АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 11°C
Харьков: 11°C
Днепр: 11°C
Одесса: 13°C
Чернигов: 10°C
Сумы: 10°C
Львов: 11°C
Ужгород: 12°C
Луцк: 11°C
Ровно: 11°C

Бюджет 2.0: как правительство обновило госсмету

Бюджет 2.0: как правительство обновило госсмету
Бюджет 2.0: как правительство обновило госсмету

Для госбюджета на 2015 год, который уже в день принятия имел статус «промежуточного», готова обновленная версия. Правительство планирует увеличить доходы на 22,5 млрд, расходы – на 35,7 млрд гривен. Дефицит увеличится с 3,7% до 4,1%. Основная причина коррекции показателей – девальвация гривны.

Бюджет на 2015 год парламентарии приняли в ночь на 29 декабря. Как содержание документа, так и процедура голосования имели множество недостатков. Депутатов попросили не обращать внимание ни на то, ни на другое и проявить лояльность, так как бюджет фактически принимается только на два месяца. Арсений Яценюк, признавая, что главная смета страны далека от совершенства, обещал, что изменения в нее будут внесены не позже 15 февраля 2015 года с учетом рекомендаций международных кредиторов. С небольшой задержкой относительно анонсированной премьером даты вчера был представлен обновленный вариант документа.

В декабре бюджет-2015 принимался со среднегодовым значением курса гривны к доллару как 17 к 1. Презентованный вчера проект изменений в госсмету рассчитан, исходя из прогноза среднегодового курса 21,7 гривны за доллар. Официальный курс гривны по отношению к доллару вчера превышал отметку в 26 гривен.

С учетом предложенных правительством изменений доходы сведенного бюджета в 2015 году увеличатся на 22,5 млрд гривен и составят 598,8 млрд гривен. Почти половину дельты обеспечит рост доходов от НДС – по расчетам Минфина, поступления по этой статье должны вырасти на 11,8 млрд гривен. Одним из основных «драйверов» доходов бюджета будет девальвация и ускорение инфляции.

Вторая по значимости доходная статья бюджета – повышение рентной платы за пользование недрами: в частности, планируется повысить ставку с 20% до 70% для государственных добывающих компаний, что, по прогнозам правительства, добавит в казну 9,1 млрд гривен.

Также планируется дополнительно собрать 2,5 млрд налога на прибыль путем увеличения финансового результата к налогообложению. За счет девальвационного фактора правительство планирует собрать на 2,1 млрд гривен больше ввозных пошлин.

Рентную плату за транспортировку газа, нефти и аммиака планируется перевести в доллары США, что даст дополнительно 1,7 млрд гривен.

При этом правительство рассчитывает получить меньше на 4,9 млрд гривен доходов НБУ (ранее планировалось около 65 млрд гривен). Также Кабмин не рассчитывает на 1,9 млрд гривен сбора на покупку валюты – в Минфине это связывают с прогнозируемым «уменьшением спроса на валюту». В то же время можно смело утверждать, что как минимум сопоставимая сумма комиссионных осядет в карманах валютчиков на черном рынке.

Расходная часть бюджета увеличится на 35,7 млрд гривен – до 663,9 млрд гривен. Основным volume-драйвером здесь является обслуживание государственного долга. Из-за девальвации гривны и с учетом того, что Минфин решил пока отказаться от реструктуризации части ОВГЗ, которые находятся в портфеле НБУ, эта статья расходов увеличится на 21,5 млрд гривен.

Также достаточно дорого бюджету обойдется увеличение субсидий для компенсации повышения тарифов – на это дополнительно выделят 12,5 млрд гривен.

Помощь переселенцам из зоны АТО будет стоить казне дополнительных 2,9 млрд гривен.

Будет проведена коррекция расходов, зависящих от курса гривны, в частности, дипломатических ведомств, цены на лекарственные препараты, расходы военных атташе и т.д. На это правительству дополнительно потребуется 1,3 млрд гривен. Существенным сокращением расходов является уменьшение трансферта Пенсионному фонду на 3,9 млрд гривен.

Скептики под куполом

По словам министра финансов Натальи Яресько, предложенные изменения необходимы, чтобы совет директоров МВФ одобрил программу финансирования Украины. Свою часть работы в правительстве выполнили, рапортует Минфин – дело за парламентом.

Уже очевидно, что единогласная поддержка депутатов проекту Минфина точно не обеспечена. Forbes связался с несколькими членами бюджетного комитета ВР, но они отказались комментировать предложения правительства, так как многие изменения в «глаза не видели». Лидер фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко считает, что на все формальности депутатам должно хватить двух недель: «Должны пройти заседания всех комитетов парламента. Должно быть принято решение бюджетного комитета. Должно быть рассмотрение в парламенте. Мы будем все делать, чтобы в этом месяце страна получила уточненный бюджет».

Луценко надеется, что обновленный бюджет существенно эволюционировал по сравнению с принятым в конце декабря вариантом. Его коллеги из «Батькивщины» уверены: рассчитывать на это не приходится. Депутаты уже заявили, что «авральщину» поддерживать не будут. В условиях «беспрецедентного экономического кризиса» повторять практику декабрьского голосования и верить правительству на слово, что «все в порядке», соратники Юлии Тимошенко не собираются. В партии призвали Минфин показать Раде весь пакет необходимых для получения финансирования от МВФ законопроектов, чтобы ознакомиться с вопросом в комплексе. «Настоятельно просим правительство немедленно обнародовать и внести в парламент весь пакет законопроектов, подготовленных во исполнение предварительных договоренностей с миссией МВФ в Украине, кроме зарегистрированного сегодня законопроекта о внесении изменений в закон «О Государственном бюджете Украины на 2015 год», – говорится в заявлении партии.

Эксперты комментируют инициативы Минфина с осторожностью, ведь полной конфигурации бюджетной корректировки ведомство не представило. Но и засвеченных изменений достаточно, чтобы серьезно сомневаться в их эффективности. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич считает, что достичь запланированного экономического эффекта от повышения ренты за использование недр будет сложно.

«Повышение ренты непосредственно связано с ожидаемым ростом цены, по которой «Нафтогаз» покупает газ у государственных добывающих компаний. Фактически власть рассчитывает, что конечные потребители профинансируют эту операцию, поскольку именно они находятся в начале данной «цепочки», – поясняет он, указывая, что достичь этого невозможно без существенного повышения тарифов на газ и тепло для населения. «С учетом девальвации, падения реальных доходов населения и роста безработицы можно ожидать, что повышение тарифов приведет к росту неплатежей», – подчеркивает Марунич.

В беседе с Forbes раскритиковал «Госбюджет 2.0» и экс-министр экономики Сергей Терехин. По его мнению, для нормального выполнения бюджета правительству необходимо стимулировать бизнес-активность – то есть снижать налоги, а не делать точечные корректировки или просто менять названия платежей.

«Повышение налогов обычно плохо сказывается на уровне деловой активности в стране, потому с этим инструментом нужно быть крайне осторожным», – солидарен с Терехиным финансовый аналитик РА «Эксперт-рейтинг» Виталий Шапран.

Слишком оптимистичной выглядит и сумма расходов – если, конечно, не закрывать глаза на макропоказатели. Высокие темпы инфляции должны заставить Кабмин пересмотреть зарплаты бюджетников, на что у правительства нет денег. «Если после изменения базовых показателей бюджета инфляция будет 24%, то минимальную заработную плату нужно повышать не на 13,6%, как это было прописано в прошлом году», – напоминает Терехин. Курс на публичное урезание зарплат в госаппарате он считает бессмысленным – особенно в свете активно декларируемой борьбы с коррупцией: «Чиновников надо выгонять, сокращать, но зарплаты чиновникам повышать нужно немедленно».

Также для выполнения обновленного бюджета необходима ревальвация гривны, поскольку сегодняшний курс 26 гривен за доллар пока существенно отличается от расчетного 21,7. НБУ не может ни гарантировать правительству этот показатель, ни спрогнозировать его динамику. Еще одна неизвестная – результат переговоров правительства с держателями украинского государственного долга. По информации Forbes, основным сценарием Кабмина на сегодняшний день является отсрочка погашения с частичным списанием долга. В Минфине утверждают, что консультаций с «бондхолдерами» еще не начинали.

Александр Моисеенко, Forbes Украина


Теги статьи: БюджетГосбюджет

Дата и время 17 февраля 2015 г., 13:29     Просмотры Просмотров: 1993
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
18 октября 2017 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Что нужно сделать с Саакашвили?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.056671