АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 5°C
Харьков: 6°C
Днепр: 8°C
Одесса: 9°C
Чернигов: 3°C
Сумы: 3°C
Львов: 10°C
Ужгород: 8°C
Луцк: 10°C
Ровно: 9°C

Под патронатом субсидий

Под патронатом субсидий
Под патронатом субсидий

С приходом мая украинцы изо дня в день ждут платежек с новыми суммами, рассчитанными уже на основе тех заоблачных тарифов, которые всем нам сообщили в конце марта (с апреля подорожали всего газ, тепло и свет, а потом – и вода).

В то же время стартует реализация масштабной программы выплаты жилищных субсидий, которая, по убеждению чиновников, станет настоящей палочкой-выручалочкой для 4 миллионов украинских семей (до сих пор, по данным Минсоцполитики, субсидиями пользовались около 1,1 миллиона семей). Если учесть тот факт, что отныне будет работать упрощенный порядок их назначения, у многих людей возникает закономерный вопрос: что скрывается за такой якобы искренней заботой государства? Поэтому «Аналитическая служба новостей» решила выяснить, какие подводные камни таит в себе обновленная система назначения субсидий и чем это может обернуться для тех людей, кто собирается ими воспользоваться.

Два «букета» проблем

Напомним, что так называемое «письмо счастья», укомплектованное двумя бумагами – бланком заявления на получение субсидии и бланком декларации о доходах, – все плательщики за коммунальные услуги должны были получить еще до середины апреля. А затем – внимательно их изучить (лучше, чтобы потом не иметь мороки, сделать с десяток копий с каждого), честно заполнить и отправить в местное управление социальной защиты. Бегать куда-то дополнительно, стоять в очередях и собирать кучи справок, как убеждают нас специалисты Минсоцполитики, не надо – дальнейшее оформление должно состояться уже без участия претендента на государственную помощь. Но прежде чем заполнять (если уже решили воспользоваться помощью государства), надо рассчитать собственный обязательный платеж (это можно сделать самостоятельно, а можно посмотреть в таблице, которая есть на сайте профильного министерства). Речь идет о том, что государством установлен при определенных доходах определенный процент, который вы в любом случае должны платить на жилищно-коммунальные услуги: если суммы в платежке превышать этот обязательный платеж, тогда можно воспользоваться правом на субсидию.

Однако эксперты, проанализировав все «за» и «против» этого процесса, выделили как минимум два «букета» проблем, с которыми могут столкнуться люди. Итак, первый «букет» связан с собственно оформлением бумаг и предварительными расчетами. То есть, речь идет о том, что эти два документа (заявление на субсидию и декларацию о доходах) нужно заполнить не только без ошибок, но даже без малейших поправок (вот здесь людям и понадобятся дополнительные копии бланков!). Кроме того, настоящей «изюминкой» новой системы является, на первый взгляд, полное доверие государства к людям. Но это доверие – только на начальном этапе (при оформлении первичных документов): в декларацию можно вписать любой размер своих доходов. Субсидию, опираясь на эти цифры, назначат, а уже потом начнется самое интересное – проверка достоверности отраженных там данных. Если в чем-то ошибетесь, даже случайно, и это потом обнаружат, субсидию пересчитают или полностью отменят, а уже предоставленную субсидию придется возвращать, причем в двойном объеме.

Второй комплекс подводных камней связан с тем, что при оформлении субсидии человек добровольно соглашается на внесение персональных данных – как его личных, так и членов его семьи – в специальную базу, а также обработку и анализ этой персональной информации. Чем это может обернуться в дальнейшем, пока можно только прогнозировать. Но принимая во внимание желание правительства наполнить бюджет любой ценой (о возвращении из оффшоров средств, выведенных туда предыдущими руководителями страны, почему-то уже забыли), не трудно предположить, что искать скрытые доходы будут тщательно. Поможет ли вам государственная помощь, это еще вопрос, а вот то, что ваши данные, рассматривая, едва ли не наизнанку вывернут, можете даже не сомневаться.

Начали с обмана

Между системой начисления субсидий, которая действовала до сих пор, и той, которая вводится сейчас, – несколько существенных отличий. Меня, к примеру, сначала приятно поразило сообщение чиновников из профильного министерства, что в декларацию нужно вписывать только «чистые» доходы (то есть, не то, что начислено, а то, что человек получает на руки). Но оказалось, что это, мягко говоря, полуправда, потому что не учитывается только подоходный налог (около 20%), а остальные налоги (единый социальный взнос, военный налог) идут в ваш «чистый доход». Сразу возникает вопрос: если государство начало со лжи, то почему надеется на чью-то честность?!

«Главный прикол этой грандиозной аферы в том, – написала в Facebook коллега, которая специализируется на теме социальной помощи, – что субсидия дается только на социальную норму (газа, электроэнергии и т.д., – авт.). Возьмем, к примеру, жилищную площадь. Несколько недель назад в сети был ролик, как Музыченко (директор департамента Минсоцполитики, – авт.) сам поехал к бабушке в деревню – объяснить ей все о субсидиях. А у той – дом квадратов на 250. Платит за газ, которым обогревается, очень много – понятно, что ее пенсии не хватает. Так вот, он ей и говорит: мол, заполняйте бланк – получите субсидию. А потом идет резюме журналиста по типу «бабушка успокоилась и осталась довольна». Только вот вопрос: чем она довольна? Субсидию ей дадут на 46,2 квадрата, а остальные 200? Как платила на всю катушку, так и будет платить...»

И этот нюанс с нормами (действующий норматив на холодную воду – 2,4 кубометра на человека в месяц, на горячую – 1,6 кубометра, на газ – 6 кубов, а если отключили горячую воду – 9 кубометров, на электроэнергию – от 90 кВт/ч на 1-2 человека + 30 кВт/ч на каждого следующего), убеждают аналитики, – в нагрузку к довольно непростому «упрощенному» механизму оформления. По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, справок теперь и правда не надо, однако люди их все равно будут брать, опасаясь возвратов переплаченной субсидии в двойном размере. «Да и путаницы с вкладами будет немало, – отметил он, – к примеру, считать ли доходом, если банк проценты насчитал, а потом обанкротился и не выплатил их?»

Роман СпивакРоман СпивакОтдельные эксперты уверены: системой субсидий пытаются прикрыть банальную кражу государственных денег. Схема на поверхности, однако почему-то никто о ней не говорит. «Субсидия, которую преподносят нам как панацею на этом этапе, – разъясняет «Аналитической службе новостей» председатель правления Всеукраинской ассоциации энергосбережения Роман Спивак, – не заботится о людях, а является обычной медвежьей услугой. Объясню, почему особенно в нынешней ситуации считаю систему субсидирования людей ошибочным шагом со стороны государства. С одной стороны, подняли цену на газ – до 7.188 гривны за кубический метр, с другой – если нет счетчиков, расчет осуществляется по нормам.

Люди, которые перешли на потребление со счетчиками, подтвердят: реально используют меньше, чем тогда, когда начисляли по нормам. О чем это говорит? Только о том, что население заставляют платить за тот газ, который они не потребляли. Даже если люди будут получать субсидию, можно говорить о том, что государство субсидирует «Нафтогаз», а через него – и «Газпром». Это не правильно. А чтобы ликвидировать такую несправедливость, не нужно предоставлять людям медвежью услугу в виде субсидий – вы дайте эти деньги, но на установку приборов учета, причем на 100% по всей стране. А также – на утепление домов. И скажите: люди добрые, если вы не утеплите свои дома, будете больше потреблять тепла и, соответственно, больше платить».

«Нужно не вопросом предоставления гражданам субсидий заниматься, а показать ту прозрачную модель расчета тарифов, – поделился с «Аналитической службой новостей» руководитель Международной общественной организации «Объединение регионального развития» Сергей Быков, – потому что сегодня те тарифы, которые доведены до населения, трудно назвать экономически обоснованными. И даже эксперты – газовики, люди, которые занимаются энергетикой, – не могут точно понять, какие составляющие входят в определенный тариф и чего он сегодня именно такой, а не другой. Кроме того, мы же сейчас не поставляем газ ни на территорию аннексированного Крыма, ни туда, где орудуют элэнэровцы и дээнеровцы, поэтому для населения, что бы там ни говорили чиновники, газа внутренней добычи должно хватать. И нет никаких оснований для такого поднятия тарифа на газ, который мы имеем сейчас. А если его действительно нужно увеличить, тогда четко обоснуйте, сколько именно должен стоить газ и почему».Сергей БыковСергей Быков

Вы еще надеетесь на бесплатный сыр?

Если же от системы как таковой снова вернуться к конкретному человеку с его платежкой, безденежьем и кучей проблем, то некоторые главным подвохом запущенной системы оформления субсидий считают несоответствие количества тех, кто зарегистрирован на конкретной жилищной площади, числу тех, кто там реально проживает. Самая простая ситуация: родители остались, а дети поехали в другой город или даже за границу. Не увидят субсидий и те (а это чаще всего студенты и молодые семьи с невысокими доходами), кто снимает жилье: аренда у нас до сих пор преимущественно нелегальная, а на помощи от государства может претендовать только тот, кто снимает жилье по закону. «Люди, которые арендуют жилье – конечно, оформленное в соответствии с законодательством, – имеют право на субсидии, – разъясняет Сергей Быков, – поэтому система оформления субсидий направлена и на то, чтобы выявить так называемый незаконный доход тех людей, которые сдают свои квартиры и дома, но не подписывают соответствующих договоров аренды и не платят за это налог». Если арендатор таки будет настаивать на субсидии, как думаете, чем это грозит арендодателю? Не придется ему заплатить налог за все то время, пока сдавал свое жилье?

А теперь – о том втором «букете» проблем, который, по твердому убеждению некоторых экспертов, может стать гораздо более весомым, чем помарки в бланке декларации или махинации государства с нормами. Юристы, внимательно проанализировавшие бланки, которые надо заполнить (декларация и заявление), говорят, что здесь следует воспользоваться известной народной мудростью и прежде, чем «отрезать» (заполнять эти бланки), даже не семь – сто семь раз «отмерить» (взвесить все «за», которые даст вам субсидия, и «против», которыми будут сопровождаться эти «за»).

Итак, перед вами – бланк декларации о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии. Она требует указать не только фамилию, имена и отчества всех членов семьи, но и прежде всего их идентификационные коды, а также информацию обо всех видах доходов (в частности, депозиты и доход от аренды имущества). И если наличие автомобиля (старых можно иметь и несколько) теперь не преграда для получения субсидии, одноразовая покупка стоимостью от 50 000 гривен в течение последнего года получить ее помешает.

Очень интересный пункт содержится в «Заявлении о назначении жилищной субсидии»: «Я и лица, зарегистрированные (фактически проживающие) в жилом помещении/доме, даем согласие на обработку персональных данных о семье, доходах, имуществе, необходимых для назначения жилищной субсидии, и обнародования сведений о ее назначении». Органы соцзащиты – если не сразу, то со временем точно – проверят достоверность данных, которые окажутся в пакете документов (запросы в налоговую, МРЭО, учебные заведения и т.д.). Где гарантия, что через полгода-год вы не получите «приглашение», например, с налоговой – появиться с правоустанавливающими документами на машину, земельный участок или дом в деревне? Информация о дачных и сельских домиках для налоговиков будет как находка: надеюсь, все помнят, что со следующего года начнет работать система сбора налога на недвижимость. Как думаете, не окажетесь ли вы среди первых, кто получит платежку на уплату этого налога?

Поэтому система субсидий, которую правительство выдает за некую жилищно-коммунальную панацею для малообеспеченных, уверяют юристы, – не что иное, как система сбора персональной информации о гражданах Украины, которые – учтите – в этом случае предоставят ее всем заинтересованным структурам: а) добровольно, б) максимально полную. Как государство, учитывая переход на электронный документооборот и хронический дефицит бюджета, воспользуется этими данными, догадаться не трудно.

С одной стороны, действительно малообеспеченным, кто едва перебивается с хлеба на воду (а то, что сегодня многие украинцы именно выживают, а не живут, – горькая правда), субсидия нужна, чтобы банально выжить. Какой же будет дальнейшая судьба вчерашнего среднего класса, пока спрогнозировать сложнее: эти люди катастрофически быстро теряют свои финансовые позиции, стремительно приближаясь к классу малоимущих, и нет никаких гарантий, что государство не найдет, какие еще налоги в предыдущем году они не оплатили. И не заставит их оплатить эти налоги. Поэтому, судя по всему, субсидия – не спасение бедных от высоких тарифов (лучше бы правительство позаботилось о создании новых рабочих мест, а не рапортовало, где и сколько людей сократили), а прикрытие для пары-тройки не совсем красивых схем, которыми, скорее всего, воспользуются позже.

http://asn.in.ua


Теги статьи: Субсидия

Дата и время 09 мая 2015 г., 18:36     Просмотры Просмотров: 4657
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.068769