АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 0°C
Харьков: 6°C
Днепр: 9°C
Одесса: 1°C
Чернигов: 0°C
Сумы: 3°C
Львов: -2°C
Ужгород: 1°C
Луцк: -1°C
Ровно: 0°C

Прощание с гигантами

Прощание с гигантами
Прощание с гигантами

Тяжелая промышленность Украины из локомотива экономики превратилась в обузу

Когда наша страна готовилась к провозглашению независимости в 1991 году, доморощенные экономисты по старой советской привычке подсчитывали вклад республики в общесоюзный выпуск чугуна и стали, станков и механизмов. На бумаге все выглядело прекрасно — по всем производственным показателям УССР уверенно входила как минимум в тройку лидеров среди всех 15 субъектов СССР.

ГОРОД-ЗАВОД

Реальность оказалась гораздо жестче. Оставшаяся в наследство от Союза индустрия — машиностроение, ВПК, ракетно-космическая отрасль и авиационная промышленность — оказалась сильно зависимой от стран, возникших на базе республик СССР, как от поставщиков сырья и комплектующих, так и в качестве рынков сбыта. При этом прекратила существование огромная советская армия, а значит отечественный тяжпром, в значительной степени обслуживавший интересы обороны, лишился основного заказчика.

Ситуация усугубляется тем, что практически все украинские гиганты индустрии одновременно являются градообразующими предприятиями и от их коммерческого успеха зависела жизнь как маленьких поселков, так и больших городов вроде Мариуполя или Днепродзержинска.

Соответственно новые владельцы крупных предприятий автоматически превращались в неформальных хозяев целых населенных пунктов. Последствия такого симбиоза власти и денег превратили процесс под кодовым названием «возрождение украинской промышленности» в банальное выбивание различных льгот (налоговых, тарифных и т.д.) для подконтрольных предприятий, сопряженное в случае упрямства правительства с шантажом, социальными взрывами, управляемыми стачками и митингами, походами рабочих на Киев и т.п.

На развитие отраслей политика локального протекционизма благотворного влияния практически не оказывала. А положительных результатов можно было бы добиться внедрением понятных и единых для всех правил игры. Чтобы после принятия любого закона или постановления правительства ушлые журналисты не искали весьма ограниченный круг бенефициаров этих нормативных инициатив.

КРУГИ ПОЧЕТА

Еще одна проблема отечественного тяжпрома — зависимость от конъюнктуры внешнего рынка. При этом украинская металлургия, так и не сподобившаяся наладить выпуск, например, автомобильного листа, сделала основным экспортным товаром продукцию первого-второго переделов: чугун и стальную заготовку. Но ситуация на экспортных рынках отнюдь не способствует развитию отрасли сейчас. Китай резко сократил потребление проката, что в свою очередь привело к мировому падению цен на железную руду.

А внутренний рынок металлопотребления, о развитии которого так много говорилось в начале 2000-х, так и не сформировался. Строительство и машиностроение просто не в состоянии потребить объемы продукции, выпускаемой металлургами.

В результате сегодня о конкурентоспособности украинской индустрии можно говорить лишь применительно к отдельным предприятиям или даже видам продукции. Хотя и в этом случае рыночные категории срабатывают далеко не всегда. К примеру, Крюковский вагоностроительный завод проиграл конкуренцию поездам Hyundai Rotem не на тендере, а в кабинетах организаторов Евро-2012.

Сегодня для отечественных машиностроителей, неизвестно на какой период времени, закрылся основной рынок сбыта — российский. Теоретически бизнесмены могут воспользоваться благосклонностью ЕС, который в одностороннем порядке обнулил ставки импортных пошлин на наши товары. Но отечественным предприятиям для этого необходимо пройти длинный и нелегкий путь сертификации продукции по нормам ЕС.

Поэтому сегодня перспективы развития просматриваются лишь у предприятий оборонного комплекса. Так, освоение госзаказа уже привело к тому, что, например, АвтоКрАЗ по итогам прошлого года показал лучшие результаты деятельности за последние несколько лет.

Остальным, похоже, остается брать пример с предприятий вроде хмельницкого машиностроительного завода «Темп», который еще в 1994 году начал путь от гиганта советской индустрии до мобильной компании, ежегодно осваивающей несколько видов новой продукции. Для этого «всего лишь» пришлось сократить персонал с нескольких тысяч до 150 работников, начать сотрудничать с европейскими фирмами и аттестовать производство по немецкому стандарту TUV.

По материалам: Comments.ua


Теги статьи: промышленность

Дата и время 18 мая 2015 г., 20:50     Просмотры Просмотров: 2117
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.067026