АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 2°C
Харьков: 2°C
Днепр: 4°C
Одесса: 5°C
Чернигов: 1°C
Сумы: 1°C
Львов: 1°C
Ужгород: 2°C
Луцк: 0°C
Ровно: 0°C

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города»

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города»
Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города»

К нашему сегодняшнему герою обращаются «пане отамане», ведь он – полковник украинского казачества, атаман «Чорноморського Гайдамацького З’єднання».

Без одесского общественника Сергея Гуцалюка, возглавляющего «гайдамаков», не обходится практически ни одно патриотическое мероприятие в Одессе, акция протеста или требование горожанами справедливости. В частности, Сергей Гуцалюк занимается возрождением казацких традиций в нашем городе, возвращением призабытой истории, воспитанием национально сознательной молодежи, защитой окружающей среды.

Главный «гайдамака» Одессы неутомимо отстаивает интересы одесситов в судах. Вместе с «Чорноморським Гайдамацьким З’єднанням» Гуцалюк инициировал общественное движение за спасение Куяльницкого лимана. А еще он один из борцов, ратующих за официальное признание исторического возраста Одессы – 600-летия. Недавно Верховная Рада Украины утвердила список памятных дат и юбилеев, которые будут отмечаться на государственном уровне в 2015 году, куда вошло празднование 600-летия с момента первого письменного упоминания об Одессе. Общественники Сергей Гуцалюк, Алексей Губский и политик Андрей Юсов подготовили документы, исторически обосновав дату первого упоминания о Хаджибее, и представили их Верховной Раде.

Помогала одесским активистам разобраться в бюрократической машине парламента народный депутат Анна Гопко. Результат оказался позитивным. Как и в борьбе за спасение Куяльницкого лимана. За труды, позицию и активную деятельность Сергей Гуцалюк награжден Орденом «За заслуги» 3 степени, Почетной Грамотой Патриарха Филарета.

Итак, сегодня поговорим обо всем этом подробнее.

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 1

048.ua: Можно сказать, что за последнее время на Вашем счету две важные победы: Куяльник и признание исторического возраста Одессы…

Что касается Куяльника, мы с 2007 года боролись за его спасение. И то, что эксперты подтверждают, что уровень и качество воды в лимане нормализуются, это радостно. А принятое постановление Верховной Радой о праздновании на всеукраинском уровне 600-летия Одессы – это большая победа одесских гуманитариев: историков, филологов, общественных деятелей. Победа над химерами так называемого «русского мира».

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 2

Достучаться до парламента. Этот вопрос поднимался еще сто лет назад одесскими историками времен Российской империи. Еще тогда все историки, кроме Скальковского, у которого были свои интересы в этом вопросе, считали, что возраст города нужно считать от первого письменного упоминания о поселении. Это мировая практика. Сейчас пытаемся через суд обязать Одесский городской совет принять решение, что Одессе не 220 лет, а 600, чтобы считать с момента первого письменного упоминания об Одессе – 1415 года. На первом заседании удовлетворили наше ходатайство относительно проведения допроса экспертов-историков, чтобы можно было определить, сколько лет Одессе. Правда, позже в суде было решено, что нужды в допросе экспертов нет, так как календарь памятных дат Верховная Рада принимает на основании рекомендаций Института национальной памяти.

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 3

Победа за нами: вся Украина будет отмечать 600-летие Одессы по постановлению парламента

Тем временем юристы горсовета говорят: «А что это за ерунда? Зачем это надо? Кому-то захотелось изменить – что, нам теперь – под всех менять?». Мы объясняем, что это мировая историческая практика, все города так определяют свой возраст. Даже в Одесской области два города – Измаил и Балта – приняли такое решение, приняв во внимание первые письменные упоминания о населенном пункте.

Пока что на следующем судебном заседании рассмотрят письменные возражения представителей горсовета. Но победа за нами: вся Украина будет отмечать 600-летие Одессы по постановлению парламента.

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 4

В Одессе на основании исследований Александра Болдарева, проведенных в начале 90-тых годов, нынче издана монография «Одессе – 600». В городе создана общественная организация «Одессе – 600», оргкомитет готовит праздничную программу для одесситов. А еще впереди много интересных открытий: историк Александр Середа в Турции в Османском архиве нашел больше 2000 документов, связанных с Хаджибеем, неизвестных ранее. Таким образом, процесс возвращения истории, украденной у Одессы, продолжается.

26 марта будет очередное судебное заседание, одесситы, в частности «Чорноморське Гайдамацьке З’єднання», будут продолжать настаивать на официальном признании муниципалитетом, что Одессе – 600 лет.

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 5

048.ua: Ваша общественная организация, сообщество называется «Чорноморське Гайдамацьке З’єднання». Почему Вы решили называть себя именно гайдамаками, и как это связано с Одессой?

Большинство людей в Украине, услышав слово «гайдамаки», сразу вспоминают о поэме Тараса Шевченко «Гайдамаки», где повествуется о Колиивщине (крестьянско-казацкое восстание на Правобережной Украине экономического, политического, религиозного и национального гнёта в Речи Посполитой 1768 году, - прим.). А чтобы понять, почему наше сообщество так называется, как гайдамаки связаны с Одессой, нужно вернуться в 1917 год.

Тогда в Одессе сначала создали Гайдамацкий Курень, а со временем и целый Корпус. В эту структуру вошли одесситы и жители близлежащих сел, бывшие военные царской, австрийской армий, пребывающие в нашем городе. Это подразделение сначала воевало за Украинскую Народную Республику, а позже в формированиях Директории, различных повстанческих отрядах.

Мы знаем, что одними из организаторов этого Гайдамацкого Куреня были известные одесситы Иван и Юрий Лыпы, Иван Луценко, Всеволод Змиенко. Они – знаменитые организаторы военизированных формирований в Одессе в 1917 году, причастны были не только к созданию Гайдамацкого Куреня.

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 6

Гайдамаки носили однострои, черкески. Именно гайдамаки наводили порядок в городе, когда в 1917 году большевики инспирировали восстание. Это чем-то напоминает период в новейшей истории Одессы – с февраля по май 2014 года, когда постоянно происходили столкновения, массовые беспорядки, завершившиеся в результате на сегодня победой украинских демократических сил. Вот такая связь. Поэтому когда мы создавали наше сообщество «Чорноморське Гайдамацьке З’єднання», мы хотели продемонстрировать, что корнями связаны с историей Одессы начала 20-го века и более давних событий и явлений. Ведь у Гайдамацкого Куреня, в свою очередь, корни были еще с тех времен – казацких.

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 7

«Чорноморське Гайдамацьке З’єднання» – гайдамаки не по крови, но по духу

Известно, что близлежащие села возле Одессы основаны запорожскими казаками, да и в самом городе много районов, где проживали казаки – это и Пересыпь, и Бугаевка… Когда расформировали Бугское казацкое войско, очень много казаков со семьями переселили именно в Одессу. То есть это преемственность традиций. И в начале 20-го века об этом хорошо помнили.

В 1905 году одесская «Просвіта» читала лекции о казаках, и много присутствующих одесситов говорили: «Та ми ж пам’ятаємо, що наші діди були запорожцями, а пани наші землі позабирали». «Чорноморське Гайдамацьке З’єднання» – это органическое сочетание современности и исторических событий, персоналий, гайдамаками; не по крови, но по духу. Поэтому еще решили назваться гайдамаками, чтобы и от ряженых казачков отличаться: среди них есть много пророссийских организаций, и просто аферистов.

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 8

048.ua: «Чорноморське Гайдамацьке З’єднання» возрождает ту традицию, которую запорожцы называли «козацьким лицарством». И у вас это получается: можно сказать, что у вас уже есть свое конное подразделение, вы умеете оседлать коня, пуститься галопом, продемонстрировать элементы джигитовки шашкой, саблей. Чем важна эта традиция в современной Одессе?

У многих народов воины почитаются. В Японии есть целый культ самураев. В Швейцарии своя традиция: все военнообязанные имеют дома оружие, и на эту страну уже лет так 150 никто не нападает. У нас эта традиция всегда была, пока не прервалась из-за Российской империи в начале-середине 19 столетия. А до этого в украинцев была своя военная субкультура: владеть холодным и огнестрельным оружием, иметь его при себе, ездить верхом на коне. Но после того, как Украина стала независимой в 1991 году, по всей стране начали появляться исторические клубы, украинцы начали активно заниматься реконструкцией. В Киеве есть «Мамаєва Слобода», в Запорожье – реконструкция Сечи. Мы тоже пытаемся заниматься чем-то подобным.

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 4

У нас есть специалисты, занимающиеся лошадьми, – это и наши гайдамаки, и просто симпатики нашего дела. Они в конном клубе «Кубанка» учат людей ездить верхом, и это не только физические упражнения – это также подогревает интерес к истории. Также возрождается традиция владения учебным холодным оружием. Это затягивает! Вскоре в Украине эта традиция оформится в отдельный вид спорта.

Украинцы – казаки. И мы ни чем не хуже японцев и их самураев

Это необычайно интересно для подростков и юношей. Мы время от времени организовываем лагеря для детей, подростков, молодежи, и там даем показательные выступления с тренировочно-учебным холодным оружием – они просто в восторге от этого! Они открывают для себя историю под другим углом, живую. Это не что-то сухое, прочитанное в учебнике. Ребята увидели собственными глазами, пощупали шашку, погладили коня, а то и научились верхом ездить, ощутили причерноморскую степь – аромат душистых трав, свист ветра, топот и ржание лошадей... Дело в том, что клуб «Кубанка» находится совсем рядом с Одессой – 15 километров от города. Но вместе с тем ты попадаешь практически в мир дикой природы, где почти не заметны следы современной цивилизации. Ты как будто очутился в 16-том, 19-том веке!

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 10

Те, кто впервые на коне по степи проехался, говорят, что ощущают невероятное духовное возвышение. Я, например, стараюсь хотя бы раз в неделю выезжать верхом в степь; приятно писать свои впечатления, размышления после таких прогулок. Верховая езда, традиционная для украинцев, полезна для физического развития, душевного отдыха. Особенно верховая езда полезна для детей и подростков, ведь в городе общение с природой, животным миром чрезвычайно ограничено, а лошадь способна подарить ребенку сильные позитивные эмоции. Кроме этого, это способствует развитию личности, развивает мышцы, формирует мышление.

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 11

Я с детства в седле – с 4 лет. У меня в семье все так или иначе связаны с лошадьми, такая себе семейная традиция. Да и вообще: у украинцев конь – практически тотемное животное. До середины 20 столетия у нас не был распространенным обычай употреблять конское мясо в еду. Послушайте украинские народные песни: конь там – боевой товарищ, но ни в коем случае не объект для питания, как свинья, например. Эта традиция возрождается в наше время. Украинцы – казаки. И мы ни чем не хуже тех же японцев и их самураев – просто у них традиция не прерывалась, а у нас советский режим пытался стереть казацкую традицию.

048.ua: Вы уже не первый год передаете эти традиции одесситам, особенно детям и юношеству, постоянно проводите для них разнообразные мероприятия, приглашаете в гайдамацкие лагеря. Заметили, что им больше всего по душе: верховая езда, соревнования, муштра, варить казацкий кулеш?

Все индивидуально. Вот, например, мой сын. Ему 20 лет. Я научил его ездить верхом с детства. В третьем классе он уже уверенно сел в седло. А впервые я взял его на коня, когда ему было 7 месяцев. Я его платком к себе примотал, и мы вместе поехали в поле на лошади. Потом, правда, меня очень сильно ругали жена и теща, мол, что же ты такого маленького ребенка взял в седло, он же мог упасть! Но он нормально себя чувствовал, то засыпал, то просыпался.

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 12

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 13

Сейчас он ездит практически не хуже меня. Парням нравится верховая езда. В лагерях обычно нравится все в комплексе: что это на природе, новые знакомства, соревнования, командный дух, самостоятельное дежурство на полевой кухне… Иногда удается перевоспитать мальчишек! Они становятся более серьезными, ответственными, учатся прислушиваться к мнению других и учитывать его. Мамы благодарят за это. Вот всем этим и занимается Центр патриотической подготовки молодежи «Гайдамацька Січ» от «Чорноморського Гайдамацького З’єднання». В прошлом году удалось провести аж три лагеря для юношества и молодежи. Мы всегда проводили один лагерь, а тут лучше получилось, много было желающих.

048.ua: По Вашему мнению, это связано с событиями в стране, с патриотической волной?

Наши северные соседи будут к нам, как родным, относиться только тогда, когда увидят, что мы можем защищаться

Думаю, да, это связано с известными событиями в стране, с войной. Все хотят получить навыки защиты, например. Я сам с друзьями езжу и на тренировки, и на полигоны на стрельбы. Такая ситуация – нужно актуализировать навыки. Вообще, нужно возвращаться к казацким традициям, похожим на те, что в Швейцарии.

Учитывая то, что нет иллюзий, что наши северные соседи начнут к нам относиться, как к родным, то нужно. Они к нам будут, как родным, относиться только тогда, когда увидят, что мы можем защищаться. Именно поэтому нужно все усилия направлять на то, чтобы молодежь интересовалась такими традициями и умела держать защиту.

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 14

Сергей Гуцалюк – человек, меняющий Одессу: «Победа за нами – вся Украина будет отмечать 600-летие нашего города» (фото) - фото 15

 

048.ua


Теги статьи: Гуцалюк

Дата и время 21 марта 2015 г., 17:27     Просмотры Просмотров: 3851
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
18 ноября 2017 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.06275