АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал

Кассовые аппараты по новым правилам: плюсы и подводные камни

Кассовые аппараты по новым правилам: плюсы и подводные камни
Кассовые аппараты по новым правилам: плюсы и подводные камни

Так уже традиционно сложилось, что любые изменения в законодательстве, а тем более в налоговом, это всегда дискомфорт и, как следствие, недовольство большинства граждан. Людям приходится тратить не только время на изучение новых законов и правил, но и дополнительные средства (иногда немалые) на внедрение таких правил в жизнь.

Что касается Украины, что ситуация усложняется ещё и тем, что сегодня бизнес просто перестал верить властям, и соответственно - в положительный результат каких-либо реформ.

Именно так произошло и с нашумевшей в свое время налоговой реформой, которая сейчас опять появилась у многих на слуху. На этот раз – в связи с обязательностью использования предпринимателями-"единщиками" кассовых аппаратов с 1 июля 2015 года.

Напомним, 28 декабря 2014 Верховная Рада "с легкой руки" Кабинета Министров Украиныприняла Закон №71-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины (касательно налоговой реформы).

В числе новых требований, предусмотренных законом, - обязательное применениерегистраторов расчетных операций (РРО, они же - кассовые аппараты) для предпринимателей-плательщиков единого налога II и III групп.

Указанные требования не распространяются на предпринимателей, торгующих на рынке, и на передвижных объектах (например, мобильных кофейнях).

При этом власти предусмотрели существенный бонус для тех "единщиков", которые в добровольном порядке начали применять кассовые аппараты с 1 января 2015 года – они освобождаются на 2 года от проведения проверок по вопросам соблюдения порядка применения РРО. Такой бонус, кстати, ещё будет действовать до 30 июня включительно.

В остальных случаях к "единщикам" II и III налоговых групп не будет применятся 2-летний мораторий на проведение проверок. С 1 июля 2015 они все будут подлежать проверкам фискалов в части соблюдения порядка применения кассовых аппаратов.

Но, судя по всему, таким аукционом щедрости от властей воспользовались не многие – в последнее время почти по всей Украине прокатилась волна протестов против принудительного применения кассовых аппаратов.

3 июня протестующие предприниматели добрались и до Киева. У стен Верховной Рады прошел митинг в поддержку малого бизнеса в Украине.

Фото со страницы Сергея Доротича в Facebook

"Обозреватель" разбирался в новых правилах применения кассовых аппаратов, и попытался объективно оценить все "за" и "против" обязательности их использования украинскими предпринимателями.

КОГО КОСНЕТСЯ

В настоящее время выдача фискального чека при покупке в супермаркете — обычное дело. А вот получать чек, например, в ларьке сейчас нет возможности. Но с 1 июля 2015 года ситуация, по идее, должна кардинально измениться – кассовые аппараты станут обязательными к применению для:

1) предприятий электронной коммерции, реализующих товары и услуги посредством интернета (интернет-магазины)

2) ФОП – плательщиков единого налога III группы с 1 июля 2015 и II группы с 1 января 2016 (за исключением рыночной и переносной торговли). Напомним, к III группе c 2015 года относятся предприниматели с годовым оборотом до 20 млн грн, а также ранее относившиеся к группам 4,5,6

3) платежных систем, агентов и других предприятий, принимающих деньги для дальнейшей передачи.

При этом под понятие "расчетной операции" попадают любые оплаты наличными, платежными картами, жетонами и так далее. Если оплата товара осуществляется в безналичной форме со счета ФОП, юрлица, то регистрировать такую операцию не нужно.

Определенные нюансы предусмотрены для интернет-магазинов при использовании кассовых апаратов (инфографика AIN).

Кликните на изображение для увеличения

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО

По идее, закладываемой разработчиками в подготовке Закона №71-VIII, применение кассового оборудования упрощает бумажное оформление каждого факта приема наличных денег, способствует легализации выручки субъектов хозяйствования и обеспечивает потребительские гарантии покупателя.

Но в большинстве случаев введение таких аппаратов связывают только с контролем над оборотом с целью налогообложения и применения финансовых санкций со стороны контролирующих органов для наполнения бюджета. Но это не совсем так.

Для уменьшения налоговых обязательств предприниматели стремятся уйти от установки РРО и, соответственно, покупатель не получает чек за приобретенный товар, который является единственным доказательством того, что товар или услуга действительно были проданы потребителю.

В связи с этим покупатели товаров лишаются возможности защиты своих потребительских прав. Например, на сегодня из 20 000 действующих аптек около 7 000 работают без кассовых аппаратов. Покупая лекарство в такой аптеке гражданин не застрахован от покупки фальсифицированных лекарств, что ставит под угрозу его жизнь и здоровье. При этом отсутствует идентификация субъекта, к которому можно предъявить претензии за продажу некачественного товара и возмещение нанесенного ущерба. Аналогичная ситуация и при продаже других товаров (особенно товаров, имеющих ограниченный срок употребления) субъектами, которые не используют в своей деятельности РРО.

Поэтому наличие РРО есть своего рода гарантией защиты прав потребителей (покупателей продукции).

А вот если следовать опыту других стран, в том числе наших ближайших западных соседей, то применение кассовых аппаратов должно постепенно расширяться на "все и вся". В Грузии, например, на сегодняшний день кассовыми аппаратами пользуются даже бабушки, торгующие на рынке.

Кстати, в большинстве развитых стран существует даже двойная ответственность как со стороны продавца за невыдачу чека, так и покупателя за то, что он не взял чек. Человек, не взявший чек, считается пособником неплательщиков налогов и может быть оштрафован.

Поскольку Украина тоже претендует со временем занять свое место в списке успешных развитых стран, то вопрос о том, надо ли расширять сферу применения кассовых аппаратов, не должен стоять вообще. В этом случае можно обсуждать лишь проделанную государством работу для запуска этого процесса. И вот тут как раз о твердой "пятерке" можно даже не заикаться, максимум – "троечка" с натяжкой.

"ПОДВОДНЫЕ" КАМНИ

В частности, до сегодняшнего дня открытым остается вопрос, кто будет предоставлять услуги по установке и сервисному обслуживанию кассовых аппаратов. Фискальная служба до сих пор не потрудилась установить единые требования к соответствующим фирмам, хотя таких в настоящее время довольно много.

Некоторые даже предлагают приобрести кассовые аппараты у них, не разглашая при этом, на основании каких документов они проводят такую деятельность.

И вот тут кроется несколько угроз: во-первых, при отсутствии четких критериев к фирме-установщику кассовых аппаратов не исключено, что уровень коррупции будет только расти; во-вторых, налоговые органы так и не смогут обеспечить полный контроль над малым и средним бизнесом, а уровень доверия предпринимателей к государству еще более снизится вопрос; в-третьих, не выиграет и потребитель из-за значительного повышения цен на продукцию (товары), реализуемые с помощью кассовых аппаратов.

Не особенно радует и финансовая сторона вопроса, особенно в сегодняшних социально-экономических реалиях.

Так, средний кассовый аппарат обойдется предпринимателю в сумму от 6 до 17 тыс. гривен. В зависимости от типа РРО его ежемесячное обслуживание будет стоить, как минимум, ещё несколько сотен гривен (и это если не брать в расчет другие сопутствующие факторы, как, например, обучение сотрудников). А с учетом того, что Закон №71-VIII обязывает предпринимателей содержать кассовые аппараты в постоянном исправном виде, то в случае каких-либо неполадок на услуги сервисных центров тоже надо будет раскошелиться (начиная от 500-600 грн).

Очевидно, что даже при самых минимальных затратах на установку и обслуживание кассовых аппаратов это выльется малому и среднему бизнесу в кругленькую сумму, которая для некоторых предпринимателей, по их же оценкам, может оказаться хорошей похоронной плитой.

ЧЕГО ОПАСАЮТСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Большинство мелких и средних бизнесменов уверены – украинцев уже с 1 июля ожидает подорожание всех товаров и услуг, глобальная тенизация предприятий и появление новых коррупционных схем.

По их мнению, уже скоро следует ожидать массовых проверок, штрафов и арестов имущества, что приведет к повальному закрытию предприятий или уходу бизнеса в "тень", а следовательно - к сокращению количества рабочих мест, уменьшению доходов государственного бюджета и общему падению экономики.

Глава Общественного совета предпринимателей промтоварного рынка "7 километр" Василий Кулинич:

"Предприниматели в сложной ситуации – они вынуждены нести дополнительные расходы, при том что их доходы не увеличились. Не надо быть экономистом, чтобы понять, что траты на закупку и обслуживание кассовых аппаратов будут заложены в стоимость товаров и услуг. Цена кассовых аппаратов колеблется от 8 до 17 тыс. грн. Кроме того, обслуживание РРО (регистратор расчетных операций), дополнительное обучение сотрудников, оплата интернет трафика для предпринимателя обернутся в 100 тыс. грн затрат ежегодно. Желание правительства усилить контроль над мелким и средним бизнесом приведет к резкому скачку цен на все товары и услуги. Пострадавшими окажутся украинцы, вынужденные платить за это из своего кармана"

Президент Ассоциации работодателей Юга Украины Юрий Борщенко:

"Сейчас нет условий, способствующих внедрению новых правил. На 1 января зарегистрировано 284,2 тысяч физлиц-предпринимателей 3 группы. Обязательство по кассовому расчету коснется минимум трети из них. РРО (кассовые аппараты) установили только 4 тысячи из них. Измениться ли ситуация к 1 июля? Нет. В Украине просто нет такого количества кассовых аппаратов. Бизнесу придется просто "договариваться" с проверяющими органами. А это очередной виток развития коррупции и роста недоверия бизнеса к государству. Украина не готова к этой реформе. Она нуждается в доработке"

Председатель Тернопольской областной общественной организации "Предприниматели Галичины" Ольга Шахина:

"Сейчас не только предприниматели не готовы к кассовым аппаратам, но и государство не готово. Предприниматели закупают товар свой в Хмельницком, Черновцах, Одессе, привозят из-за границы, и ни у кого нет накладных. Нет первичных документов, что они будут выбивать по кассовым аппаратам?"

Тем не менее, есть и абсолютно противоположные мнения на этот счет.

Генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко:

"Расширение сферы применения кассовых аппаратов будет способствовать выравниванию условий конкуренции на рынке. Однако на это нужна политическая воля. С социальной точки зрения это, конечно, непростое решение, но его нужно принимать. Пусть не сразу, но постепенно и последовательно практика использования регистраторов расчетных операций должна расширяться"

Бизнесмен Дмитрий Прокофьев (г. Николаев):

"По поводу отношения к регистрации расчетных операций не вижу в этом ничего плохого для людей, которые честно работают и платят единый налог. Например, контейнер, которых сотни на рынке "7-й километр" в Одессе или рынок Барбашова в Харькове. У многих там оборот в день доходит до 1 миллиона гривен, а платят налог 240 гривен в месяц, показывая оборот 1,5 миллиона гривен в год. Согласитесь, что это неправильно. Как без применения РРО заставить таких предпринимателей платить налоги?"

ЧТО ГОВОРИТ ВЛАСТЬ

Тем временем в правительстве утверждают, что готовы к диалогу с предпринимателями.

Так, 4 июня в Украинском кризисном медиа-центре состоялся пресс-брифинг, организованный представителями предпринимательского сообщества Ивано-Франковской области, на котором присутствовала заместитель министра финансов Елена Макеева.

Темой для обсуждения стало обязательное использование кассовых аппаратов для плательщиков единого налога.

Чиновница отметила, что вводя обязательность использования РРО для бизнеса, правительство ставит целью, в первую очередь, вывести бизнес из тени.

"Вводя обязательность использования кассовых аппаратов для бизнеса, Минфин не ставит целью собрать больше налогов - мы же не пересматриваем ставки. Философия такого шага - ввести контроль над оборотом наличности. Это фискальная функция, которую вводят во всех странах Европы ", - пояснила Макеева.

Вместе с тем, она заверила, что в Минфине понимают неоднозначное восприятие предпринимателями таких шагов, и готовы к сотрудничеству и поиску эффективных решений, чтобы снять все проблемные вопросы по обязательному введению кассовых аппаратов.

ВМЕСТО ВЫВОДОВ

До "времени Ч" осталось несколько недель и сейчас совершенно очевидным является одно – успех или провал внедрения "реформы РРО" зависит исключительно от грамотных и профессиональных действий власти. Собственно, как и в отношении любых других реформ. В связи с этим советуем правительству поторопиться – для "поиска эффективных решений" осталось не так уж много времени.

Обозреватель


Теги статьи: Кассовые аппаратыНалоговая реформа

Дата и время 06 июня 2015 г., 16:46     Просмотры Просмотров: 6693
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Гройсман догадался, что с кассовыми аппаратами в Украине что-то не так
С 8 мая бытовые товары должны продаваться только через кассовый аппарат
В Украине ужесточили правила торговли: покупателям грозит волна подорожаний

Министр финансов анонсировал кардинальную реформу Государственной фискальной службы
Трамп анонсировал революцию в налогах: Уолл-стрит "взорвалась" рекордными максимумами
Гройсман не хочет быть ширмой чужой коррупции, но блюдет свою — Лещенко

Сколько налогов мы заплатим в 2017-м году
Холодный дожим: как налоговые органы будут бороться со схемами по НДС
ТОП-5 реформ, которые начнут менять жизнь украинцев в 2017

Население проиграет, олигархи выиграют: кто и какие налоги будет платить в 2017 году
Электронная фискальная реформа: интересы бизнеса и власти
Новый Налоговый кодекс Украины: ожидания и реальность

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Кто на ваш взгляд самый большой враг Украины?









Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.050732