АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 4°C
Харьков: 4°C
Днепр: 4°C
Одесса: 7°C
Чернигов: 3°C
Сумы: 2°C
Львов: 2°C
Ужгород: 4°C
Луцк: 3°C
Ровно: 3°C

Кредит МВФ: капля сладкого яда в социально-экономической бездне

Кредит МВФ: капля сладкого яда в социально-экономической бездне
Кредит МВФ: капля сладкого яда в социально-экономической бездне

Получение Ураиной первого транша кредита МВФ по программе расширенного финансирования EFF (Extended Fund Facility) подается отечественными чиновниками едва ли не как грандиозный успех и начало «светлого будущего». На самом деле польза от полученного транша является минимальной.

Она заключается в кратковременной ревальвации гривны, а также в возможности новым займом покрыть небольшую часть займов предыдущих. Весьма сомнительно, что кредит позволит на сколько-нибудь продолжительный период времени даже просто стабилизировать курс национальной валюты. Никаких других задач программа EFF не решает и в принципе решить не может. Разговоры о том, что кредит МВФ приведет к притоку инвестиций, созданию рабочих мест и развитию экономики в целом, вызывают смех, поскольку кредиты под условия МВФ всегда приводили к диаметрально противоположным результатам, и Греция здесь является лишь одним из многих примеров. Образно говоря, кредит МВФ является каплей яда, который временно отодвигает некоторые проблемы, но в целом ведет к дальнейшему скатыванию экономики страны в пропасть.

Особенно позабавило образцово-показательное снижение 16 марта 2015 года официального курса доллара до 21,77 грн/долл буквально вслед за тем, как стало известно, что первый транш кредита уже поступил на счета Национального банка. Очевидно, сие должно было продемонстрировать торжество государственнического гения нынешних руководителей страны, которые умеют-таки «решать вопросы».

Не слишком приметным оказался тот факт, что вместо 10 млрд долларов, получение которые громогласно анонсировали наши чиновники, получено было всего 5 млрд долларов, что сравнимо с каплей в море. Из низ 2,7 млрд долларов должны поступить на счета правительства, точнее, Министерства финансов, для платежей по критическому импорту, прежде всего за газ. Оставшиеся 2,3 млрд долларов поступают в резервы Нацбанка для поддержания курса гривны. После этого резервы достигли 9 млрд долларов, чем уже успели похвастать чиновники, хотя тот факт, что «резервы» состоят из средств, взятых взаймы под проценты, да еще ценой окончательного обнищания рядовых граждан из-за применения условий МВФ, следует отнести к категории черного юмора.

Выделенный транш является составной частью одобренной фондом 11 марта 2015 года четырехлетней кредитной программы EFF в объеме 17,5 млрд долларов. По словам премьера Яценюка, эта сумма является лишь частью, а возобновление сотрудничества с МВФ — условием для получения средств от других международных кредиторов. По мнению Яценюка, программа EFF позволит получить, сверх указанных 17,5 «ярдов», еще 7,5 млрд долларов международной помощи. А вот по словам первого заместителя министра финансов Уманского, общая сумма кредитных вливаний должна достичь якобы 40 млрд долларов. Чиновникам не худо было бы договориться между собой, чтобы на публике озвучивать одинаковую информацию...

К тому же пока известно, что сверх суммы МВФ, США и Мировой банк обещали выделить по 2 млрд долларов, а Евросоюз — 1,8 млрд евро, то есть примерно те же 2 млрд долларов. Итого: вместе с полной суммой кредита МВФ это составит 23,5 млрд долл., но откуда возьмутся недостающие средства, Яценюк и Уманский умалчивают. Впрочем, выделение в полном объеме вышеназванных сумм также вызывает огромное сомнение, равно как и то, что правительство сможет удержать курс доллара на заложенной в новой версии бюджета-2015 отметке в 21,7 грн/долл.

«Договоренность должна способствовать незамедлительной экономической стабилизации в Украине, а также ряду глубоких и обширных реформ», — заявила глава МВФ Кристин Лагард. Правда, все «реформы» правительства Яценюка сводятся только к катастрофическому росту тарифов ЖКХ, а также к раскручиванию инфляционной спирали, позволяющей улучшить показатели наполнения бюджета и предъявить, таким образом, красивую цифру МВФ.

Кредит отодвигает на некоторое время возможный дефолт и несколько успокаивает валютный рынок, хотя успокоение там началось еще до выделения средств МВФ вследствие чисто административных мер Нацбанка. Среди этих мер, в частности, значится повышение учетной ставки до огромных 30%, что, с одной стороны, позволило пресечь валютные спекуляции путем создания дефицита гривны, но, с другой стороны, повлекло дальнейшее обескровливание экономики из-за недостатка ликвидности. Что же касается первого транша, то ожидается, что он будет растрачен буквально за пару месяцев на поддержание курса гривны и оплату газа.

Ситуация осложняется тем, что в 2015 году Украина должна отдать в счет погашения внешнего долга 11 млрд грн, то есть все полученное от внешних кредиторов под проценты уйдет в погашение предыдущих долгов с процентами. И это еще в лучшем случае — ведь в 2014 году Украина получила внешних заимствований на 9 млрд долл., а вынуждена была потратить на уплату долгов 14 млрд долларов!

Правда, по словам министра финансов Натальи Яресько, правительство намерено реструктурировать долги на сумму 15 млрд долларов, а проще говоря, отсрочить срок возврата займов. По некоторым данным, переговоры о реструктуризации намечено завершить до конца мая, а отсрочка планируется на 10 лет. В то же время в экспертном сообществе высказываются сомнения, что удастся реструктурировать задолженность в 15 млрд долл. на 10 лет, а реально получится провести реструктуризацию лишь 6-7 миллиардов на 5 лет.

С одной стороны, реструктуризация долгов предусмотрена программой сотрудничества МВФ и Украины, а потому формально фонд должен поддерживать Украину в переговорах с кредиторами. Но едва ли стоит особо на это рассчитывать, поскольку, перефразируя известное изречение, Украина — не Греция. В реструктуризации греческих долгов активнейшую роль играла так называемая евротройка с составе Еврокомиссии, Евроцентробанка и МВФ, которые сумели заинтересовать крупнейшие банки-держатели греческих долговых обязательств не просто в реструктуризации, а в значительном списании долгов, заинтересовав финансовые учреждения выгодными предложениями. За Украину никто так «вписываться» не будет, а потому перспективы реструктуризации выглядят весьма туманно.

В частности над страной нависает взятый Януковичем у Москвы долг на сумму 3 млрд долларов, срок возврата которого истекает в октябре 2015 года. Здесь не поможет никакой МВФ, и придется платить в срок и сполна, а иначе придется объявлять дефолт по московским долгам и судиться в международных судах. Тем более что в Москве уже заявили, что на отсрочку там не пойдут. Но если рассчитаться исключительно с Москвой, то остальные кредиторы будут также вправе требовать своевременного возврата долгов. К тому же есть данные, что группа зарубежных кредиторов, которой принадлежит до 50% облигаций Украины, не соглашается на снижение доходности облигаций из-за отсрочки платежа. Словом, перспективы реструктуризации весьма туманны.

Кредит МВФ абсолютно не решает главные проблемы. Он никоим образом не способствует увеличению притока валюты в страну и прекращению вывода капитала из страны через низконалоговые зоны. Разговоры об инвестициях, каковые обязательно прольются на Украину после того, как она выполнит требования МВФ, вызывают гомерический хохот. Никто не будет вкладывать капиталы в страну, в которой идет война, причем конца и краю этой войне не видно. К тому же подавляющее большинство «инвестиций» в Украину представляет собой возврат капиталов, ранее выведенных в офшоры. Таким образом, следует ставить вопрос о возврате ранее вывезенных капиталов, но так вопрос не ставят ни МВФ, поскольку это невыгодно западным банкам, ни правительство Украины, которое обслуживает интересы олигархов, выводящих капиталы.

Более того, условия кредитования МВФ резко ухудшают предпринимательскую активность бизнеса, уровень жизни и покупательную способность граждан. Надежды на то, что стабилизация курса гривны остановит инфляцию, являются крайне сомнительными. Даже если будет устранен девальвационный источник инфляции, есть еще масса немонетарных причин, по которым инфляция будет расти и далее, пусть даже несколько более медленными темпами. В настоящий момент инфляция ускорилась до 34% в годовом исчислении, что существенно превосходит 26-27%, заявленные правительством в новой редакции бюджета-2015.

Какое-то время инфляция будет сдерживаться низкой покупательной способностью населения, но пружина инфляции будет неуклонно сжиматься, рано или поздно она распрямится, и инфляция грозит перерасти в гиперинфляцию. Кстати, правительству инфляция выгодна, поскольку при падении реальной экономики это позволяет увеличивать доходы бюджета. Но платить инфляционный налог, который часто называют «налогом на бедных», придется всем гражданам.

К тому же едва ли кредит поможет решить проблему инфляции в средне- и долгосрочной перспективе. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что уже 17 марта курс доллара подрос до 22,60 грн/долл., как только Нацбанк немного ослабил административные меры и позволил зайти на валютный рынок импортерам, которых раньше туда просто не допускали. Из этого можно сделать вывод, что нынешний откат курса является во многом искусственным, а перспективы снижения и стабилизации курса выглядят весьма сомнительными.

Результатом девальвации и инфляции становится неуклонное обнищание рядовых граждан. По результатам последних социальных исследований, более 61% граждан Украины почувствовали сокращение своих доходов за последние полмесяца, а 56% опрошенных уже начали экономить на продуктах питания, чтобы хоть как-то выжить. И это только начало! Ведь катастрофическое повышение тарифов еще впереди. О каком развитии экономики можно говорить при таком судорожном снижении потребительского спроса, снижении продаж и деловой активности предприятий?!

Подводя итоги, отметим, что кредит МВФ как таковой и выполнение условий кредитования чреваты дальнейшим ухудшением социально-экономической ситуации в стране.

http://fraza.ua/


Теги статьи: МВФ

Дата и время 23 марта 2015 г., 15:54     Просмотры Просмотров: 2533
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Мало кто в МВФ надеялся в 2014 году, что страна в состоянии войны сможет продемонстрировать экономический рост, - Яценюк
И прикрываясь МВФом, начнем финальный дерибан
Александр Гончаров: «Мы очень быстро теряем средний класс»

Украина накануне дефолта? Новые требования МВФ
Раньше я тоже молчал, но теперь скажу: Как чуваки, которые снимают квартиру, ездят на «бляхах» могут потерять страну?, — Чилачава
Транша нет, гривна просела, инфляция растет: что дальше

Украина четыре года будет выплачивать по 7 млрд долларов по внешним долгам
Принятие Избирательного кодекса может быть игрой для МВФ, - Магера
МВФ выдвинул четыре требования к Украине для получения следующего транша

У нас під ногами валяється не один «план Маршала», просто треба прибрати схеми і тих, хто ними керує, — Балога
«Нафтогаз» опять намерен грабануть народ. МВФ поддерживает, Кабмин щелкает клювом
В НБУ пессимистично оценили сроки получения нового транша от МВФ

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.056911