Об устаревшем составе Центральной избирательной комиссии и нюансах предстоящих осенью местных выборов в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказалгенеральный директор Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» Алексей Кошель.

Новости Украины – From-UA: - Добрый день, Алексей Николаевич! В составе Центральной избирательной комиссии (ЦИК) сейчас находятся люди, которые были поставлены еще при Януковиче. В частности, секретарем Комиссии является сестра сторонницы беглого экс-президента Елены Лукаш Татьяна. Есть ли здесь конфликт интересов? Возможно, есть необходимость в переизбрании членов Центризбиркома?

Алексей Кошель: - Конечно, в нынешнем ЦИКе далеко не все безоблачно, но с юридической точки зрения нынешний его состав соответствует нормам действующего законодательства - хотя полномочия членов ЦИК закончились, они продолжают выполнять свои обязанности. То есть серьезных противоречий со стороны буквы закона нет.

В то же время есть и два проблемных аспекта. Первый – существует вопрос доверия к ЦИК в плане участия в избирательном процессе со стороны украинского общества. И второй – на фоне декларирования государством проведения реформ, нелогичным выглядит отсутствие серьезной революционной избирательной реформы, а также сохранение ЦИК в старом составе, который в свое время исполнял, в том числе, и политические заказы режима Януковича. Более того, к этому составу Центризбиркома было много вопросов и во время последних общенациональных избирательных процессов, которые проходили в 2014 году.

Почему не изменен состав ЦИК - совсем другой вопрос. Здесь есть несколько причин. Во-первых, мы все помним настроения Верховной Рады предыдущего созыва. Не исключено, что тогдашние депутаты могли бы отправить в отставку членов Комиссии и не избрать новых, создав, таким образом, механизм для срыва избирательной кампании. Подобные опасения были. Во-вторых, в государстве много решений принимается с очень большой задержкой. Мы видим, что фактически парламент взял несколько месяцев работы «на раскачку», и только в течение последних нескольких месяцев мы видим наращивание интенсивности работы Верховной Рады. То же касается и кадровых назначений, в том числе избирательной комиссии. То есть власть работает чрезвычайно медленно во всех сферах, в том числе и в вопросе замены членов ЦИК.

Но есть и еще одна важная вещь – любой власти удобно иметь Центризбирком в «подвешенном состоянии», поскольку тогда он более активно будет с ней сотрудничать. Поэтому я не исключаю, что местные выборы 2015 года, которые состоятся в конце октября нынешнего года, пройдут при старом составе ЦИК. Да и власть ссылается на то, что она успешно провела президентскую и парламентскую избирательные кампании. Также не стоит забывать, что на местных выборах роль Центризбиркома значительно меньше, чем на общенациональных. То есть вполне возможно, что состав ЦИК останется прежним, но, по моему убеждению, состав Комиссии обязательно нужно обновить.

В то же время я бы не исходил только из того, кто какой партийный билет имел или какой была роль ЦИК. Власть должна демонстрировать изменения, четко выполнять все нормы закона. Если есть хотя бы малейшие основания сомневаться в легитимности состава и в чистоте Центризбиркома, если есть хоть малейшее подозрение со стороны общества, то понятно, что такие изменения должны произойти как можно быстрее.

 

Новости Украины – From-UA: - Как Вы оцениваете предложенные законопроекты о местных выборах? Какой модели отдаете предпочтение и что бы изменили/добавили к предложенным?

Алексей Кошель: - Здесь ответ простой. Поскольку я вхожу в состав рабочей группы экспертов по подготовке законопроектов, которая была создана спикером Владимиром Гройсманом, то вполне естественно, что я отстаиваю именно наш законопроект.

Кроме того, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект от партии «Батькивщина», который не имеет никаких шансов быть принятым. Формально он предлагает учредить только открытые партийные списки, но на деле они все равно будут закрытыми. Он не предлагает других важных нововведений, и к нему есть много вопросов. Отдельные депутаты говорят, что этот законопроект был зарегистрирован для того, чтобы ускорить процесс подачи альтернативных законопроектов.

Таким образом, сегодня есть несколько сценариев по законопроектам о местных выборах. Первый – это законопроект, разработанный экспертной рабочей группой. Но я не уверен, что в парламенте найдется 226 голосов для того, чтобы поддержать все революционные нормы которые содержит законопроект, - например, полный запрет или максимальное ограничение платной политической рекламы на радио и ТВ, а также на больших площадях во время выборов. Это принципиальная норма, которая может сделать избирательную кампанию в несколько раз дешевле и создать одинаковые условия для кандидатов с разными избирательными «кассами». Но самое главное, что такие нововведения переводят избирательную кампанию из соревнования эмоциональных роликов и лозунгов в более качественную плоскость. То есть кандидаты вынуждены будут идти к избирателю и общаться, а не подменять общение рекламой. Выборы должны стать соревнованием политиков и их программ, а не соревнованием режиссеров роликов.

Второй сценарий уже готов и состоит в том, что может быть зарегистрирован еще один законопроект, предусматривающий упрощенную модель открытых избирательных списков - т.н. «полуоткрытые списки». Не исключено также, что местные выборы пройдут по старому закону, но с применением многих новых норм, например, нормы о выборе мэров больших городов в два тура. То есть сценарии могут быть разными.

Но наиболее вероятным сегодня является сценарий принятия новой редакции закона. Здесь вопрос лишь в том, насколько далеко захочет зайти парламент, насколько глубинной будет эта избирательная реформа: будет ли это формальное внедрение открытых списков или также запрет политической рекламы и внедрение многомандатной мажоритарной системы на низовом уровне, что позволит снизить масштабы подкупа, а также много других нововведений.

Новости Украины – From-UA: - Если парламент и примет закон о местных выборах, он еще должен пройти одобрение в Конституционном суде Украины (КСУ) и Венецианской комиссии. А это время, да и ситуация с судьями КСУ неоднозначная. По каким правилам тогда проводить местные выборы? Есть ли риск переноса их даты?

Алексей Кошель: - Конституционный суд не имеет к закону о выборах никакого отношения, а на прописанных в экспертном законопроекте нормах неоднократно настаивали разнообразные международные организации и эксперты. То есть законопроект, разработанный экспертной группой, соответствует многим демократическим стандартам, он дает ответ на те требования, которые ставят наши западные партнеры перед Украиной. В нем предусмотрено много других нововведений, в частности, норма о квоте женщин в избирательных списках.

По поводу даты выборов. Сегодня нет никаких оснований говорить о том, что выборы могут быть перенесены – мы на 100% мы можем утверждать, что выборы состоятся 25 октября. В то же время, пока до конца нет логики в дальнейших избирательных процессах на местных выборах. Я имею в виду, что сейчас происходит процесс объединения территориальных громад, который, по самому оптимистическому сценарию, будет продолжаться в течение ближайших двух-трех лет. Поэтому в 2016-2018 годах нас ждет ряд т.н. «первых местных выборов» - выборы советов объединенных территориальных громад.

Также сейчас происходит процесс децентрализации, поэтому вполне вероятно, что после внесения ряда изменений в Конституцию, которые предусматривают децентрализацию, весной 2018 года возникнет необходимость провести внеочередные местные выборы под новые полномочия местной власти.

Новости Украины – From-UA: - Организовать выборы по украинским законам на временно оккупированных территориях в зоне АТО будет практически невозможно. В аннексированном Крыму тем более. Как выйти из сложившейся ситуации с учетом Минских договоренностей?

Алексей Кошель: - Комитет избирателей Украины сейчас занимается разработкой отдельного законопроекта, и в ближайшее время мы его презентуем. Он включает механизм избрания Донецкого и Луганского областных советов. Сегодня большая часть депутатского корпуса склоняется к тому, что выборы Донецкого и Луганского областных советов проводить нецелесообразно, поскольку они не будут представлять интересы всех территориальных громад этих областей. А такие выборы будут противоречить нормам Конституции, где говорится, что областные советы обязаны представлять интересы территориальных громад области.

Комитет избирателей сейчас разрабатывает такой законопроект. Он будет разового действия и будет касаться только одного вопроса – выборов Донецкого и Луганского областных советов. Мы предполагаем, что он позволит принимать участие в выборах 1 миллиону избирателей-переселенцев из зоны АТО. Законопроект будет предусматривать создание специальных избирательных участков во всех областных центрах Украины для того, чтобы миллион украинских граждан имели возможность реализовать свое избирательное право в избрании Донецкого и Луганского областного советов. Ведь вполне вероятно, что они не смогут принять участие в местных выборах в тех городах, где временно находятся, так как не являются представителями тех территориальных громад.

Также наш законопроект даст возможность миллиону украинских граждан полноценно избрать Донецкий и Луганский областные советы, которые будут представлять интересы всех районов и всех территориальных громад этих областей, и это будет легитимно избранная власть в противовес представителям террористических организаций. И эта легитимная власть сможет также принимать участие во всех переговорных процессах, касающихся войны с РФ.

Новости Украины – From-UA: - А существует ли механизм проведения выборовна оккупированных территориях, что также предусмотрено Минскими соглашениями?

Алексей Кошель: - Нет, на временно оккупированных территориях провести выборы невозможно, как невозможна и работа любых других механизмов государственной жизни в тех регионах, которые находятся под контролем террористов. Даже при самых благоприятных обстоятельствах, процесс разоружения и возобновления действия украинского законодательства на территориях зоны АТО будет занимать весьма продолжительное время. Поэтому провести выборы в Луганске, Донецке, Алчевске, в других оккупированных городах сегодня нереально. Но наш законопроект позволит хотя бы частично решить этот вопрос – реализовать Минские договоренности и выбрать легитимные областные советы.