связаны с двумя одесскими бизнесменами — Борисом Кауфманом и Александром Грановским. Увы, депутаты горсовета даже не удосужились поинтересоваться уставным фондом ООО “Одесса аэропорт девелопмент” (далее — ООО). А он, как оказалось, составляет всего 1 тыс. гривен, а уставный фонд Odessa airport development Ltd. — всего один фунт стерлингов!

Кстати, и сам договор с частной фирмой депутаты читали невнимательно. А то бы их наверняка смутил пункт 4, в котором, в частности, говорится об “определении источников финансирования строительства аэродромного комплекса с привлечением заимствованных средств”. То есть, собственных средств на такие огромные проекты у этих компаний не имелось. Тем не менее, депутаты посчитали, что иметь дело с такими “инвесторами” вполне можно.

Более того, эти частные структуры получили от города кучу “подарков”. Во-первых, КП “Международный аэропорт “Одесса” (далее — КП) взял реконструкцию взлетно-посадочной полосы на себя, а за ООО осталось лишь обновление терминала. Причем, для ремонта полосы одесский муниципалитет взял кредит в “Укрэксимбанке” — 116 млн. долларов под 11% годовых. И до 2019 года из городского бюджета нужно будет вернуть уже 217 млн. долларов.
Также покуда шли неспешные поиски средств на свою часть реконструкции (а это 45-60 млн. долларов), владельцы ООО хорошенько “грели руки” и на не обновленном аэропорту. Например, новые собственники сразу же сделали платной автостоянку (до 60 гривен за сутки!), в 4 раза подняли плату за аренду помещений аэровокзала, с 3 тыс. до 5 тыс. долларов повысили тариф на услугу “взлет-посадка”.

Кроме того, все прибыльные службы аэропорта (кейтеринг, бизнес-залы, VIP-терминалы и т. п.) перешли в ведение ООО, но все расходы на них и амортизационные отчисления почему-то продолжало оплачивать КП.
Также город передал ООО 46 гектаров земель аэропорта (на чем местный бюджет ежегодно теряет до 15 млн. гривен арендной платы) и освободил частников от долевого участия в развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры.

И вот, в конце концов, в августе 2013 году господа Кауфман и Грановский получили “подарок” еще и от властей повыше — из Кабмина. Как заявил тогда министр инфраструктуры Украины Владимир Козак, деньги на строительство новой взлетно-посадочной полосы в одесском аэропорту (а это 1,68 млрд. гривен) выделит уже государство — в рамках целевой программы подготовки к баскетбольному Евро-2015. Министр также добавил, что эти средства будут заемными. То есть помимо кредита в “Укрэксимбанке”, который надо отдавать всем одесситам, расплачиваться за работу почти полностью приватизированного Кауфманом и Грановским аэропорта придется еще и всем украинцам.

И последний эпизод этой аферы: как стало известно прессе, бенефициариями компании-подрядчика (ООО “Спецрембуд”), которая будет осваивать выделенные на строительство взлетной полосы миллиарды, являются все те же Борис Кауфман и Александр Грановский!
Конкурс тот, кстати, был странным: в нем принимало участие всего две компании. Причем второй была еще одна фирма (ООО “Проджекти-Ка”), аффилированная со структурами Кауфмана и Грановского, и которая уже ведет в аэропорту строительство пассажирского терминала. Увы, ни депутатов одесского горсовета, ни профильное министерство в Киеве этот сомнительный конкурс не насторожил.

Как видим, все происходящее вокруг аэропорта “Одесса” — это коррупция и расхищение огромных средств государственного и городского бюджетов. Тем не менее, при попустительстве властей эти бизнесмены проводили подобные аферы и в дальнейшем. Схема захвата, отработанная в Одессе в 2011-м, затем, в 2012-м, была применена Кауфманом и Грановским в Симферополе, а с 2013-го они приступили к установлению контроля и над столичным аэропортом “Борисполь”. 

Александр МАРТЫНОВ

УкрРудПром


Теги статьи: ГрановскийКауфман

Дата и время 04 февраля 2014 г., 00:00     Просмотры Просмотров: 2650
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Как вы относитесь к блокировке российских соцсетей?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте