АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал

ГАЛИНА ВДОВИНА: «ТАМОЖНЯ ДОЛЖНА БЫТЬ НЕЗАВИСИМОЙ»

ГАЛИНА ВДОВИНА: «ТАМОЖНЯ ДОЛЖНА БЫТЬ НЕЗАВИСИМОЙ»
ГАЛИНА ВДОВИНА: «ТАМОЖНЯ ДОЛЖНА БЫТЬ НЕЗАВИСИМОЙ»

Глава подкомитета по вопросам стоимости и классификации Общественного совета при Государственной фискальной службе Украины Галина Владимировна Вдовина поделилась с нашим корреспондентом своим видением на непростую ситуацию вокруг таможни, которую то обвиняют в тотальной коррупции, то годами пытаются реформировать, объединив в 2012 году с налоговиками. Залогом комфортного бизнес-климата в Украине она считает сохранение таможенного органа как самостоятельной структуры. Галина Вдовина уверена: «Таможня должна быть независимой».

В СМИ появилось обращение ветеранов Одесской таможни, которые возмущены негативными публикациями в СМИ относительно коррупции на Одесской таможни и обескоены предстоящим реформированием таможенной службы. Как Вам такое проявление корпоративного патриотизма? Разделяете ли Вы его?

Я всегда за патриотизм. Сегодня, к примеру, очень актуален экономический аспект патриотизма. Он проявляется не в лозунгах и не в борьбе с ветряными мельницами, а в конкретных шагах по наполнению бюджета.

Что Вы имеете в виду под ветряными мельницами?

Если говорить о коррупции, то государство само создает условия для коррупционных действий, а потом как Дон Кихот начинает активно бороться. Прорехи в законодательстве и низкие зарплаты при полном отсутствии соцпакета – благодатная почва для коррупции в госструктурах. Сегодня средняя зарплата на таможне составляет от 1500 грн. до 2200 грн.!

У нас есть Таможенный кодекс, соответствующий евростандартам, есть закаленный в экономических баталиях бизнес и есть высокопрофессиональные таможенники. Ложка дегтя в этой бочке меда – несовершенная нормативная база.

В этом корень зла, который делает всех нас заложниками и превращает, к примеру, процесс определение таможенной стоимости в гадание на кофейной гуще со всеми вытекающими последствиями. Инспектор каждый раз угадывает таможенную стоимость, а предприниматель не может планировать и вести нормально бизнес.

Именно отсутствие четкой нормативной регламентации привело к тому, что у нас теперь большими специалистами по таможенной стоимости стали СБУ, прокуратура, УБОП и даже народные депутаты.

Именно нормативная регламентация даст возможность на законных основаниях и таможеннику, и предпринимателю сказать: «Торг здесь неуместен».

Если бы Ильф и Петров могли предположить каким эхом отзовется еще одна крылатая, безобидная на первый взгляд, фраза Остапа Бендера, что «всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице»…

Она не просто крылатая и безобидная, она правдивая. Это исторический факт. Действительно во времена нэпа в Одессе на Малой Арнаутской была сеть мастерских, в которых подделывали известные мирове бренды. Выражаясь современным языком, изготавливали контрафакт или фэйк. Идейным вдохновителем всего этого был Нафталий Френкель. Тот самый Френкель, который станет инициатором создания ГУЛАГа и примет активное участие в строительстве здания железнодорожного вокзала в Одессе.

Что же касается современных реалий, то у Одессы из-за портов и приднестровского сегмента границы действительно потенциально высокие контрабандные риски. Но вряд ли они намного выше, чем на западных границах Украины.

Если мы заговорили о рисках, то какие на Ваш взгляд реальные риски у таможенной службы при реформировании?

Риски напрямую зависят от цели реформирования. Эсли это реформа ради реформы – это одни риски, если это реформа ради усовершенствования и роста – это совершенно другие риски. В самом механизме проведения реформ очень важна отправная точка, так называемый индикатор целесообразности. Другими словами, определяются факторы, которые сдерживают развитие, а так же те, которые губительны для системы, и пытаются найти такой вариант, который искоренит губительные и придаст ускорение сдерживающим.

Для наглядности приведу пример: иногда у детей мышечная масса не успевает за стремительным ростом скелета. Такие дети похожи на деревья, которым не достает солнца и они растут тонкими и высокими. Если перевести это на украинскую таможню, которая тянется к солнцу международной интеграции, то для наращивания «мышечного потенциала» ей необходимо серьезные инвестиции для широкого внедрения ІТ и развития таможенной инфраструктуры.

А нормативное усовершенствование?

Деньги для этого не нужны. Достаточно просто «политической воли».

Но вернемся к инвестициям. Вывод очевиден: в процессе реформирования внутренних финансовых ресурсов не появится. Финансирования извне тоже не будет. Более того, будут дополнительные затраты на изготовление новых табличек с названиями таможенных постов и админзданий, новых печатей, новых нашивок на форменную одежду, новых личных номерних печатей для каждого таможенника. Плюс затраты на налоговую службу. Поверьте, это кругленькая сумма в масштабах страны.

Я правильно Вас понял, что реформирование не придаст ускорение сдерживающим факторам?

Совершенно верно.

Вы называли еще губительные факторы. Как с ними?

Один из губительных факторов любой госсистемы – это коррупция. Я надеюсь, не надо объяснять, что если, к примеру таможенный пост «Измаил» Одесской таможни ДФС станет называться таможенным постом Главного управления ГФС в Измаильском районе и будет напрямую подчиняться начальнику этого управления, а не начальнику таможни, то это никак не повлияет на уменьшение коррупционных рисков. Уверена, что они только возрастут. Вместо 25 таможен появится 250 таможенных постов, которыми будут управлять, грубо говоря, начальники налоговых. Разве такой фискальной махиной можно управлять эффективно?

Получается, что индикатор целесообразности реформирования равен нулю? По крайней мере, в предложенном варианте. Может, его надо просто усовершенствовать, к примеру, по рекомендациям общественности? В прессе есть отдельные фрагменты в виде комментариев на предстоящую реформу. А как можно ознайомиться с ее официальным вариантом?

Интересный вопрос. Но я не знаю на него ответа. И не только я. Все пока на уровне слухов.

Более того, для отслеживания процессов разработки и внедрения реформ в Украине специально создана новая версия сайта reforms.in.ua. В настоящее время на нем обнародованы данные о 18 приоритетных направлений реформ и информация об ответственных за каждую из них, а также контакты координаторов, состав целевых команд реформ, проекты и утвержденные версии нормативных документов.

НО: по непонятным причинам среди приоритетных направлений отсутствует информация относительно реформирования таможенных органов согласно Указа Президента Украины от 12.01.2015 № 5/2015 «О стратегии устойчивого развития «Украина – 2020»: Реформа государственного таможенного дела и интеграция в таможенное сообщество Европейского Союза.

Опять же, на уровне «высокопоставленных» слухов якобы при Минфине создана Комиссия по вопросам реформирования таможенных органов, которую возглавляет замминистра Макеева Е.Л.

Руководством Рабочей группы по совершенствованию процедур таможенного контроля и таможенного оформления, созданной в конце прошлого года при ГФС, членом которой я являюсь, направлены письма в адрес руководства Минфина с предложением о привлечении к работе.

И какая реакция?

Никакой. То ли Комиссии нет, то ли в наших рекомендациях никто не нуждается.

Заметно, что Вы крайне обеспокоены происходящим. Чем это вызвано?

Во-первых, любые не взвешенные изменения в таможенной сфере неизбежно отрицательно сказываются не только на осуществлении таможенных формальностей, но и на общем бизнес-климате Украины. Во-вторых, мы имеем горький опыт создания и деятельности Миндоходов.

Почему опыт горький?

Одним из главных «достижений» Миндоходов, которое создавалось на принципах не объединения, а поглощения таможни налоговой службой, стало разрушение системы контроля со стороны государства за процессами поставки товаров, которая формировалась на протяжении двух десятилетий. Однозначно, система не была идеальной и требовала усовершенствования.

Но все инициативы, официально декларируемые руководством Миндоходов, и были направлены на усовершенствование.

А на деле прогнозируемые результаты практической реализации не нашли. Борьба с контрабандой, несмотря на правоохранительные полномочия налоговой милиции, не только не вышла на новый уровень, но и стала дополнительным бременем для субъектов ВЭД. Не имея специальных таможенных знаний, представители налоговой милиции просто стали дублерами других правоохранительных органов и причиной увеличения временных нормативов и коррупционных рисков.

Не произошло и так ожидаемого бизнесом ослабления административно-коррупционной нагрузки, и государственные расходы на администрирование налогов и сборов тоже не уменьшились.

Несмотря на объединение информационных баз налоговой и таможенной служб, синергического эффекта не получилось. А именно: осуществить обеспечение контроля за цепочкой перемещения товара от границы до конечного потребителя с целью недопущения бюджетных потерь от неуплаты платежей в полном объеме.

Более того, из-за реформирования по-Миндоходовски «потерялись» и так и не нашлись несколько очень важных направлений работы таможенных органов. Речь идет о борьбе с “классической” контрабандой (незаконное перемещение оружия, оружия массового поражения и его компонентов, наркотических, психотропных веществ и прекурсоров), экспортном контроле, защите прав интеллектуальной собственности, международном сотрудничество таможенных служб, а также таможенном пост-аудит.

А налогового пост-аудита не достаточно?

У него немного другие функции и задачи. Отсутствие таможенного пост-аудита негативно сказывается на гармонизации таможенных формальностей на границе, а также вызывает ручной режим определения таможенной стоимости импортных товаров. Это, в свою очередь, приводит к диктату рекомендованных таможней цен, что противоречит положениям Таможенного кодекса Украины и международным соглашениям, к которым присоединилась Украина.

От такой ситуации страдают, в первую очередь, субъекты ВЭД: конечная сумма уплаченных платежей является предметом договоренностей между декларантом и таможней, что делает невозможным стратегическое планирование собственного бизнеса и создает потенциальные коррупционные риски. Более того, увеличение поступлений в бюджет за счет неправомерного увеличения таможенной стоимости импортных товаров вызывает неконтролируемый рост цен для конечных потребителей на внутреннем рынке.

С одной стороны, для украинской экономики и без реформ достаточно стрессов. С другой, если ничего не менять, то будет еще хуже. Есть еще и так называемый фактор подсознательного сопротивления реформам, просто как чему-то новому. Очень хочется верить, что после Майдана вариант реформирования «а ля Клименко» не пройдет. Может, и Ваши опасения напрасны?

Даже если отбросить человеческий фактор при анализе причин неэффективности модели Миндоходов, следует объективно отметить, что Украина не была готова к таким изменениям из-за отсутствия материально-технической базы и кадрового потенциала, а также достаточного финансирования на развитие информационных технологий. Ситуация в данный момент по все аспектам только ухудшилась. Именно поэтому целесообразно сначала подготовить материально-техническую и финансовую составляющую, а также универсальных должностных лиц фискальных органов с таможенно-налоговыми знаниями, и лишь тогда можно вернуться к реформированию по типу так называемой административной реформы.

Нельзя переносить даже очень эффективный опыт в чистом виде. Его надо адаптировать под украинские реалии с учетом украинской экономики, национальной специфики и менталитета. В противном случае, это будет очередная ассимиляция, которая полностью разрушит таможенную систему и отбросит отечественное внешнеэкономическое пространство, в лучшем случае, на 2 десятилетия назад

Автор: Ярослав Берендаков 

http://prawwwda.com


Теги статьи: ТаможняВдовина Галина

Дата и время 04 июня 2015 г., 11:12     Просмотры Просмотров: 2966
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Сколько украинцы готовы платить за растаможку авто
Черниговская фирма оформила вагоны по цене $1 млн вместо $2 млн, а затем продала их за $230 тыс
Что грозит «пересичникам» за нарушение закона

Главного инспектора Херсонской таможни задержали при получении взятки
В Сумах будут судить работниц таможни
Из Украины пытались вывезти старинную скрипку

Крупная облава: на продажной таможне изъяли сотни тысяч долларов, задержаны пять человек
Таможня дает добро: в Одессе составляли фиктивные декларации, чтобы сэкономить 2 миллиона
Коррупция на таможне сделала границы Украины дырявыми — Несходовский

Блогер: Так себя не ведут не в одной цивилизованной стране! Просто уроды, ненавижу, стая мародёров и взяточников!
Крах законности: Одесская таможня не пытается скрыть следы работы таможенных площадок
Контрабандистам разрешили грабить бюджет на базе Житомирской таможни

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Кто на ваш взгляд самый большой враг Украины?









Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.057524