АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 0°C
Харьков: 1°C
Днепр: 3°C
Одесса: 4°C
Чернигов: 0°C
Сумы: 1°C
Львов: 1°C
Ужгород: 5°C
Луцк: 1°C
Ровно: 1°C

Потерянный форс-мажор. Бизнес так лоббируют, что, наверное, уничтожат

Потерянный форс-мажор. Бизнес так лоббируют, что, наверное, уничтожат
Потерянный форс-мажор. Бизнес так лоббируют, что, наверное, уничтожат

Идет война. Бизнес оказался в сложном положении. По объективным причинам многие договора нельзя выполнить. Вроде бы и государство идет навстречу: и проверки частично запретили внеплановые, и получение сертификатов форс-мажор упростили до невозможного. И все равно у бизнеса проблемы. Теперь суды и налоговые (фискальные) органы отказываются сертификаты признавать.

 

Уже есть первые отказы судов признать обстоятельства форс-мажор при выданном сертификате. И фискальная служба в ряде случаев не принимает сертификаты о форс-мажоре, ссылаясь то, что доказательств нет. То есть сертификат есть, а доказательств нет. Как это? Резонанс по этому поводу в обществе уже пошел. Известные юристы считают отказы признания сертификатов незаконными, потому что боевые действия в зоне АТО – факт очевидный. Увы, не могу разделить их точку зрения. Просто потому, что изучала материалы, которые предприниматели собирались подавать на получение сертификата форс-мажор. Дело в том, что неправильна сама оценка сертификата как юридического документа. Сертификат о наступлении обстоятельств форс-мажор выдается как доказательство для суда. А любое доказательство может быть признано судом надлежащим или ненадлежащим, в зависимости от того, насколько четкая доказательная база собрана. А коллизия в том, что ТПП выдает сертификаты, но не отвечает за последствия. Если суд признает, что сертификат – ненадлежащее доказательство, ТПП отвечать за это не будет, а должно. А кроме ТПП с 15.10.2014 обратиться за подтверждением обстоятельств форс-мажор ни к кому нельзя. До закона №1669-VII можно было в государственных инстанциях доказательства собрать, а после принятия этого закона только в ТПП. Но бизнес считает, что сам факт наличия сертификата автоматически обеспечивает списание обязательств по договорам. На самом деле, это не так. Суд проверяет не только наличие сертификата, но и качество доказательной базы, на основании которой он был выдан, т е документы, которые собрал предприниматель, чтобы получить сертификат. Судя по реакции судов, не все собирали документы добросовестно.

 

Для начала, чтобы понять суть проблемы, попросите у кого-нибудь уже выданный ТПП сертификат и прочитайте текст. Вы бы на основании такого текста на месте судьи какое приняли бы решение?

 

Принцип невозможности выполнения обязательств из-за форс-мажора предполагает четкую причинно-следственную связь между боевыми действиями, беспорядками с обязательствами по договору. И все это должно быть подкреплено документами. Например, фирма до такого-то числа по такому-то договору выполняла все его пункты (документы приложить Пакет 1), потом такого-то числа началось то-то (доказательства — приложить пакет 2), из-за чего такие-то обязательства фирма не может выполнить потому-то. Формула простая, конечно, но собрать нужные пакеты документов полностью, а потом прописать четко взаимосвязь между ними, — это работа, которую надо делать кропотливо и четко. Тут привычное «а как попало» закончится проигрышем в суде и потерей денег, иногда больших денег.

 

Но, как правило, считая, что война и боевые действия – это же очевидно, предприниматели подают то, что есть. Мол, часть документов потерялась, этого не нашли, а этого и не было, но война же…

 

В этом случае, готовя документы, люди не понимают, что в суде сертификат ТПП о наступлении обстоятельств форс-мажор по конкретному договору рассматривается не как вещь в себе, а как обычное доказательство, которое может быть признано ненадлежащим. Например, строила фирма объект на какой-то площадке по договору с генподрядчиком. Площадка кому-то принадлежит? Если не самому заказчику, то нужен договор с собственником площадки (пользователем земли, если коммунальная). А если договор заключить забыли? Т е договора на пользование площадкой просто нет. Суд признает, что стройку из-за АТО не закончили из-за форс-мажор? Вначале суд спросит, а что Вы на этой площадке делали без соответствующих документов? И будет прав. Наличие такого нарушения уже не предполагает признания невыполнения договора уважительным. Если договор изначально выполнялся с нарушениями закона, то суд не будет рассматривать любые производные, потому что вначале надо доказать: до АТО договор ВЫПОЛНЯЛСЯ.

Можно бесконечно кричать про плохих судей, но тут судьи требуют обычной доказательной базы. Попыткой сыграть на неприятии обществом современной судебной системы тут не победить.

 

Когда предприятие выбралось из зоны боевых действий и начинает разбираться в своих делах, первым и самым важным является приведение документов фирмы в порядок и сбор в папочку необходимых документов для доказательной базы по форс-мажор (что и почему нельзя выполнить теперь). Только после этого пишется заявка в ТПП (написание — тоже достаточно сложный процесс, потому что заявитель должен объяснить, в чем причинно-следственная связь между пакетом документов фирмы и АТО). Более того, заявитель должен доказать, что именно с такого-то числа, когда боевые действия или беспорядки коснулись его бизнеса, он не может выполнять то-то и то-то. И это суд тоже будет проверять.

 

А получается, что вместо всей этой работы поднимается крик: «Налоговая (фискальная служба) послала с сертификатом! Они не увидели доказательной базы». Но в реальности многие пакеты документов действительно не имеют достаточного количества доказательств. Налоговая виновата? Так и до криков про новый Майдан недалеко. Но причина ведь в собственной бизнес-беспечности. А виноваты все: суды, проверяющие. Извините, дорогие бизнесмены и юристы, отстаивающие чьи-то интересы, Вы свои пакеты документов проверьте, перед тем, как кричать о несправедливости и коррупции. А то коррупцией у вас считается такое поведение госорганов, при котором они не закрыли глаза на вашу коррупцию.

 

Суд ведь будет рассматривать факты: если к заявлению про форс-мажор не приложен акт о том, что строили на территории законно, как можно признать, что строительство не продлено по объективным причинам? «А что стройка на чужой территории делала?» — спрашивает суд. Странно, когда опытные юристы при этом кричат: «Коррупция!».

 

 

Просто активная кампания «Бегом к ТПП!» без объяснения бизнесу, что обязанность доказывания лежит на самом бизнесе, сейчас дала результат. Не учли, что какой собрали пакет документов под сертификат, такой и будет результат в суде. В сегодняшнем юридическом поле сертификат – это просто символическое обозначение, что кто-то (ТПП) пакет документов проверил. Но дальше его, этот пакет документов, а не сам сертификат, имеют право рассматривать госорганы и суды. Поэтому благие намерения упростить выдачу сертификатов по форс-мажору для бизнеса вылились в беспечную веру бизнеса в этот мифический документ, который появляется из воздуха и решает все. А в реальности общими словами выписанный сертификат без конкретики просто вынуждают суды и фискальную службу перепроверять ВЕСЬ пакет доказательств.

 

Но есть и такие вопросы, которые ТПП при выдаче сертификата просто не имеет права проверять. Это разрешительные документы, если их получение не является одним из условий договора. Если в договоре нет обязательства «получить разрешение на строительство» ТПП не имеет право у Вас этот документ требовать для выдачи сертификата, потому что в этом случае это превышение полномочий. Проверка разрешительных документов — это функция контролирующих органов. И если ТПП у Вас попросит разрешение на строительство или еще что-то, о чем в договоре ни слова, — поднимайте закон «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності» и объясняйте ТПП, что покажете все и обязательно, но государственным органам надзора и контроля, а не общественной организации Торгово-промышленная палата Украины. С таким подходом Вам не придется «договариваться», но удастся себя защитить.

 

Что же касается проверок государственными органами, то украинские законодатели сделали все, чтобы огромные государственные деньги были отмыты и списаны на форс-мажор. Получилось все это под предлогом защиты бизнеса. Из статьи 6 п 1 Закона Украины «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності» убрали право органа контроля проводить внеплановые проверки в случае самостоятельного выявления нарушения. Что плохого? Неоплаченное полностью строительство дороги за средства госбюджета невозможно проверить. А оплатить надо. Очень простая схема, даже не верится, что все это происходит в наши дни. Т е, например, дорога была не достроена, когда началось АТО. А сейчас эта не до конца построенная дорога уже уничтожена. Кто докажет, сколько было построено? На бумагах можно написать 98% и из госбюджета заплатить. Что делать? Надо проверять, перед тем, как заплатить деньги из госбюджета, все документы. Но закон изменили так, что контролирующие инстанции внепланово выйти на проверку не могут сами. А кто не знает, что многие объекты (не только дороги) строились в т ч и в зоне АТО без разрешительных документов? А теперь все разбомблено, и был ли объект, можно установить только по разрешительным документам, которых нет. А ГАСКУ запретили проверять, если сам выявит, что самострой. Глупость? Может быть и глупость, а может последняя попытка увести огромные деньги из бюджета на то, чего не было, прикрывшись войной. Война ведь закончится, и такого удобного случая больше не будет.

 

Что остается государству в случае, когда деньги надо заплатить, а проверять по собственной инициативе нельзя? Есть пункт в том же законе в той же статье, который позволяет проводить внеочередные проверки по заявлениям физических лиц. Физическое лицо легко сможет доказать, что задеты его интересы, потому что речь о государственном бюджете. Но зачем заставлять государство вот так выкручиваться? К чему такие сложности? Ведь у медали две стороны. И если нашлись желающие деньги из бюджета получить, всегда найдется другая сторона, которая захочет вставить палки в колеса. А, значит, заявления на внеплановые проверки от физлиц будут. Что выиграли? Иногда я наших государственных мужей не понимаю.

 

И еще хочу обратить внимание на один момент, с моей точки зрения, важный, но малоизвестный бизнесу. Согласно письму Государственной фискальной службы от 27.10.2014 N 5694/6/99-99-26-01-15 действие обстоятельств форс-мажор прекращается в день получения сертификата от ТПП. Т е на следующий день после получения сертификата налоги надо платить, даже если в сертификате написано, что обстоятельства длятся на момент выдачи сертификата. Это важно, потому что очень часто бизнес считает, что получив сертификат, освобождающий от налоговых обязательств в связи с наступлением обстоятельств форс-мажор, от налоговых обязательств субъект освобожден на весь период АТО, но это не так. На самом деле, сам факт обращения в суд или ТПП уже означает, что субъект где-то перерегистрирован, из зоны АТО выехал, а значит, обстоятельства форс-мажор на него не распространяются с этого момента.

 

В стране происходят сложные процессы, поэтому уважаемые бизнесмены, война войной, но законы читать все же надо. Их надо было читать и в мирное время, а сейчас так просто необходимо.

 

Наталья Кашкевич («Спілка будівельників Донбасу»), специально для ОРД


Теги статьи: Бизнес

Дата и время 11 марта 2015 г., 14:30     Просмотры Просмотров: 4132
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.057241