АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 2°C
Харьков: 4°C
Днепр: 6°C
Одесса: 5°C
Чернигов: 0°C
Сумы: 2°C
Львов: 6°C
Ужгород: 5°C
Луцк: 5°C
Ровно: 5°C

Украинская власть и олигархи хотят прикарманить вклады населения

Украинская власть и олигархи хотят прикарманить вклады населения
Украинская власть и олигархи хотят прикарманить вклады населения

Прикрываясь войной и экономическим кризисом, власть и стоящие за ней олигархи злоумышляют очередную «новацию»: экспроприировать депозиты населения, другие средства физических и юридических лиц, помещенные в банковские учреждения на возвратной основе, с целью выполнения доходной части бюджета, в том числе для покрытия военных расходов. Этому деянию уже придумано обтекаемое бюрократическое название: «привлечение в бюджет», в украинском варианте — «залучення до бюджету».

Конечно, это будет не совсем грабеж среди бела дня. Буржуазные приличия будут соблюдены. Средства не просто нагло отберут, как это сделали бы какие-нибудь большевики-беспредельщики. Их принудительно конвертируют в государственные долговые обязательства, по которым родная держава заплатит когда-нибудь потом, если эти деньги окончательно не превратятся в пыль посредством дальнейшей обвальной девальвации, если деньги вообще будут и если будет существовать сама держава... Ярчайшим примером здесь могут служить СССР и его вклады.

Есть еще один, крайне циничный, нюанс. В ряде случаев средства граждан и субъектов предпринимательства могут быть «привлечены» не только в бюджет, например, на военные нужды, но и на рефинансирование неплатежеспособных банков, которые их владельцы и менеджмент усиленно разворовывают. Схема выходит очень «элегантная»: банкиры и стоящие за банковскими учреждениями олигархи будут их банкротить, набивая карманы, заплатят за это вкладчики и клиенты банков, а государство когда-нибудь потом вернет обесцененные бумажки за счет граждан, в том числе обворованных вкладчиков и клиентов.

Идея прикарманить находящиеся в банках средства граждан и предприятий не является новой. Вынашивают ее уже скоро год, но известно о ней стало только сейчас.

К истории вопроса

Первый вариант законопроекта на тему, выражаясь бюрократическим канцеляритом, «создания законодательных оснований функционирования финансовой системы в особый период», был подан в парламент еще в марте 2014 года от имени первого правительства Яценюка и Министерства финансов, которое тогда возглавлял Александр Шлапак. Именно там впервые появилась новация о «привлечении в бюджет» вкладов граждан и субъектов хозяйствования. Депутаты на такое не решились, и документ был отправлен на доработку.

Затем был указ президента от 24 сентября и поручение премьера от 27 октября 2014 года о «создании законодательных основ функционирования финансовой системы в особый период». Во исполнение этих документов, законопроект «О финансовой системе Украины в особый период» 30 октября был опять внесен в парламент, но вскоре снова отправлен на доработку.

В январе 2015 года была предпринята очередная попытка протолкнуть норматив. Но законопроект даже не дошел до парламента, а был забракован правительственным комитетом по вопросам экономического развития и европейской интеграции. Если верить «сливам» в СМИ, то причиной стало якобы то, что этот норматив «дискредитирует правительство». Подобная мотивация умиляет уже хотя бы потому, что правительство и лично Яценюк уже и так дискредитировали себя по самое не могу!

Следует также обратить внимание на тот факт, что это уже не первый «наезд» так называемой демократической власти на банковские вклады населения. Первой ласточкой стало введение в июле 2014 года налога на доходы по депозитам в размере 15%. По мнению специалистов, эта мера сколько-нибудь серьезных поступлений в бюджет не дала, но еще больше подорвала доверие граждан к банковской системе, спровоцировав дальнейший отток денег из банков. Но Яценюку и компании этого показалось мало, и с начала 2015 года ставка налога на доходы по депозитам была увеличена до 20%, что еще больше ухудшило ситуацию в банковском секторе. И это не говоря уже о расходах на администрирование, которые «съедают» существенную часть доходов от налога.

Теперь имеем новую, еще более масштабную и циничную попытку отобрать сбережения граждан и субъектов хозяйствования. Если эти поползновения власти не пресечь накорнюь, это может привести к тому, что рядовых граждан, малый и средний бизнес ограбят, а банковская система полностью развалится.

О чем поется в этой песне...

Законопроект «О финансовой системе Украины в особый период» имел целью наделить Кабмин и ряд других органов особыми полномочиями. Что касается банковских вкладов, эти полномочия, в представлении авторов норматива, суть следующие: при введении военного положения и наложении моратория на выплату банковских депозитов средства клиентов, которые находятся на вкладных (депозитных) счетах в банках, и средства небанковских финучреждений, которые принадлежат гражданам и/или привлекались от граждан на возвратной основе, могут привлекаться для удовлетворения потребностей государства в особый период путем зачисления их части, размер которой определяется Кабмином, в государственный бюджет. Подчеркнем, что подобные меры будут касаться также средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, кроме оборонных, а также физических лиц-предпринимателей и фермерских хозяйств.

Предполагается, что привлеченные в бюджет средства граждан и субъектов хозяйствования будут оформлены в качестве государственного долга в виде ценных бумаг, которые будут переданы заимодателям. Возврат займов и процентов по ним будут осуществляться после окончания особого (военного) положения на условиях, которые устанавливаются правительством, по сути, Министерством финансов.

По поводу условий и сроков единого мнения, похоже, нет. Это могут быть гособлигации со сроком погашения два года по ставке 14-16% или со сроком три года по ставке 12-14%. По мнению авторов норматива, указанные цифры символизируют средний уровень инфляции, соответственно, за 2 или 3 года. Подобные цифры вызывают огромное сомнение, поскольку в декабре 2014 года к декабрю 2013 года инфляция превысила 25%, а в январе 2015 года и вовсе достигла 28%. К тому же есть мнение, что проценты по облигациям будут существенно ниже, например, 7% — именно такая доходность была установлена в 2014 году для так называемых военных облигаций. А срок погашения будет равен времени, в течение которого будет длиться военное положение, плюс минимум 2-3 года, а возможно и намного больше — если учитывать особенности нашей уродливой олигархо-бюрократической системы.

Здесь сразу же обращает на себя внимание, как минимум, две проблемы.

Во-первых, это вполне возможное нарушение банковской тайны. Ведь передача государством конкретному гражданину или субъекту хозяйствования ценных бумаг на сумму «привлеченных в бюджет» вкладов означает автоматическое раскрытие, как минимум, величины вклада и банка, в котором этот вклад был помещен. Как государство намерено решать проблему защиты банковской тайны, намерено ли защищать банковскую тайну вообще и, главное, можно ли ему верить, непонятно. Впрочем, последний вопрос относительно доверия к государству является риторическим...

Во-вторых, возникает проблема валютных вкладов, гривневое исчисление которых резко увеличилось в связи с девальвацией. В ходе «привлечения в бюджет», доллары и евро пересчитают по нынешнему курсу, и хорошо, если по настоящему рыночному, а по какому курсу потом будет осуществляться возврат через 2, 3, 5 и так далее лет, неизвестно, как неизвестно, насколько курс гривны еще обвалится за это время. Напомним, что последний год гривну опустили практически в три раза, и, похоже, это еще не предел. О том, что инфляция за год перевалила за отметку 25-28%, уже сказано выше.

И еще одна важная деталь. Первоначально речь шла о «привлечении в бюджет» любых вкладов или их определенной части, независимо от суммы хранимых денежных средств. Но, очевидно, понимая, что подобная мера чревата скандалом, паникой и массовым бегством денег из банков, в конторе Яценюка решили пока «сдать назад». По имеющимся данным, в последней редакции законопроекта меры по экспроприации, пардон, «привлечению в бюджет» вкладов населения распространяются только на вклады, сумма которых превышает 200 тысяч гривен, то есть на те, сохранность которых, согласно закону, государством не гарантируется. Но есть некоторые особенности.

Во-первых, крупные, суммой 200 тысяч гривен и выше, вклады сейчас активно дробятся вкладчиками на более мелкие, особенно в проблемных банках, о чем недавно в интервью изданию «Зеркало недели. Украина» заявил глава Фонда гарантирования вкладов физических лиц Константин Ворушилин. И это притом, что вклады более 200 тысяч гривен и до того составляли до 5% от всех вложений населения в банки. Не говоря уже о том, что за последний год гривна была опущена в три раза, и 200 тысяч гривен — это теперь копейки, за которые невозможно купить даже нормальную автомашину. Обесценив сбережения граждан обвальной девальвацией, бюрократия теперь хочет, прикрываясь войной, наложить лапу на жалкие остатки.

Во-вторых, возникает проблема валютных вкладов, гривневый эквивалент которых из-за обвальной девальвации вырос втрое. Теперь достаточно скромный вклад в размере 10 тысяч долларов уже превышает оговоренные законом 200 тысяч гривен, которые считаются «огромными деньгами», не подлежащими гарантированию Фондом гарантирования вкладов, но зато подпадающие под принудительное «привлечение в бюджет».

Итак, вполне возможно, что чиновники опять вернутся к идее «привлечь в бюджет» все без исключения вклады уже хотя бы потому, что ставка только на вклады более 200 тысяч гривен становится бессмысленной. А в целом все эти телодвижения провоцируют нарастающее бегство из банков денег, как валюты, так и гривен, что чревато окончательным развалом финансово-банковской системы страны. Впрочем, на сей счет власть в сговоре с олигархией готовят еще один «сюрприз»...

Кому должен — всем прощаю!

«Сюрприз» этот заключается в том, что средства населения и субъектов хозяйствования могут быть «привлечены» не только в бюджет, но и для спасения коммерческих банков, на что у государства не хватает денег. Кроме того, согласно скандально известному «кипрскому сценарию», определенная часть вкладов может быть принудительно обращена в акции проблемных банков. По сути, это рекапитализация олигархических банков за счет средств вкладчиков.

По официальным данным, дефицит Фонда гарантирования вкладов составляет примерно 17 млрд грн. Но это на данный момент, а поскольку количество несостоятельных банков растет, как снежный ком, эта сумма будет существенно возрастать. Только за последнее время несколько крупных банковских учреждений, среди которых банки «Надра», «Финансы и кредит», «Финансовая инициатива», а также целый ряд средних по размеру банков, были объявлены финансово несостоятельными. На расчеты с вкладчиками этих банков денег может не найтись. Ожидается, что государство может объявить мораторий на удовлетворение требований вкладчиков сроком до года или даже больше, национализировать 50%+1 акцию таких банков и принудительно конвертировать вклады клиентов в остальные 49% акций на срок до 5 лет.

А ведь это очень удобная для владельцев и менеджмента банков схема ухода от выполнения своих обязательств перед клиентами банков! Банк намеренно банкротится, то есть денежные средства и другие ликвидные активы выводятся, а с клиентами рассчитается государство, перефразируя героя кинокомедии, «когда-нибудь потом, если захочет», причем за счет тех же обворованных вкладчиков, то есть за счет бюджета, точнее, за счет «затянутых поясов», повышения тарифов, налогов, пенсионного возраста и прочая. Естественно, что чиновники, решающие вопрос о (не)состоятельности того или иного банка, будут «в доле».

А в это время государственные и олигархические телеканалы будут переполнены пламенными призывами к гражданам поддержать государство последней гривней! При этом и МВФ, и чиновники упорно продолжают игнорировать едва ли не самый главный источник решения финансовых проблем государства — возврат капиталов, вывезенных через низконалоговые зоны их страны, а по сути, сколоченных на разграблении Украины.

P.S. Шумиха вокруг новой инициативы возымела свое действие. По крайней мере пока Кабинет министров Украины не планирует проводить «временную национализацию» вкладов граждан Украины. Об этом говорится недавнем в сообщении Министерства финансов в сети Facebook. «Сегодня экономическая ситуация в Украине сложная, но управляемая», — отмечается в сообщении. Сегодня. А что будет завтра? Вы верите, что КМУ «похоронил» идею? Я нет.Слишком уж она «соблазнительна».

fraza.ua


Теги статьи: ДепозитДепозиты

Дата и время 23 февраля 2015 г., 13:58     Просмотры Просмотров: 2926
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.054894