АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 2°C
Харьков: 5°C
Днепр: 8°C
Одесса: 10°C
Чернигов: 1°C
Сумы: 4°C
Львов: 5°C
Ужгород: 7°C
Луцк: 4°C
Ровно: 5°C

Донбасс: корни трагедии

Донбасс: корни трагедии
Донбасс: корни трагедии

«Трагедия Донбасса стала возможной, в частности, потому, что постсоветская власть „независимой“ Украины, отдав огромный регион на откуп криминалитету и олигархам, за 23 года не смогла усвоить уроки истории». Академик Иван Дзюба — об исторических и культурных предпосылках кровавой драмы на востоке Украины.

Война является абстракцией? Да — для того, кто следит за ее ужасами, кто воспринимает кровь, разрушение, смерть исключительно через телевизионные сообщения, через холодные строки электронных и печатных СМИ. Она никогда не является и не может быть «абстракцией» для человека, который вырос на той земле, тех степей, лесов, рек, тех людей, памятных с детства. «Болит душа» — сказать так, значит не передать и крошки страданий такого человека...

Война является случайностью, «стихийным бедствием», бог знает откуда явленным нам адом (без видимых причин), внезапной «цепью» бесконечного звена народных страданий? Да — для того, кто не осмыслил закономерности истории, «векторы» духовного развития нации и страны, кто не раскрыл тайну, в которой рождаются агрессивные, захватнические войны (скажем четко: какВторая мировая, 70-летие Победы украинского народа в которой мы будем отмечать, чтя светлую память миллионов погибших, так и сегодняшняя захватническая, оккупационная война России на Донбассе!).

Она, война, не является случайностью для того, кто знает, что такая катастрофа тщательным образом и подло готовится очередным претендентом на европейскую или мировую гегемонию (он может сидеть в Рейхстаге, имперской канцелярии или в Кремле) — с использованием кричащих просчетов в культурной, социальной, этноконфессионной, экономической политике власти тех или иных стран или и прямых предателей, наемников, «пятой колонны». Генлейн, Зейсс-Инкварт, Квислинг, Петен, Захарченко, Плотницкий, Царев, Пушилин, Симоненко, Ефремов...

Война является извечным, непреодолимым злом в истории человечества? Да — для того, кто не имеет заряда гуманистической ненависти к войне как к звериному, грязному, позорному делу, наиболее позорному из всех, что может делать человек, к подлому пренебрежению великой заповеди «Не убий!». Она не является непреодолимым злом для того, кто верит: наступит день (пусть не завтра), и любые войны будут когда-то истреблены с лица земли.

Выдающийся украинский ученый, мыслитель, публицист, общественный деятель, академик Иван Михайлович Дзюба родился на Донбассе, вырос там. Поэтому война, пылающая сегодня на востоке Украины, — не является для него абстракцией. Она волнует его до глубины души.

Эта трагедия не является для Ивана Михайловича чем-то случайным; об опасности именно такого развития событий он предупреждал многократно, в частности еще в 1992 году в своем выступлении на Первом Всемирном форуме украинцев: «Беда наша, которая может оказаться фатальной, в том, что демократические силы не создали ни теоретических концепций, ни прочных организационных структур, которые бы отвечали потребности защиты конкретных социальных интересов тружеников и в то же время согласовывали бы эту защиту с процессом демократического созидания государства.

Вместе с тем роль защитников трудового люда пытаются — и не без успеха — перебрать противники независимой демократической Украины, поборники той системы, которая в течение 70 лет осуществляла самую жестокую в мире эксплуатацию и довела общество до нынешнего состояния. Они же цинично одеваются и в одежды защитников демократии и прав человека — те, кто еще вчера загонял в тюрьмы за само упоминание о правах человека». Это было сказано 21 августа 1992 года.

Весной года 2015-го увидела свет небольшая книжка И.М. Дзюбы «Донецька рана України. Історико-культурні есеї», изданная Институтом истории Украины НАН Украины (в серии «Студії з регіональної історії»). Объем книги небольшой — только 78 страниц (в нее вошли статьи 2001 года «Донеччина — край українського слова», 2005 года «Донецька складова української культури» и новейшее эссе этого года «Трагедія Донеччини»), однако содержательное наполнение такое, что его хватило бы на несколько толстых томов.

Автор пишет во вступительном слове: «Смею думать, что немного знаю Донетчину, по крайней мере прошлых десятилетий. Печально известный ныне Докучаевск, где было загнездились мобильные бандиты, уничтожившие маршрутный автобус с мирными пассажирами под Волновахой, — это бывший рабочий поселок Еленовские карьеры, где жили мои родители и где я учился в школе; там самые дорогие мои воспоминания.

Не могу поверить, что теми убийцами стали мои земляки, может, и охладевшие к Украине, но по большей части не враждебные. Скорее, это какая-то мобильная банда, которая «осваивает» линию Еленовка — Докучаевск — Стыла — Старобешево — Каракуб (Комсомольское), на пути к Волновахе и Мариуполю, используя удобный для передвижения и укрытия рельеф этой части Донетчины (которую когда-то назвали «донецкой Швейцарией).

...На протяжении прошлых десятилетий я имел некоторую причастность к культурной жизни Донетчины и, естественно, не раз писал о ней. Знаю о Донетчине и дончанах далеко не все, но чуть больше, чем те, для кого она только административно-географическое понятие. Пытался познавать ее. Может, что-то и увидел, почувствовал.

Поэтому для начала приведу некоторые из давних своих публикаций — в них речь идет о вещах, которые сегодня, к сожалению, немногие знают, а знать бы следовало. Ничего в них не меняю, потому что не имею привычки „корректировать“ ранее писаное, адаптируя к современной атмосфере и стилистике. Как было, так и было, как оно теперь — читатель сам знает, а как будет дальше — никто не знает, и не все увидят. Но не можем об этом не думать. И о прошлом, и о сегодняшнем, и о неизвестном грядущем».

Итак, слово — Ивану Михайловичу Дзюбе. Приводим далее, как кажется автору этих строк, ключевые, основополагающие, наиболее интересные мысли из его книги — в надежде на то, что круг читателей «Дня» на порядке шире, чем круг тех, кто прочитал «Криваву рану Донбасу», изданную силами только одного академического учреждения — Института истории Украины.

***

«В послевоенные годы усиливается процесс русификации Донбасса, как и всей Украины. Казалось бы, парадокс: ведь в конце 50-х гг. «на новостройки Донбасса прибывали, преимущественно из западных областей, много (до 200 тысяч в год) юношей и девушек. Они создавали семьи, заводили детей» (Г.М. Панчук. Изменения в численности населения Донбасса за 1959-1994 гг., Донецк, 1997 г.).

Но жестокий молох русификации все перемалывал. Хрущевская реорганизация школьного дела привела к катастрофическому уменьшению количества украинских школ, а затем всестороннее обеспечение получила целенаправленная политика создания т. н. «новой исторической общности» — «единого советского народа». Результаты этой политики настолько противоречили официальным утверждениям о расцвете в СССР национальных языков и культур, что статистические данные о языковых аспектах жизни общества стали самой большой государственной тайной.

Соответственно и в статистических сборниках Донецкого и Луганского областных статистических управлений найдем оптимистичные цифры о расширении сети школ, увеличении количества вузов, росте тиражей газет и объемов теле — и радиовещания, но вопрос о языковом выражении этой деятельности обходится десятой дорогой. Впрочем, эта традиция остается почти незыблемой, и неспроста.

Все это вызывало то глухой, то все больше и громкий протест неравнодушного меньшинства, в том числе и на Донетчине.

Репрессии 1970 годов против деятелей украинской культуры тоже не обошли Донетчину. Суд г. Дружковки наказал семью годами заключения и пятью годами ссылки писателя Николая Руденко, организатора и председателя Украинской Хельсинкской группы, а десятью годами заключения и пятью годами ссылки учителя Олексу Тихого, автора рукописи «Размышления об украинском языке и культуре в Донецкой области», где он писал: «Можно ли говорить о равноправии двух миллионов украинцев, свыше ста тысяч греков, десятков тысяч белорусов, евреев, татар и других народностей в нашей области, если они вынуждены отрекаться от родного языка, национальных традиций, обрядов и т. п.? Равные права на заработную плату, ресторан или магазин — это же еще не равноправие».

Прошу обратить внимание по эту последнюю мысль, в которой сельский учитель показывает более глубокое понимание проблемы равноправия, чем некоторые блестящие мировые интеллектуалы и политики. И еще одно: и в этом случае, как и всегда, достойные защитники украинского языка тоже болели и за судьбу других угнетаемых языков. Олекса Тихий, жертва брежневских лагерей, как и Василь Стус, как и Юрий Литвин, как и Марченко, отдал свою жизнь за справедливость для всех«.

***

«На уровне общественной реальности, а не на уровне научного осознания мы еще единого культурного пространства Украины не имеем (написано автором в 2005 году; сейчас, через 10 лет, в условиях войны! — предпринимаются, наконец, только первые шаги в этом направлении. — И. С.). И от этого, возможно, больше всего страдает Донетчина.

И страдает вдвойне: неадекватностью усвоения ценностей украинской культуры и неадекватностью собственного культурного присутствия во всей Украине. Причина такой ситуации не локализована в Донетчине. Это — ситуация общеукраинская: низкая динамика культурного „кровообращения“ в обществе, маленькая пропускная способность каналов трансляции культурной информации. Под этим обзором на особенно голодном пайке — или, может, на спецдиете — и была Донетчина».

***

«Конечно, старых идолов хватает и на Харьковщине, и на Днепропетровщине, и на Одесщине, да и в самом Киеве (писалось за 9 лет до „ленинопада“. — И. С.), но такая агрессивная реанимация их — это прежде всего донецкий вклад в украинскую культуру. Причем не только в политическую культуру. Потому что сознательно и систематически насаждаемое фарисейство — это незаурядный элемент общей культуры, точнее: масштабное вытравливание культуры».

***

«Бертольд Брехт в «Делах Юлия Цезаря» заметил: никогда на берегах Тибра не звучало столько радостных песен, как в дни наибольшего рабства. Вероятно, это общеисторическая закономерность. Знаменитый слоган: «Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано», — родился именно тогда, когда Донбасс, как и вся советская страна, стоял на коленях.

Ставили на колени и в наше время. Известный донецкий политик, патриот Донбасса Владимир Ампилогов самокритично признает: после выборов 1999 года Донбасс «лег под власть с надеждой вырастить своего кандидата на должность президента» («День», 29 марта 2005 г.).

Что было, когда появился «свой» кандидат, — все видели... Самообманный характер имеет и другая формула патриотизма моих земляков: «Донбасс порожняк не гонит». Но эшелоны с «открепниками» гонял по всей Украине. А на киевском Майдане во время инаугурации президента Ющенко в группе донецкой делегации сторонников Януковича одна дама произносила просто гениальное стихотворение: «Нас мало тут, но мы — в тельняшках, и наш Донбасс непобедим».

***

«Местные полукриминальные „элиты“ за 15 лет независимости Украины выработали интересную стратегию: грабить самим, а за неуплаченными зарплатами посылать в Киев!».

***

А теперь — подборка «избранных» мыслей из нынешней (январь 2015 года) статьи Ивана Михайловича «Трагедія Донеччини».

"Когда вслед за событиями в Крыму и под их влиянием на Донбассе началось движение за «федерализацию, инспирированное и фактически управляемое регионалами, новая и еще недоформированная украинская власть в Киеве не нашла своевременный и адекватный ответ.

И вот «имеем то, что имеем». Донетчина в огне... Многочисленные перемирия и «тишина», «минские договоренности», «нормандский формат», «отведение тяжелого вооружения» на какое-то там расстояние от какой-то там переменчивой «линии разграничения», «гуманитарные конвои» с боеприпасами и т. д. и т. п. — все это псевдонимы атрибутов самой жестокой и подлой войны, навязанной Украине. После каждых переговоров жертв и крови становится не меньше, через аннексированную и уже забытую границу поступают новые и новые потоки все более совершенных средств уничтожения.

...Живем в мире парадоксов. Один из них — несмотря на информативное пресыщение критически не хватает конкретной информации о конкретных событиях, на которые обращено все наше внимание. Что мы знаем сегодня о реальном ходе войны? Разве то, что ситуация напряженная, но под контролем. Формула, которая не обещает ничего хорошего.

Под контролем ситуация была и в Иловайске, и в Донецком авиапорту, и на 31-ом блокпосту, а теперь она под контролем в Дебальцеве (написано в конце января, 17 февраля — после Минска-2 — как известно, Дебальцево было захвачено российскими оккупантами и их наемниками-террористами. — И. С.), городе Счастье и др. Где будет завтра? Нет достоверной информации и о положении на территориях «ДНР» и «ЛНР». Анонимные телефонные голоса оттуда в ТСН или «Интере» — это еще не информация...

...А тем временем война множит и множит ненависть. Нетрудно увидеть и обратную зависимость: ненависть подливает масла в пламя войны. Впереди же обоих идет неправда, расчищая почву для них. Ложь и ненависть лелеют войну, культивируют поле для нее.

Они — всемирные сестры-близнецы. И работают, к удивлению, согласованно, опираясь на свой богатый исторический опыт. Значительную часть этого опыта они добывали в растерзанной хищниками Украине — «на нашій не своїй землі».

Особенно в ХХ веке. Вместе они в течение десятилетий искореняли украинскую идентичность и самосознание, названное «украинским буржуазным национализмом». Вместе уничтожали украинское село раскулачиванием и голодомором. Вместе вытравливали все проявления украинской культурной жизни на Донетчине как пережитки враждебной идеологии и подступы зарубежной агентуры. Вместе работали над созданием «новой исторической общности», в которой на Донетчине не было бы места украинской идентичности, украинской школе, украинскому языку, украинской памяти.

...В каком понятии для людей, переживших Вторую мировую войну, сконцентрировались острейшие негативные эмоции? Известно: фашизм. И Ложь принялась выискивать «фашистов» в ненавистном для нее национально-демократическом кругу, а к себе примерять украденную маску антифашизма. Когда-то люди в странах фашизма жизнью платили за очень опасную честь быть антифашистами. А в наше время в молодом Украинском государстве антифашистами принялись героически величать себя разные темные персонажи из-за ненависти к чему-то им неугодному, а особенно же — к украинской независимости...

...Пережитое влияет и повлияет на взгляды и настроения многих. По-разному. Кто-то прозреет. Кто-то утвердится в своем украинстве. Кто-то будет обвинять Украину в бедах войны и еще больше озлобится. Кто-то будет проклинать все возможные власти.

Разные настроения будут и среди переселенцев, и среди тех, кто принимает их. Но над всеми будет тяготеть память смертей, увечий и руины. И если не все, то многие из них будут невольниками своей злобы и ненависти. Или своих моральных травм. Или своей памяти.

Это будет самое тяжелое наследство. И как с ним совладать? Как с ним будет жить?

На возобновление зданий, на восстановление хозяйства, на рекультивацию — хотя бы частичную — разбомбленных и отравленных почв и очищение земли от мин и осколков может хватить десятка лет — еще же и международные проекты будут. А сколько лет понадобится для рекультивации душ человеческих, и кто поможет?

Это вопрос вопросов — если не сегодня, то на близкое и на далекое будущее«.

***

Этими словами завершает Иван Михайлович Дзюба свою нынешнюю статью. Он не дает завершенных, категоричных ответов. Древние считали именно это признаком мудрости.

Игорь Сюндюков, опубликовано на сайте газеты «День»


Теги статьи: Донбас

Дата и время 18 мая 2015 г., 15:42     Просмотры Просмотров: 3592
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Гаазький трибунал зафіксував ознаки міжнародного збройного конфлікту на Донбасі
За минулу добу зафіксовано 24 порушення режиму тиші, жоден український захисник не постраждав, – штаб АТО
Прихильники “руського миру” вимагають закрити в “ДНР” школу, - блогер

"Укрзалізниця" запустить новий майже 20-годинний потяг між Заходом і Сходом
Стала відома особа полоненого поблизу Кримського бійця ЗСУ
Люди поза межами міста та "республіки" знають набагато більше, бо мають доступ до інформації без обмежень та фільтрів

Масштабную операцию ВСУ сорвал пост в соцсетях
На тлі перевороту в "ЛНР" почалася махновщина, – Бочкала
Плотницкий прокомментировал переворот в "ЛНР"

Як іде боротьба зі злочинами на фронті
Сиротюк: На Донбасі може з’явитися новий троянський кінь, «підкований» росіянами
Чубаров главе МИД Беларуси: Займись своей страной, если у нее осталась хотя бы капелька суверенитета

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.081901