АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: -2°C
Харьков: -1°C
Днепр: -1°C
Одесса: 0°C
Чернигов: -2°C
Сумы: -2°C
Львов: 1°C
Ужгород: 3°C
Луцк: 0°C
Ровно: -1°C

Бизнес закрывается: Куда уходят компании из Украины

Бизнес закрывается: Куда уходят компании из Украины
Бизнес закрывается: Куда уходят компании из Украины

Торговые центры стремительно пустеют: практически все известные сети по продаже одежды и обуви закрывают свои неприбыльные магазины. С карты Киева исчезают рестораны и офисы туристических компаний. Бизнес вынужден сворачиваться из-за резкого падения спроса: украинцы сейчас экономят, поэтому часто отказываются от покупки новой пары ботинок или похода в заведение общественного питания.

Нынешний год станет одним из самых сложных для небольшого бизнеса. За три неполных месяца этого года в столице закрылось около 30 ресторанов, что практически вдвое больше по сравнению с таким же периодом прошлого года, подсчитали в компании "Ресторанный консалтинг". Например, в 2015 г. от своих заведений решили отказаться собственники Sepia pub, "Шницель Хауза", "Якитории" на Левобережной, "Гавани на Выдубичах" и др. Преимущественно сейчас закрываются небольшие объекты, поскольку у крупных сетей гораздо больше финансовых возможностей пережить непростой год.

Сети сворачиваются

Подобная ситуация наблюдается и в других сегментах. Одежные и обувные сети сокращаются еще активнее. Например, в прошлом году в Киеве закрылись одежные ритейлеры OVS, Bosco Sport, Esprit, River Island, а также обувная Minelli и пр. Как результат, вакантность киевских торговых центров за прошлый год выросла с 1,7% до 9%, а до конца первого квартала может увеличиться до 10-15%. В этом году сети пока не объявляли о намерении уйти из Украины, зато все существующие игроки активно сокращают количество своих торговых точек.

Практически все ритейлеры сейчас заняты не развитием своего бизнеса, а оптимизацией, т. е. избавляются от неприбыльных магазинов. Торговые точки, которые не приносили своим владельцам доход, были и в докризисные времена. Как правило, они располагались в видных местах в центральной части города либо в популярных торговых центрах и рекламировали торговую марку. Но сейчас содержать такие объекты стало накладно, поэтому собственники решили от них отказаться. "В одном из торговых центров нам предложили лояльные условия работы, но даже это не помогло? и мы закрыли магазин", – рассказывает генеральный директор группы компаний "Ультра" (сети Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров.

В туристической отрасли ситуация не лучше. "Офисы компаний массово закрываются", – признает директор Центра туристической информации Владимир Царук. Точной статистики по количеству компаний на рынке нет, но, по оценкам нескольких операторов, в начале прошлого года на рынке страны работало около 3,5 тыс. туроператоров и около 10 тыс. туристических компаний. По их оценкам, до начала весны в стране закрылся каждый десятый игрок, и их число продолжает сокращаться.

Денег нет

Причина ухода малого и среднего бизнеса едина для всех. Уровень жизни покупателей резко упал, что связано с ростом курса с 8 до 25 грн за доллар, удорожанием продуктов питания в магазинах в среднем на 30-40%, проезда и коммунальных услуг. Тратить лишние деньги потребители сейчас не готовы. Об этом свидетельствуют данные исследовательской компании GFK, по информации которой, в феврале этого года индекс потребительских настроений снизился на 4,8 п. и составил 41,1. Украинцы опасаются роста безработицы: соответствующий индекс вырос на 4,8 п. по сравнению с январем и составляет 157,2.

Украинцы стремительно "затягивают пояса". К такому выводу пришли в Государственной службе статистики. Согласно официальным данным ведомства, в феврале розничный товарооборот сократился в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 21,2%. По данным ведомства, в номинальном выражении розничный товарооборот составил 139,965 млрд грн.

Туристический бизнес из-за сложившейся ситуации в стране пострадал больше всего. Владимир Царук говорит, что в январе-феврале этого года продажи туров упали на 60-70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такого значительного сокращения эксперт не припомнит за последние пять лет. "Самое популярное направление сейчас это Египет", – добавляет он. Стоимость поездок в валюте не выросла, а в некоторых гостиницах из-за глобального кризиса в туристической отрасли, наоборот, сократилась. Но для большинства соотечественников такие цены стали попросту неподъемными.

По этой же причине украинцы стали покупать меньше одежды и обуви. По словам трех руководителей сетей по продаже одежды и обуви, за первые три неполных месяца текущего года продажи рухнули в три-пять раз по сравнению с таким же периодом 2014 г. "Мы вынуждены повысить цены, поскольку весь товар поставляется из-за границы", – заметил Андрей Макаров. Ольга Насонова говорит, что в первую очередь посетителей теряют те заведения общественного питания, которые повышают цены. "Блюда и напитки подорожали за месяц практически на 50%", – заметила она. Крупные сетевые заведения пока сдерживают подорожание, сокращая размер порций и переориентируясь на украинские продукты питания.

Тревожные перспективы

До конца текущего года ситуация существенно не изменится: одежда, обувь и путевки будут дорожать в том случае, если курс валюты снова начнет расти. Владимир Царук прогнозирует, что рынок выездного туризма в этом году упадет как минимум на 30-40%. "И это по сравнению с прошлым сложным для отрасли годом", – замечает он. Рестораны и магазины продолжат закрываться.

Андрей Макаров говорит, что украинский бизнес сейчас ищет альтернативный рынок для развития, наиболее привлекательным среди которых является Казахстан. "Недавно я летел в самолете в эту страну и встретил много украинских бизнесменов", – пояснил он и добавил, что их компания планирует открывать магазины в этой стране. Впрочем, востребованы и другие направления. Известный украинский ресторатор Дмитрий Борисов летом прошлого года открыл в Барселоне свой ресторан Crab’s Burger, а в этом году намерен открыть свои заведения в Лондоне и Нью-Йорке. Ресторанная компания FM Group ("Мураками", Tarantino, "Руккола", "Лаки Лучано") открыла свой ресторан в Лондоне в конце прошлого года. Сейчас она занимается поиском еще одной площадки в столице Туманного Альбиона.

Андрей Корнеев, специально для 112.ua


Теги статьи: Бизнес

Дата и время 20 марта 2015 г., 15:29     Просмотры Просмотров: 4301
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
22 ноября 2017 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.071067