АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 14°C
Харьков: 17°C
Днепр: 18°C
Одесса: 18°C
Чернигов: 14°C
Сумы: 15°C
Львов: 11°C
Ужгород: 15°C
Луцк: 12°C
Ровно: 13°C

Почему двум миллионам самостоятельно занятых украинцев государство запретило платить налоги?

Почему двум миллионам самостоятельно занятых украинцев государство запретило платить налоги?
Почему двум миллионам самостоятельно занятых украинцев государство запретило платить налоги?

Background. Между 1998-1999 и 2008-2009 годами в Украине существовала упрощенная система налогообложения.

Для справки — это не та упрощенная система, которая якобы действует сегодня, в правовых условиях налогового кодекса Тигипко-Януковича (принимался в 2010-11 гг.), и была существенно видоизменена уже в 2008-2009 гг. правительством Тимошенко (был введен отдельно администрируемый социальный взнос, затем систему продолжали усложнять в аспекте администрирования).

Действующий налоговый кодекс обессмыслил эту систему полностью — он не только не «упрощает» налогообложение, но даже исключает само понятие фриланса в СМИ, рекламе, исследовательской деятельности, искусстве и еще многих разновидностях малого бизнеса.

Essence. Сначала декретом, потом указом, а впоследствии законом («Про спрощену систему оподаткування, обліку та звітності суб’єктів малого підприємництва» в редакції Указу Президента N 746/99 від 28.06.99), утратившим силу 4 ноября 2011 г., вводилась система фиксированного ежемесячного налога на деятельность предпринимателей (главным образом, физических лиц), которая не касалась целого спектра видов бизнеса, который под силу лишь крупным частным либо государственным фирмам и обоснованно подлежит лицензированию. Налог администрировался максимально просто (lump sum), независимо от декларируемой прибыли. Преимущественно собираемые средства направлялись в местные бюджеты, а государственная фискальная служба самостоятельно распределяла эти суммы между пенсионным фондом, фондом занятости и другими общегосударственными институтами, находящимися в правительственном ведении.

NB. Так называемое «упрощенчество» было учреждено в 1998-1999 гг. под давлением ассоциаций малых предпринимателей и послужило одной из причин на данный момент единственного прецедента переизбрания главы украинского государства. Кроме того, этот шаг помог бы смягчить — похожие условия имели место и в 1998-1999 гг — эффекты высокой инфляции и других видов волатильности .

В 1999-2009 годах такая политика позволяла проводить естественную детенизацию экономики, ускорила социальную мобильность, генерацию «среднего класса» и обеспечила долгосрочное снижение уровня бедности в Украине. Вышесказанное подтверждено научным исследованием, осуществлявшимся в рамках UNDP. В 2002-2007 годах упрощенная система сделала эффективными налогоплательщиками примерно 5 миллионов физлиц. Соответственно, в наиболее грубом приближении, бюджеты всех уровней гарантированно, и, по сути, «дополнительно» получали до 12 млрд гривен (по тогдашнему курсу — $2,25 млрд) в год.

В 2008-2009 годах, вероятно, в силу потребности покрытия дефицита расходной части бюджета в период кризисного шока произошло расщепление администрирования этого налога, что логистически ложилось на плечи самих предпринимателей. Между тем, ассоциации «упрощенцев» в ходе трудных переговоров с правительством (Государственным комитетом по вопросам предпринимательства) предлагали вдвое или втрое повысить сумму фиксированного ежемесячного платежа. Взаимопонимания найдено не было — такой результат диктовался мотивами «наполнения бюджета», а также специальными интересами формируемых бюрократических аппаратов «социального обеспечения». В результате до трети предпринимателей прекратило легальную деятельность.

В 2010-2011 годах уже другое правительство, невзирая на массовые протесты, «продавило» ныне действующее налоговое законодательство, буквально запретившее десятки видов предпринимательской деятельности. В частности, массово распространенный во всем мире фриланс или любая самостоятельная занятость сегодня в легальной форме в Украине отсутствует. Причем, во всех сферах — от журналистики до IT, уничтожено в легальной форме даже банальное «оказание услуг населению». Действующее налоговое законодательство повинуется логике отношений «работодатель — наемный работник», либо создания полноценного юридического лица с существенным стартовым капиталом.

Нетрудно заметить, что к началу 2014 года было, таким образом, уничтожено подавляющее большинство субъектов самостоятельной занятости или малого бизнеса. Переход на общую систему налогообложения, позволяющую декларировать нулевую прибыль даже в самых абсурдных случаях, вытолкнул в тень сотни тысяч активных самозанятых граждан и тем самым нанес серьезный удар по наполнению доходной части бюджета, способствовал новому увеличению объема теневого сектора от 30-33% в середине 2000-х до 60-65% к середине 2010-х.

Предложение. Возобновить действие вышеупомянутого акта сроком на 10 лет с минимальным фиксированным ежемесячным платежом (как минимального порога для местных органов самоуправления) в 750 грн, с соответствующей адаптацией релевантных законодательных и регуляторных актов.

P. S. Менее чем через два года после внедрения этой политики (1998-99) украинская экономика перешла к взрывному компенсирующему росту (2000-2001 гг.).

fraza.ua

 


Теги статьи: Налог

Дата и время 26 марта 2015 г., 15:22     Просмотры Просмотров: 3068
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Скандальный закон «о трех посылках» скоро начнет действовать: как это отразится на украинцах
Налог на б/у авто: в Раде сделали заявление
Налог на старые автомобили: депутаты готовят украинцам сюрприз

Сеть «WOG cafe» поймали на уклонении от уплаты налогов и нарушениях тендеров
«Укрнафта» вернула 1,1 млрд грн налогового долга
Украинцам за посылки придется платить налоги: почта пугает коллапсом

Гройсман поручит ГФС начать "тотальные проверки" застройщиков
Косюк и Юрушев готовят банкротство гослесхозов – законопроект
Налог на недвижимость: кому в Украине не нужно платить

Украинцев загнали в реальную тарифную ловушку – Кучеренко
Потенциальный застройщик Совских прудов недоплатил в столичный бюджет 3,2 млн гривен
Просвечивание покупок, переводов и денег заробитчан. Чем грозит украинцам тотальный банковский контроль, на который уже "подписались" власти

Комментарии:

comments powered by Disqus
15 октября 2018 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Кто виноват во взрывах на оружейных складах?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.054197