АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 0°C
Харьков: 7°C
Днепр: 8°C
Одесса: 4°C
Чернигов: 0°C
Сумы: 3°C
Львов: -3°C
Ужгород: 0°C
Луцк: -1°C
Ровно: -1°C

Минский процесс: повод для оптимизма и медиа-вопрос

Минский процесс: повод для оптимизма и медиа-вопрос
Минский процесс: повод для оптимизма и медиа-вопрос

На днях в работу по выполнению Минских договоренностей включились подгруппы, каждая из которых будет заниматься отдельной сферой. Их всего четыре — по безопасности, экономике, политике и гуманитарке. Это можно считать определенным сдвигом в процессе мирного урегулирования конфликта на Донбассе. Умеренный оптимизм в данном случае не помешает. Но только если умеренный...

Почву для этого оптимизма дают прежде всего два обстоятельства. Во-первых, разделение и конкретизация проблем, которыми будут заниматься минские подгруппы. Безопасность: прекращение огня и миротворческая миссия. Экономика: восстановление в отдельных районах Донбасса соцвыплат и банковской системы. Политика: проведение местных выборов. Гуманитарка: вопросы, связанные с заложниками, беженцами, гуманитарной помощью.

Однако куда более важным является то, кто конкретно будет заниматься всеми этими проблемами. Украинским представителем в подгруппе по экономике назначен сотрудник президентской администрации по вопросам внедрения реформ Игорь Веремей. По гуманитарке — уполномоченная Президента по мирному урегулированию донбасского конфликта Ирина Геращенко. Нашлось место в гуманитарной подгруппе и Виктору Медведчуку.

Больше внимания заслуживает то, что в подгруппе по безопасности украинским переговорщиком будет Евгений Марчук, а по политике — Владимир Горбулин. Сам факт, что персоны с таким профессиональным опытом включаются в работу минских подгрупп, свидетельствует: эта работа должна быть действительно серьезной и нацеленной на реальный результат, а не просто «приличия ради»...

В бой идут одни «старики»

Марчук — уроженец Кировоградской области. В 1963 году он окончил местный пединститут по специальности учитель украинского языка и литературы. В этом же году начал работать в КГБ УССР. Прошел путь от младшего лейтенанта до генерала, от оперативной до руководящей работы в разведке и контрразведке. Был первым главой СБУ, а в 1995 году стал Премьер-министром страны.

Далее его отношения с тогдашним Президентом Леонидом Кучмой стали ухудшаться. В 1996 году это привело к отставке с поста главы правительства. В 1999-м бывший премьер участвовал в президентской гонке и набрал в первом туре 8%. Несмотря на конфликтные отношения, перед вторым туром Марчук согласился на предложение Кучмы возглавить СНБО. В 2003-2004 гг. он перешел на должность министра обороны. Позже был советником Президента Виктора Ющенко.

В прошлом году Марчук возглавил секретариат по координации сотрудничества с НАТО. Изначально по донбасскому конфликту он выступал за «женевский» формат (Украина, Россия, ЕС и США). В недавнем интервью газете «День» Марчук объяснил свое согласие на участие в минских переговорах тем, что принимал решение на основе логики военного, а не мирного времени.

Тем не менее, говоря о Кучме и Медведчуке, с которыми ему придется теперь рядом сидеть, он заметил, что ничего не забыл. «Мое отношение к ним не изменилось, — акцентировал Марчук. — Но знаете, хотя в стране де-юре и не введено военное положение, я его еще в прошлом году ввел для себя лично... Я, возможно, как никто, понимаю, какая чрезвычайно серьезная опасность надвигается сейчас на страну... Поэтому личные отношения при принятии решения я переместил на задний план».

Рассматривая нарастающую угрозу с российской стороны, Марчук выделяет прежде всего два обстоятельства. По его словам, сегодня РФ завершает процесс формирования на Востоке Украины «зажаренного» конфликта, а также огромного военного соединения своей территории с той частью Донбасса, которая контролируется «республиками»...

Что касается Горбулина, то ему в политической подгруппе, судя по всему, будет сложнее, чем Марчуку. Каким бы проблематичным ни казалось реальное прекращение огня по всей линии фронта, это более достижимо в нынешних реалиях, нежели выполнение, например, такого условия местных выборов, как возобновление деятельности украинских СМИ в отдельных районах Донбасса...

К слову, в начале этого года Горбулин писал в «Зеркале недели», что киевская сторона должна усилить реализацию государственной информационной политики в «ДНРовских» и «ЛНРовских» районах. Теперь ему самому предстоит поучаствовать в защите этих украинских медиа-интересов в контексте местных выборов. Задача более чем сложная, но, с другой стороны, опыт, как говорится, — великое дело...

Горбулин родился в Запорожье, долгие годы проработал в ракетно-технической сфере. Неоднократно назначался секретарем СНБО. В период президентства Кучмы возглавлял Госкомиссию по вопросам сотрудничества с НАТО. В апреле прошлого года был внештатным советником исполняющего обязанности Президента Александра Турчинова. А летом 2014-го указом Петра Порошенко назначен директором Национального института стратегических исследований.

Медиа-подгруппа

Коль уж разговор зашел об информационной политике, нужно заметить, что минскому процессу пригодилась бы еще одна подгруппа, которая бы отдельно занималась прекращением или, по меньшей мере, снижением уровня медиа-агрессии. Не исключено, впрочем, что подобная подгруппа в той или иной форме существует, но не выставляется на публику, а ее представители работают как бойцы невидимого фронта...

Как бы там ни было, на данном этапе вероятность информационных компромиссов между участниками конфликта гораздо ниже, чем, например, проведение тех же местных выборов по украинскому законодательству. Скорее всего, под тот или иной консенсус — военный, гуманитарный, экономический или политический — каждая из сторон будет самостоятельно подгонять определенные медиа-акценты для своей аудитории.
В то же время такая тема, как национальное примирение, актуальна для украинской стороны с точки зрения всех сфер. Согласно последним данным фонда «Демократические инициативы», о необходимости государственной политики по примирению украинцев говорят 57% украинцев. Среди тех, кто мог бы примирить, респонденты на первое место ставят украинскую власть, на второе — СМИ, на третье — самих себя. Иными словами, многие украинцы готовы воспринимать примирительную риторику, но инициатива должна исходить от государства и медиа.

Если украинские СМИ возобновят свою деятельность в отдельных районах Донбасса, то к тамошней аудитории необходим особый подход. Если, конечно, возникнет желание находить с ней общий язык. Возможно, потребуется создание специальных медиа-проектов — тут уж будет чем заняться нашему Министерству информполитики.

Однако все это имеет смысл при реализации, как минимум, двух условий: полного прекращения боевых действий по всей линии фронта и хотя бы относительной стабилизации гуманитарно-экономической ситуации в зоне АТО. Без этого информационно-политический поезд примирения едва ли сдвинется с места.

 

http://fraza.ua


Теги статьи: Минский протоколМинские соглашенияМинск

Дата и время 15 мая 2015 г., 20:54     Просмотры Просмотров: 2717
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.055223