АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 7°C
Харьков: 7°C
Днепр: 8°C
Одесса: 12°C
Чернигов: 6°C
Сумы: 6°C
Львов: 9°C
Ужгород: 14°C
Луцк: 7°C
Ровно: 7°C

Персона недели: Джон Керри, госсекретарь США «Компания недели»: РЖД

Персона недели: Джон Керри, госсекретарь США «Компания недели»: РЖД
Персона недели: Джон Керри, госсекретарь США «Компания недели»: РЖД

О. Бычкова― 22.06 московское время. У микрофона Ольга Бычкова. Добрый вечер, добрый день. Это программа «Сканер». Я приветствую Владимира Герасимова, исполнительного директора «Интерфакса». Добрый вечер тебе.

В. Герасимов Добрый вечер.

О. Бычкова И мы, как обычно, будем обсуждать события завершающейся недели. А некоторые из этих событий как раз сегодня, в пятницу, не то чтобы завершаются, а вовсю ещё даже идут.

В. Герасимов Ожидаются.

О. Бычкова Ожидаются и развиваются. И мы не знаем, чем всё закончится. И тем не менее делаем это с помощью информационной системы СКАН «Интерфакса», которая выстраивает нам всевозможные имена, названия… Что там она ещё выстраивает нам?

В. Герасимов Часто она выстраивает ещё драматургию. На этой неделе тоже такая драматургия есть, потому что у нас подряд идут четыре политика, и у них очень близкое число упоминаний: канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд, президент США Барак Обама и его госсекретарь Джон Керри. И упоминают их очень часто всех вместе, потому что всё это связано с одной темой и во многом связано с такой некоей переломной точкой в отношениях России и Запада вокруг Украины. Мы ждём, что же может произойти в ближайшее время вокруг этой темы.

О. Бычкова Мы скажем сразу, что мы знаем о том, что сегодня Меркель и Олланд находятся в Москве. Мы в курсе и очень внимательно следим сейчас. Я буду смотреть просто одним глазом в информационную ленту новостей, не придёт ли там что-нибудь важное. А если придёт, то буду держать вас в курсе.

В. Герасимов Президент Украины Пётр Порошенко не находится в Москве, но он находится в первой десятке, на 3-м месте, потому что как раз с ним встречались тоже на этой неделе и Керри, и президент Франции, и канцлер ФРГ. И другие тоже политики украинские в большом количестве находятся в рейтинге.

Ещё вернулся у нас в рейтинг бывший президент Украины Виктор Янукович. Его на днях лишили статуса президента и всех положенных регалий, пенсий.

Президент Владимир Путин, как обычно, на 1-м месте и усилил отрыв от премьера Медведева. Сейчас разница между ними уже три раза (в пользу Путина, конечно), а на прошлой неделе было меньше двух раз. И помимо украинской темы у Путина был ещё один тоже информационный, очень активный повод – это электрички. Он выговорил Правительству за отмену электричек.

О. Бычкова «С ума сошли?» – говорит.

В. Герасимов Критика досталась в основном вице-премьеру Аркадию Дворковичу. И как раз Аркадий Дворкович на 7-м месте в рейтинге СКАНа. И ещё попал в ТОП-50 на этой теме глава РЖД Владимир Якунин.

А в целом ещё экономика у нас в центре внимания: курс рубля, цены на нефть, инфляция. И поэтому практически друг за другом идут и министр экономики Алексей Улюкаев, и глава ЦБ Эльвира Набиуллина, и первый вице-премьер Игорь Шувалов, и министр финансов Антон Силуанов.

Так, министр спорта Виталий Мутко у нас появился на 17-м месте в рейтинге СКАНа. Он попросил у бизнесмена Усманова кредит для РФС для выплаты долга по зарплате тренеру сборной Фабио Капелло. Капелло деньги получил, на 25-м месте у нас в рейтинге.

Рядом с ним премьер Греции Алексис Ципрас. Он пытается договориться с ЕС о новых условиях сотрудничества, пока не очень успешно.

И ещё в ТОП-50 попал министр финансов Греции и бывший профессор-марксист, которого мы видим всё время без галстука рядом с другими министрами европейскими, которые пока носят всё-таки галстуки – Янис Варуфакис.

О. Бычкова Так и Ципрас тоже без галстука ходит.

В. Герасимов Ципрас тоже?

О. Бычкова Да. Ципрас сказал, что он будет ходить без галстука до тех пор, пока не решится проблема с внешним долгом Греции. Он не просто так ходит без галстука. Ципрас со смыслом ходит.

В. Герасимов У нас ещё в ТОП-50 режиссёр Андрей Звягинцев, который был у нас не так давно героем нашей программы. И вот наконец-то долгожданная премьера фильма «Левиафан» в кинотеатрах состоялась.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин встречался с президентом Путиным.

На 43-м месте в рейтинге впервые предприниматель Сергей Галицкий. Он – главный акционер торговой сети «Магнит». В питерском магазине сдали в полицию пенсионерку, как раз это был магазин «Магнит». Пожалуй, есть ещё одна тема: «Магниту», несмотря на все нынешние сложности на рынке, удалось продать инвесторам на финансовом рынке немного акций. В общем, это заметное было событие у нас на рынке.

У нас сегодня такой коллективный дипломатический герой, я бы сказал, во главе с госсекретарём Керри. Хотя, в общем, отчасти это условная фигура, потому что речь идёт просто, скажем так, о теме дипломатических усилий Запада на тему Украины.

О. Бычкова Да, но тем не мене история вокруг Джона Керри и вообще американских инициатив, связанных с Украиной и Россией, с санкциями и оружием, тоже обсуждалась достаточно громко. Никто же не знал, что Олланд с Меркель прилетят сегодня в Москву. Тем не менее всю эту историю напомнит нам сейчас Илья Рождественский:

И. Рождественский Неделя ознаменовалась всплеском дипломатической активности. Прошёл визит на Украину госсекретаря США Джона Керри, некоторые СМИ сообщили даже о возможности его приезда в Москву. Киев посетили в четверг также президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель. Они привезли Петру Порошенко новый план урегулирования конфликта и затем отправились с этим планом в Москву.

Джон Керри, выступая на пресс-конференции в Киеве, заявил, что США действительно изучают новые варианты предоставления помощи Украине, в том числе возможность поставки оборонных вооружений. «Президент США Барак Обама готов принять решение уже в ближайшее время, но Белым дом считает наилучшим путём разрешения конфликта всё же дипломатический путь», – подчеркнул Керри. Он сообщил также о решении Соединённых Штатов выделить Киеву 16 миллионов долларов на помощь жителям востока страны и 1 миллиард на проведение реформ. При этом, если программа реформ будет выполняться, украинские власти могут рассчитывать до конца этого года на ещё один миллиардный транш.

Между тем, согласно данным опроса, проведённому журналом Foreign Policy среди 1615 американских учёных в сфере международных отношений, Джон Керри был признан худшим госсекретарём за последние 50 лет. По мнению экспертов, наиболее эффективную внешнюю политику США проводил Генри Киссинджер в 70-х годах, на 2-м месте Джеймс Бейкер, за которым следуют Мадлен Олбрайт и Хиллари Клинтон.

О. Бычкова И мы сейчас продолжим обсуждать фактически отношения России с Соединёнными Штатами, отношения России с Западной Европой и отношения России с внешним миром (в общем, можно так сказать). Со Станиславом Белковским, политологом, мы будем об этом говорить. Станислав, добрый вечер вам.

С. Белковский Добрый вечер.

О. Бычкова Как вы думаете, всё-таки американцы решатся на какие-то более серьёзные шаги? Потому что сейчас, например, у нас есть новости о том, что «решение о летальной военной помощи Украине пока не принято, хотя и рассматривается», – сказала Сьюзан Райс, выступая в Вашингтоне (это помощник президента США по национальной безопасности). «Соединённые Штаты хотят действовать в этом вопросе в тесном согласовании со своими европейскими союзниками, чтобы сохранять единство». Это что такое? Это такие угрозы и такое делание вида, что «сейчас мы достанем какую-нибудь тяжёлую дубинку»? Или они действительно готовы пойти так далеко?

С. Белковский США очень не хотят поставлять летальные вооружения Украине, потому что это означало бы провокацию Путина на большую войну. Психология российского лидера абсолютно понятна и в Вашингтоне, и в европейских столицах. Они понимают, что если Запад перейдёт к новой стадии поддержки Украины в военной сфере, то Владимир Владимирович что-нибудь придумает, чтобы обеспечить новую эскалацию военного конфликта на территории Европы. Но, с другой стороны, Запад и не может признать, что он абсолютно капитулировал перед Кремлём. Он хотел бы ограничиться исключительно экономическими санкциями как методом воздействия на Россию, но может возникнуть такая ситуация, когда поставки летальных вооружений Украине станут неизбежными в силу той или иной линии поведения Путина.

В. Герасимов А с точки зрения расклада сил дипломатически? Такое впечатление, что американцы, и Керри в частности – это такой «злой следователь», а приехавшие в Москву лидеры Германии и Франции – это отчасти, по крайней мере, немного более добрые. Есть такое разделение сейчас дипломатических усилий?

С. Белковский Нет-нет-нет. Обама и Меркель – это «злые следователи», потому что они не доверяют Путину и не хотят с ним ни о чём договариваться. Позиция Путина ясна – ему нужна Ялта-2. Сейчас отмечают 70-летие Ялтинской конференции, и Владимир Владимирович хочет ощутить себя Иосифом Виссарионовичем.

О. Бычкова Это как?

С. Белковский …договаривается о некоем устройстве Земли.

О. Бычкова Но это же нужно, чтобы договаривались о некоем устройстве Земли, а не о военных действиях где-нибудь.

С. Белковский …Иосиф Виссарионович совсем и не выиграл Вторую мировую войну, а проиграл. И вообще Барак Обама объяснил на этой неделе в интервью Фариду Закария, самому известному публицисту мира, что в XXI веке вопросы не решаются так, как в середине XX, что контроль над территорией и военная сила уже не являются ключевыми факторами и что знаменитый сталинский вопрос «Сколько дивизий у папы Римского?» не имеет никакого смысла.

О. Бычкова Ялты не будет, короче говоря. Никакой Ялты не будет.

С. Белковский Ялты совершенно точно не будет, а Путин хочет именно Ялту независимо от того, по каким деталям украинского конфликта удастся или не удастся договориться. Это тупиковая ситуация, поэтому у меня нет никакого оптимизма в отношении сегодняшней встречи. Даже если Меркель, Олланд и Путин выйдут к журналистам со сверкающими улыбками и скажут, что они обо всём договорились – это может совершенно ничего не означать, имеющего отношение к реальности.

О. Бычкова А вы думаете, они пришли, например, с кнутом или с пряником, условно говоря, в Москву? То есть они будут чем-то угрожать или уговаривать, наоборот?

С. Белковский Нет, Путину же угрожать нельзя, он всегда действует наоборот, если ему угрожают, если на него давят. Поэтому будет кнут, завуалированный под пряник. Теоретической его основой являются Минские соглашения сентября прошлого года, что Украина пойдёт на децентрализацию, в общем, Донбасс и Луганск превращаются в некое Приднестровье-2. Путина ещё интересует жизнеобеспечение Крыма, которое должна гарантировать Украина, потому что надежды на оккупацию Украины и создание экстерриториального сухопутного коридора до Херсона развеялись в силу отсутствия таких ресурсов у Российской Федерации. Жизнеобеспечение Приднестровья, гарантии внеблокового статуса Украины. В общем, много чего его волнует.

Но я думаю, что Меркель и Олланд (а я делаю этот вывод из общения с аналитиками немецкими, французскими и американскими) прекрасно понимают, что конечная цель Путина вовсе не это. Ему нужна Ялта-2, он хочет примерить сталинский френч. В этом смысле он хочет вернуться на 100 лет назад (формально на 70, но фактически на 100). И здесь пространства для компромиссов с Западом, к сожалению или к счастью, у него нет.

В. Герасимов Один из новых элементов, который прозвучал, касающийся переговоров – это возможность появления «голубых касок» в Восточной Украине. Это вообще реальный сценарий?

С. Белковский Я думаю, что миротворческий формат – это то, чего хочет и Запад, и Путин. Только Путин хочет миротворцев СНГ, то есть своих собственных, а Запад – всех миротворцев, кроме российских. Поэтому договориться не удастся об этом формате.

В. Герасимов А что касается вопроса территории – это ещё один, наверное, может быть, такой же сложный вопрос?

С. Белковский Путин же не ставит вопрос о формальном изменении границ Украины, за исключением Крыма, фактического признания которого он требует от всех. Донецк и Луганск остаются в составе Украины, просто они превращаются в некую непризнанную серую зону, типа Приднестровья, вот и всё.

В. Герасимов А с точки зрения критичности момента? Были сегодня комментарии, связанные с тем, что это один из последних, а может быть, даже последний шанс, чтобы договориться. Вам кажется, что действительно всё именно так обстоит?

С. Белковский Последний шанс договориться наступает в момент смерти человека. Пока все лидеры живы (дай им бог здоровья), договориться ещё можно. Я не считаю, что это последний шанс, но шансов мало. И не в силу того, что время течёт в том или ином направлении, а в силу того, что концептуальной основы для этих договорённостей нет. Потому что ключевой вопрос на самом деле, как он должен быть сформулирован – это стремление Путина стать Сталиным и организовать Ялту-2 и полная неготовность Запада к обсуждению вообще этой тематики в таких формулировках.

В. Герасимов А что касается позиции Киева? За последнее время она как-то изменилась, что-то было замечено в изменении их позиции?

С. Белковский Киев существует в страдательном залоге в этой истории. Как бы президент Пётр Порошенко ни считал, что Путин его любит и поддерживает (а такие люди в украинском руководстве есть, к сожалению или к счастью), Путин не воспринимает Украину вообще как субъект переговоров. Собственно, вчера это было полуофициально заявлено, что Путин предлагал Франции и Германии договориться о судьбе Украины без Украины вообще. Он и с США хочется договориться про Украину без Украины, потому что он считает её недогосударством, населённом недолюдьми. И с этой позиции Путина сдвинуть практически невозможно. Поэтому Украина вынуждена созерцать всё происходящее, а не быть активным игроком в этом процессе.

Поэтому единственное, что я могу посоветовать Украине в этом плане – это проводить всё-таки европейские реформы, аналогичные тем, что провёл Саакашвили в Грузии в своё время, и показать, что выбор, сделанный революцией 22 февраля минувшего года, правильный. А уж с Донецком и Луганском как-нибудь всё само собой наладится через несколько десятилетий.

О. Бычкова Спасибо большое. Политолог Станислав Белковский был у нас на прямой телефонной линии.

Ну что, мы продолжаем ожидать каких-то новостей о том, как идут переговоры между Путиным, Меркель и Олландом. И у нас нет никаких новостей на эту тему. Вообще у нас ничего, просто ничего, кроме каких-то домыслов, отдельных комментариев. Я смотрю сейчас ленту, просто листаю – комментарии отдельных каких-то неназванных европейских чиновников, где в заголовках всегда стоит слово «санкции».

В. Герасимов Вообще и сегодняшний день активный дипломатический, и в воскресенье Меркель собиралась лететь в Вашингтон и встречаться с Бараком Обамой. В понедельник европейские министры иностранных дел будут обсуждать вопрос, возможно, это будут новые санкции. И Мюнхенская конференция проходит. То есть эта дипломатическая активность продолжается.

О. Бычкова И мы ещё не знаем, что они привезли из Киева, по большому счёту. Мы мало знаем об этом, во всяком случае.

В. Герасимов Да, об этом комментариев не было. Не исключено, что если будет эта «челночная» дипломатия продолжаться, то эти поездки могут так или иначе продолжиться, поскольку если будет какое-то движение, потребуются дополнительные консультации между сторонами.

О. Бычкова Поговорим с политологом Борисом Вишневским, он у нас тоже по телефону в прямом эфире программы «Сканер». Борис, добрый вечер.

Б. Вишневский Здравствуйте.

О. Бычкова У меня такой вопрос к вам, например. Считаете ли вы, что это последний шанс или что это всё-таки не очень последний шанс, как считает Станислав Белковский?

Б. Вишневский Надежда умирает последней. Я думаю, что шанс не последний. Я буду очень рад, если сейчас этот шанс реализуется, потому что любая война – это гибель людей, это кровь, это страдания, ничего хорошего в этом нет. Поэтому если удастся её остановить – это будет очень хорошо. Но не надо же считать, что если сейчас не получится, то уже не получится никогда.

О. Бычкова Такая точка зрения очень популярна, потому что одновременно ухудшается и ухудшается ситуация на востоке Украины. И чем дальше она будет ухудшаться, наверное, тем ещё сложнее будет потом из неё как-то более или менее сносно выйти.

Б. Вишневский Да, конечно, будет сложнее. Конечно, полгода назад было легче остановить войну, чем сегодня. Но я бы не стал всё ставить на одну карту и говорить: «Если этот шанс сегодня не будет реализован, то всё рухнет». Я всё-таки больше оптимист.

В. Герасимов А какая может быть договорённость? Как вы считаете, вокруг чего всё-таки она может строиться? Это возврат к Минску или что-то всё-таки новое, обновлённое?

Б. Вишневский Я думаю, как минимум это возврат к Минску. А вообще, на мой взгляд, было бы правильным (если бы я был российским президентом, представим себе такую фантастическую возможность) сказать, что Россия, во-первых, признаёт территориальную целостность Украины; а во-вторых, что Россия относится к сепаратистскому мятежу в Украине точно так же, как относится к своим сепаратистам, что она не поддерживает украинских сепаратистов, что она не будет больше снабжать их оружием, что она перекроет границу для вооружённых людей и боевой техники. И это было бы правильно, потому что, на мой взгляд, отношение к своим и к чужим сепаратистам должно быть абсолютно одинаковым. У нас в России за сепаратизм, как известно, сажают на пять лет, даже за призывы по последней редакции Уголовного кодекса. Так почему же у нас те, кто занимается тем же самым на востоке Украины – это герои, какие-то мифические ополченцы?

О. Бычкова С вами трудно спорить, но тем не менее то, что вы говорите – это всё-таки жанр «фэнтези».

Б. Вишневский Это максимум, который, на мой взгляд, мог бы быть. Но если хотя бы было сказано, что Россия отказывает в поддержке украинским сепаратистам – это уже было бы огромное продвижение.

В. Герасимов А с точки зрения переговоров между самими сепаратистами и Киевом? Здесь тоже как-то в последнее время мало надежд на то, что эти переговоры могут продолжаться в таком формате. Это тоже окончательно? Или такие переговоры прямые всё-таки возможны?

Б. Вишневский Здесь сложнее, потому что Киев (и тут, кстати, у меня совершенно аналогичная точка зрения) полагает, что никаких самостоятельных сепаратистов вообще не существует. Это просто наши марионетки («наши» – в смысле российские), люди абсолютно несамостоятельные. То, что часть из них периодически выходит из-под какого-то контроля, мало на что влияет. Без поддержки России они никто, никаких самостоятельных решений они принимать не могут, поэтому мне совершенно понятно, что Киев настаивает на переговорах с Россией, а не с ними.

В. Герасимов Худший сценарий: если переговоры сорвутся, то на будущей неделе американцы всё-таки примут решение о поставках летального оружия для Киева, и это выведет, как говорят, весь конфликт на какой-то новый виток. В чём этот виток будет состоять, какие риски создаст такая эскалация конфликта?

Б. Вишневский Смотря что понимать в данном случае под летальным оружием. Я, кстати, честно говоря, не вижу ничего плохого в том, что какая-то поддержка именно оружием, а не людьми законным властям Украины будет оказана. Если на востоке Украины масса оружия, которое туда попало из России, то что, собственно, плохого, если этому оружию что-то может противостоять? Я не большой знаток военной техники, но мне кажется, что как минимум могла бы быть оказана поддержка в том, чтобы, например, выяснять, когда и сколько этой техники переходит через российскую границу в Украину, где она именно находится. Потому что ни одного законного, простите, ни танка, ни БТРа, ни зенитного комплекса у сепаратистов быть не может. Откуда у них всё это берётся, скажите мне? Как вы думаете, это тайные склады на шахтах?

О. Бычкова Это значит – продолжение и усиление войны всё равно.

Б. Вишневский Боюсь, что это неизбежно, если не будет достигнут какой-то компромисс, если не будет установлено настоящее перемирие. Понимаете, надо ведь ещё одну вещь учитывать. Кто из вас когда-нибудь слышал за последние 20 лет о каком-нибудь сепаратизме в Донецке или Луганске? Да отродясь его там не было. Никто из политиков, из общественников там никогда никаких сепаратистских лозунгов не задавал. Всё это наведённое, всё это искусственное. Остановить всё это можно как минимум при наличии просто доброй воли российского руководства, в этом я абсолютно уверен. Если бы оно хотело мира, мир бы очень быстро там наступил, и не понадобилось никаких поставок оружия из Соединённых Штатов.

В. Герасимов А с точки зрения экономического контекста? На Украине произошло резкое падение гривны как раз в последние пару дней до 25 гривен за доллар, ситуация экономическая ухудшается, денег пока не поступило от Запада. Это может стать фактором в этом противостоянии? Насколько экономика тут играет роль, по вашему мнению?

Б. Вишневский Меня, честно говоря, больше российская экономика беспокоит, где падение рубля если не катастрофическое, то очень серьёзное, где растут цены, где совершенно понятно, что ситуация как минимум не улучшится, если будет продолжаться война, а то и скорее обязательно ухудшится. На мой взгляд, сейчас вообще лозунг остановки войны должен быть самым актуальным и у нас здесь, а не только в Украине.

О. Бычкова Последний, наверное, вопрос. Скажите, пожалуйста, как вам кажется… Когда мы обсуждаем тему реакции Запада на российскую политику, мы как-то обычно разделяем и выделяем разные нюансы между Соединёнными Штатами и Европейским Союзом. Сейчас в этой ситуации, тем более когда речь идёт о санкциях (известно, что американцы выступают за более жёсткую позицию, а европейцы за продолжение разного рода переговоров и обсуждений, несмотря ни на что), мы видим сближение позиций американцев и европейцев или это разница сохраняется и усиливается?

Б. Вишневский Я думаю, что разница всё-таки сохраняется, просто потому что европейские страны более тесно экономически связаны с Россией, более заинтересованы в сохранении этих отношений, чем Соединённые Штаты. Но эта разница не столь велика, потому что речь всё-таки идёт о принципах. И самый главный принцип тут: не было в послевоенной Европе никаких аннексий, никаких территориальных переделов, никаких попыток захватить чужие территории. На мой взгляд, этого и не должно быть. Я думаю, что и Соединённые Штаты, и Евросоюз едины в том, чтобы война прекратилась, чтобы прекратился вооружённый сепаратизм, чтобы вопросы обеспечения чьих-то прав, если эти права действительно ущемляются, решались исключительно мирным путём и путём политических переговоров, а не языком пушек и танков.

О. Бычкова Понятно. Спасибо вам большое. Это был политолог Борис Вишневский. Мы сейчас прервёмся на краткие новости и небольшую рекламу, затем продолжим программу «Сканер».

НОВОСТИ

О. Бычкова Продолжаем программу «Сканер». Ольга Бычкова, Владимир Герасимов. В этой части нашего «Сканера» мы говорим о компаниях и организациях, о том, как информационная система СКАН «Интерфакса» строит их в рейтинги в зависимости от того, о чём, о ком и почему, по какому поводу на этой неделе самые разные средства массовой информации больше всего писали.

В. Герасимов И первую пятёрку СКАН перемешал всю, если сравнивать с прошлой неделей. РЖД из-за разбирательства с участием президента в ситуации с электричками взлетела на две позиции вверх, а «Газпром» и ВТБ оказались, соответственно, ниже. «Газпром» даже на 4-м месте.

А в целом в ТОП-50 у нас очень много банков. Помимо традиционных Сбербанка, ВТБ, Внешэкономбанка резко набрали популярность и «Банк Москвы», «ВТБ 24», «Промсвязьбанк», «Открытие», «Альфа-Банк», Россельхозбанк, «Газпромбанк». Всё дело в том, что утверждён список банков, которым разрешили участвовать в программе докапитализации через ОФЗ.

Google на 7-м месте, обогнал Apple. Google планирует разрабатывать сервис вызова такси. Apple, как писали СМИ, собирается создавать собственный поисковик и находится чуть ниже, на 10-м месте в рейтинге СКАНа.

13-е место у авиакомпании UTair. Её сотрудники были похищены в Судане. И кроме того, компания продолжает получать иски от кредиторов.

«Яндекс» – 18-е место. Он запускает приложение для поиска мест на парковках в Москве.

Торговая сеть «Магнит». Как раз Дмитрий спрашивает, какое место. Место у «Магнита» 20-е.

О. Бычкова Это та торговая сеть, где бабушка-блокадница была обвинена в том, что она украла три куска сливочного масла (чего на самом деле не случилось, как потом выяснилось), и просто скончалась в полицейском участке.

В. Герасимов И кроме того, это та торговая сеть, которая разместила дополнительные акции на этой неделе, это тоже важно. Поэтому для всех разные события были, для экономических журналистов вот эти.

Следом идёт «АвтоВАЗ». Он приступил к пилотной сборке Lada Vesta и начал серийное производство Largus Cross.

25-е место у «Почты России». Тоже часто слушатели спрашивают, где «Почта России». Тоже достаточно высоко. Она запускает электронную почту, по которой гражданам будут доставляться письма из госструктур.

Институт ИНИОН, в котором произошёл пожар и сгорела часть библиотеки, оказался у нас на 28-м месте в СКАНе. Рядом авиакомпания TransAsia, чей самолёт разбился на Тайване.

Из-за снегопадов в Москве журналисты ещё много писали о работе московских аэропортов. «Домодедово», «Шереметьево» тоже у нас в СКАНе есть.

Ещё на 46-м месте появилась Royal Dutch Shell, англо-голландская компания. Из-за падения цен на нефть она закрывает одну из крупнейших в Северном море платформ.

Возвращаясь к началу рейтинга. Конечно, главной темой стало возвращение электричек в ряд российских регионов.

О. Бычкова И сейчас историю этого вопроса – с электричками, их отменой, реакцией президента и возвращением – напомнит нам Илья Рождественский:

И. Рождественский С 2011 года пригородным сообщением занимаются пригородные пассажирские компании – это «дочки» РЖД, созданные на паях с местной властью. Цены на билеты устанавливают региональные власти, они же должны компенсировать перевозчику разницу, если цены на билеты окажутся ниже себестоимости. По информации РЖД, из 73 регионов только около 10 покрывают убытки в полном объёме, ещё 12 компенсируют 80% от нужных сумм; остальные либо не платят, либо возмещают до половины средств. Совокупный долг регионов перед РЖД на конец 2014 года, по данным компании, превысил 36 миллиардов рублей.

РЖД начала отмену электричек за долги регионов ещё в 2012 году. В прошлом году пригородные пассажирские компании изменили механизм работы: они стали заключать договоры, по которым услуга оказывалась только на оплаченный объём денег. Если регион отказывался подписать контракт на таких условиях, перевозчик был вправе не оказывать услугу. Правительство новый подход поддержало. В мае 2014 года оно утвердило Концепцию развития пригородного комплекса, предусматривающую ответственность всех участников перевозок.

По данным Минтранса, услугами электричек в 2014 году воспользовались 97 миллионов россиян, но это не помешало отменить в прошлом году 580 пригородных поездов – 10% от их общего количества. В этом году ситуация усугубилась. Только в январе отменено около 300 поездов, в некоторых регионах (Вологодская, Псковская, Тульская области) электрички ликвидировали полностью. По данным РЖД, на 2015 год пригородные перевозки заказали только 47 субъектов федерации.

В среду президент Владимир Путин резко раскритиковал ликвидацию пригородного железнодорожного сообщения. «Вы что, с ума сошли, что ли? Это несерьёзный подход. Это же касается тысяч людей», – сказал он. Путин потребовал от Правительства немедленно восстановить пригородное сообщение, а уже потом заниматься вопросами, связанными с поисками дополнительных средств. Вице-премьер России Аркадий Дворкович пообещал, что в ближайшие дни более 300 ранее отменённых электричек будет восстановлено. По данным Минтранса, на 6 февраля 200 ранее отменённых электричек уже были введены в график.

О. Бычкова И мы сейчас продолжим, конечно, обязательно эту тему. Прежде всего узнаем, как эта ситуация выглядела в тех местах, где электрички отменили – например, в Пскове. Марина Кулешова, корреспондент «Интерфакса» в этом городе, у нас на прямой телефонной линии. Марина, добрый вечер.

М. Кулешова Здравствуйте.

О. Бычкова Скажите, пожалуйста, а как это получилось? Люди что, пришли на станцию, а там тихо и пусто? Или как это выглядело?

М. Кулешова На самом деле разговор о том, что не будет пригородного железнодорожного сообщения, шёл уже с начала января, то есть люди были подготовлены, но, естественно, возмущены. И несколько сообщений и от «Северо-Западной пригородной железнодорожной компании» поступало, и от администрации Псковской области заранее о том, что с 1 февраля железнодорожное пригородное сообщение в регионе отменяется полностью. Естественно, народ об этом знал, возмущался, но на тот момент другого решения администрация области не видела, кроме как не подписывать договор с «Северо-Западной пригородной железнодорожной компанией», а попытаться заменить эти маршруты автобусами.

В. Герасимов Удалось ли? Какая сейчас ситуация? Восстановили какие-то поезда?

М. Кулешова На данный момент после распоряжения Путина с сегодняшнего дня восстановлено полностью движение пригородных поездов, которые были отменены с 1 февраля, а это 18 пар, которые ходили по территории региона. Но надо сказать, что проблему это не решило. Её нужно решать и незамедлительно, потому что на данный момент не решён главный вопрос – вопрос финансирования пригородных железнодорожных перевозок. Администрация области подчёркивала сегодня на пресс-конференции, что «Российские железные дороги» вернули пригородное сообщение в одностороннем порядке, то есть не было согласования с администрацией области, областные власти даже не видели проекта договора об оказании услуг на пригородные железнодорожные перевозки. Вполне возможно, что речь пойдёт о тех 300 миллионах, которые просили железнодорожные компании, а таких денег в бюджете области просто нет.

О. Бычкова Потрясающая история. Марина, спасибо вам большое. Это мы сейчас говорили с корреспондентом «Интерфакса» в Пскове. И сейчас ещё позвоним в Великий Новгород.

В. Герасимов Там электрички не отменяли, но тоже ситуация была напряжённая.

О. Бычкова Это очень странное решение всё-таки. Это действительно странное решение, потому что во всех странах, не знаю, в Европе просто всё держится на этих самых электрических поездах, которые ездят на большие расстояния, на короткие расстояние, на какие угодно расстояния. Очень странно, что кому-то пришло в голову это отменять по каким бы то ни было причинам.

Великий Новгород, корреспондент «Интерфакса» Андрей Летягин. Андрей, здравствуйте.

А. Летягин Добрый вечер, Москва!

О. Бычкова Как там ситуация, скажите, пожалуйста, в Великом Новгороде?

А. Летягин Вы знаете, у нас в регионе каких-то глобальных, гигантских проблем по поводу пригородного сообщения просто нет и, наверное, не может быть, в отличие от других регионов России. Область у нас маленькая, и в конце прошлого года, когда зашла речь о возможных сокращениях пригородных поездов, наши власти начали считать и посчитали. Вот что у них получилось. Только 20 тысяч жителей области реально нуждаются в пригородных поездах, из этих 20 тысяч только 2 тысячи новгородцев пользуются ими постоянно. Этих людей пересчитали буквально по головам. Только 40 человек не имеют никакой связи с внешним миром, кроме пригородных поездов. Так что оснований для каких-то социальных взрывов в нашей области просто нет.

О. Бычкова А что делать с теми, которые не имеют никакой связи с внешним миром, кроме поездов?

А. Летягин Тут возможны разные варианты, причём самые экзотические. Что значит «нет связи»? Нет общественного транспорта: туда не пройдёт автобус, туда нет дорог. Но скажем есть, где вполне проедет какая-то легковая машина. А где не пройдёт легковая машина, может пройти мотоцикл, лошадка процокает.

О. Бычкова Лошадка! Прямо совсем хорошо.

А. Летягин А где лошадка не процокает – там пройдёт гусеничный тягач. Вы, наверное, знаете, что у нас в области существует экспедиция «Долина», это поисковики. Они активно используют тягачи, и эти тягачи проходят где угодно: по любому болоту, по любому лесу.

О. Бычкова Как-то мне кажется, что не у всех в этом регионе есть тягачи в домашнем хозяйстве, что-то мне подсказывает.

А. Летягин Безусловно. Скажем, что касается лошадок. В прошлом году, когда у нас в начале прошлого года сократили несколько пригородных поездов, я помню, глава администрации района столкнулся с проблемой: у него была семья, она жила в глубоком лесу, туда кроме этого поезда не было никакой дороги. И когда этот поезд отменили, глава администрации взял и подарил людям лошадку.

О. Бычкова И что? И люди всем довольны, вы хотите сказать?

А. Летягин Нет, конечно, недовольные есть, но каких-то, повторяю, больших проблем по этому поводу не возникает.

О. Бычкова Удивительно. Спасибо большое Андрею Летягину, корреспонденту «Интерфакса» в Великом Новгороде. Это были два региона, две географические точки.

В. Герасимов Разные стороны одной медали.

О. Бычкова И сейчас мы попробуем понять эту ситуацию в целом.

В. Герасимов Уже начали по всей России восстанавливать поезда. С начала года больше 300 отменили. Соответственно, теперь началось движение в противоположную сторону. Дополнительные затраты возникают.

О. Бычкова А как это могло получиться вообще, что вначале приняли одно решение, а потом ровно противоположное, ценой в миллионы рублей при этом?

В. Герасимов Решение принимали сначала в целом, потом по отдельности. Соответственно, денег не хватило у регионов заплатить за эти перевозки.

О. Бычкова Не понимаю я всё равно. Попробуем что-то понять с помощью Максима Шнайдера, заместителя начальника Департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» компании РЖД. Максим, здравствуйте.

М. Шнайдер Добрый вечер.

О. Бычкова Скажите, пожалуйста, во-первых, почему такие огромные суммы называются, просто десятки миллионов рублей на восстановление электричек? Почему это так много?

М. Шнайдер Тут вопрос не «много» или «мало». В целом по стране сегодня нехватка составляет 22 миллиарда рублей. Это и не большие, и не малые суммы. В целом себестоимость пригодных перевозок, чтобы организовать их по стране, превышает чуть более 100 миллиардов (это без закупки подвижного состава) при том, что сборы с билетов в кассах чуть-чуть превышают 50 миллиардов. Если вы возьмёте какие-то европейские страны, то там суммы исчисляются сотнями миллиардов и по новому курсу превышают триллион в год. И если общая потребность… Вот вы задаёте вопрос: «А сколько всего нужно денег в России для того, чтобы стабильно функционировало пригородное сообщение?» Грубо, 65 миллиардов: 50 миллиардов – операционные выпадающие доходы, и 15 миллиардов – это минимум на приобретение подвижного состава. То есть 65 миллиардов. Для сравнения, в Великобритании ежегодно дополнительно финансируется 5 миллиардов фунтов стерлингов.

О. Бычкова Дополнительно кем финансируется?

М. Шнайдер Там схема – и государство, и регион. Там сумма 500 миллиардов рублей. Если взять Германию, то 6 миллиардов евро (это тоже около 400 миллиардов рублей в год).

О. Бычкова Но там этими железными дорогами просто покрыто всё в мелкую сеточку.

М. Шнайдер Да. Но перевозка в Германии – 1,8 миллиарда, а в России – 1 миллиард человек в год. Я чуть-чуть уточню: не 97 миллионов в год перевозится, а 970 миллионов. Поэтому с этой точки зрения это и не много, и не мало. Это та реальная потребность, которая существует.

В. Герасимов Максим, сейчас принято такое волевое решение о восстановлении электричек в регионах, где они исчезли с начала года. Что нужно сейчас сделать, чтобы это решение стало долговременным и снова не возникло кризиса через какое-то время?

М. Шнайдер Для этого нужен договор между регионом и пригородной компанией. Региону необходимо заложить средства в региональном бюджете и, учитывая последние события, обратиться повторно, ещё раз обратиться в федеральный бюджет для того, чтобы этот вопрос был рассмотрен и сбалансирован с региональным бюджетом. Такая заявка должна поступить от региона. Заказчик – это регион.

Я хотел бы напомнить, что на самом деле поручение президента Российской Федерации по пригороду было ещё 8 июля 2014 года. Оно состояло из двух элементов: регионам необходимо было подписать реструктуризацию долгов с пригородными компаниями на 10 лет (то есть то, что за крайние годы накоплено и не оплачено, нужно было реструктуризировать на 10 лет) и обеспечить текущее финансирование. Из 102 соглашений, которые необходимо было подписать 64 регионам, только 12 было подписано. В итоге за последние 8 месяцев ситуация накалилась и вылилась в то, что мы все слышали.

В. Герасимов Со стороны РЖД я слышал критику, которая в ваш адрес тоже звучит, связанную с тем, что есть непрозрачность, связанная с доходами перевозчиков пригорода; есть ситуация с тем, что расписание меняется, может быть не так, как это удобнее жителям и как хотели бы регионы; есть проблемы перевозок между областями, когда возникает некая проблема – что же это, электричка или это уже поезд дальнего следования. Здесь какие шаги вы готовы сделать, чтобы регионы себя чувствовали более комфортно?

М. Шнайдер Первое, с точки зрения прозрачности, мы – абсолютно прозрачная компания. То, что на протяжении трёх-четырёх лет стабильно в 20 регионах Российской Федерации в полном объёме или на 80-90% регионами компенсируются все выпадающие доходы, для нас является безусловным свидетельством того, что одни и те же цифры в одних регионах принимаются (пусть с очень большими дискуссиями, с доказательной базой), а в других же регионах предпочитают использовать формулировку «непрозрачно» для решения такого вопроса.

С точки зрения технологической: разделение пригородных и дальних перевозок. Сегодня есть нормативная база, в соответствии с которой пригородным сообщением является сообщение до 200 километров. Свыше 200 – перевозка относится к категории «дальняя». Там есть очень большая специфика. Льготы по инфраструктуре до 200 километров распространяются, свыше 200 – нет. Сегодня до 200 нет НДС при перевозках, свыше 200 – есть. Тариф до 200 километров в пригороде устанавливается региональными органами власти, свыше 200 километров – уже на уровне федеральном. Там есть очень много нюансов. С технологической точки зрения РЖД готова обеспечить безопасную и качественную перевозку любому перевозчику. Поэтому когда перевозчик делает заказ компании, мы готовы оказывать эту услуги (безусловно, за плату).

В. Герасимов А если говорить о Подмосковье? Я так понимаю, что Подмосковье – это как раз самый благополучный регион. И причина здесь только в том, что просто большие перевозки, это выгодно для перевозчика? Или есть организационные вещи, которые повлияли на то, что в этом регионе таких проблем не возникает?

М. Шнайдер Без помощи федерального бюджета перевозки в московском транспортном узле (я беру Московскую железную дорогу, которую обслуживает единый перевозчик – «Центральная пригородная компания») в год убыточны минимум на 12-14 миллиардов рублей, даже в московском регионе с объёмом перевозок 600 миллионов пассажиров в год. Экономика 2015 года «Центральной пригородной компании» – минус 5 миллиардов. Это означает, что и Москва, и Московская область, и все регионы (Брянская, Смоленская, Калужская, Рязанская и так далее области) – им всем необходимо вместе предусмотреть не менее 5 миллиардов рублей. И то, что вначале частично отмены затронули и московский регион – это как раз свидетельство того, что «Пригородная компания» согласовала с регионами частичную отмену. Сейчас она восстанавливается, и мы ожидаем, что регион с «Пригородной компанией» заключит дополнительное соглашение.

В. Герасимов Мы говорили сейчас с некоторыми регионами, в частности с Новгородом, и наш корреспондент очень убедительно доказывал, что кое-где, может быть, электричка – и не самый выгодный и эффективный вид транспорта. Где-то можно лошадкой даже проехать, как он говорил.

О. Бычкова Ещё один пример нам Алла из Тульской области сейчас написала: «Ой, у нас, оказывается, тоже отменили. И это к лучшему, – в Тульской области, считает Алла. – Переездов много, грязи тоже. А ездили по четыре-пять человек на весь состав из четырёх вагонов. У нас в городе и между городами маршрутки бегают, как метро». Вот такой пример. А, например, с другой стороны, Владимир из Нижегородской области по мотивам Марии-Антуанетты пишет: «Если у них нет электричек, пускай ездят вертолётами». Это две иллюстрации.

В. Герасимов То есть вопрос оптимизации перевозок, использования разных видов транспорта – насколько это происходит и как это происходит на практике?

М. Шнайдер То, на чём ездить пассажирам в регионе, решают региональные власти. Если расчёты показывают, что на отдельных участках выгоднее пустить автобус, мы также считаем, что целесообразнее для эффективной траты бюджетных средств региону определить перевозку автобусами, может быть, в некоторых случаях и вертолётами, в некоторых случаях электричками – то, как это делает регион.

Какая была ситуация в крайние годы, особенно в Псковской, Новгородской области? Это регионы, которые никогда не платили даже близко тех сумм, на которые заказывали объёмы и которые необходимы были к оплате. Близко не было оплаты! Поэтому пока ходили поезда, пока заказывали, в данном случае «Северо-Западная компания» не ограничивала движение, наращивая долг перед РЖД – да, возили электричками. Сегодня вопрос наращивания долга стоит крайне остро (вы правильно сказали – свыше 36 миллиардов рублей) и не позволяет далее оказывать услугу в долг. Регион пусть занимается оптимизационными вопросами. Если им выгоднее автобусами – пожалуйста.

Но и в этом случае пригородная компания может оказать содействие. У многих пригородных компаний есть лицензии и они могли бы выполнять эту перевозку в рамках регионального заказа. Будет другой перевозчик? Пожалуйста. Это разыгрывается на аукционе, на конкурсе. Мы не навязываем свою услугу, мы говорим о том, что мы эффективны по ряду направлений и готовы оказывать эти услуги.

В. Герасимов Такой более общий вопрос, связанный с самой реформой РЖД. Та концепция, которая была заложена изначально в реформирование в части пригородных перевозок – всё было правильно сделано? Что-то нужно корректировать? Какая ваша оценка?

М. Шнайдер В чём была суть реформы? Отделены грузовые перевозки, пригородные, пассажирские, у каждого процесса появился хозяин. Это сделано правильно. Вопрос в другом: сегодняшний заказчик – регион – предпочитает не решать этот вопрос. Поэтому с точки зрения технологии, да, у нас есть чёткое разграничение, у нас есть абсолютная прозрачность и по дальним пассажирским, и по пригородным, и по грузовым перевозкам, есть заказчик и есть исполнитель. Финансирование этого вопроса – краеугольный камень. Но я подчеркну: 20 регионов находят в себе силы и смелость, выплачивая необходимые региону суммы, кстати, кое-где оптимизируя. Отличный пример – Волгоградская область. Четыре года подряд 100-процентная компенсация, при этом три-четыре года назад была частичная оптимизация. Сегодня по одному-два маршрута восстанавливаются. То есть механизм работает.

О. Бычкова И нужно решать просто в каждом конкретном случае. Спасибо вам большое. Это был Максим Шнайдер, заместитель начальника Департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» РЖД.

Это была программа «Сканер». До встречи ровно через неделю. Ольга Бычкова, Владимир Герасимов. До свидания!

В. Герасимов До свидания!

echo.msk.ru


Теги статьи: ПутинБарак ОбамаОлланд ФрансуаМеркельДжон Керри

Дата и время 07 февраля 2015 г., 19:34     Просмотры Просмотров: 2767
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.085802