АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 7°C
Харьков: 12°C
Днепр: 13°C
Одесса: 12°C
Чернигов: 6°C
Сумы: 10°C
Львов: 7°C
Ужгород: 10°C
Луцк: 5°C
Ровно: 5°C

Люстрация: что важнее - требование Майдана или права человека

Люстрация: что важнее - требование Майдана или права человека
Люстрация: что важнее - требование Майдана или права человека
Юрист Татьяна Тимченко - о внесенных в Верховную Раду проектах законов о люстрации

О люстрации сегодня говорят все. Говорят по-разному. Одни с неприятным холодком в груди в ожидании репрессий. Другие (и таких множество) - с надеждой на то, что коррупционные безобразия с принятием закона о люстрации станут невозможны, виновные будут наказаны и навсегда выброшены из власти. Но это - опасная иллюзия.

На любые должностные правонарушения (применение силы к задержанным, неправомерное задержание, вынесение неправосудных решений, взяточничество и т.д.) в действующем законодательстве Украины предусмотрены адекватные меры наказания.

Тем не менее, многие жаждут закона о люстрации. В интернете уже можно найти с десяток проектов. До Верховной Рады пока что дошел один (№ 4570), инициированный депутатами от Свободы. Объемный, тщательно перечисляющий комбинации нарушений, допущенных властью с декабря 2013 года по февраль 2014-го. При этом проект нарушает ряд действующих законов и кодексов. А также Конституцию - статью 24: "Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам".

Дискриминационными признаками (основанием для люстрации), согласно проекту свободовцев, можно понимать работу судьей на одном месте больше 10 лет, работу в правительстве, в Высшей квалификационной комиссии судей, в Высшем совете юстиции в в период с 25 февраля 2010 года по 21 февраля 2014-го. То есть квалификационным признаком для люстрации (в данном случае понимаем как "увольнение") является всего лишь наличие в трудовой книжке записи, что лицо занимало должность в указанный период.

Отдельного внимания заслуживает статья 3 проекта "Закона о люстрации": "Избирательное законодательство, законодательство о статусе народного депутата Украины, законодательство о статусе депутатов местных советов, законодательство о статусе судей, трудовое законодательство, другое законодательство, которым определяется статус субъекта люстрации или лица, претендующего на занятие должности в объекте люстрации, законодательство, регулирующее порядок обращения с информацией с ограниченным доступом относительно субъекта люстрации, законодательство об исполнительном производстве, другое законодательство применяется в части, не противоречащей настоящему закону".

Это удивительно, давайте тогда все законы, которые принимаются Верховной Радой, начинать с преамбулы: все что, противоречит этому закону, является ничтожным. И куда мы придем?

Любопытна статья 23 проекта свободовцев: "Люстрированному лицу, дополнительно запрещается: 1) быть участником или работником в компаниях, занимающихся предоставлением услуг охраны; 2) возглавлять или быть членом в советах общественных организаций; 3) возглавлять или быть членом в советах церквей или религиозных организаций; 4) возглавлять или быть членом в советах средств массовой информации; 5) владеть травматическим или огнестрельным оружием; 6) принимать участие в избирательном процессе в качестве председателя, секретаря или члена избирательной комиссии".

По каждому пункту можно возразить многое, особенно - о религиозных организациях. Напомнить, например, что у нас церковь отделена от государства, и вмешательство в дела религиозных общин запрещено Конституцией.

Также проект не соответствует "Всеобщей декларации прав человека", ее статье 7: "Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации".

Принять закон о люстрации, который хорошо впишется в законодательство Украины, невозможно, поскольку сам принцип люстрации нарушает гражданские права: на профессию, на волеизъявление, на не дискриминацию 

 

Отдельно хочу отметить, что обжаловать решения люстрационной комиссии по предложенному проекту можно только в Высший административный суд (в кассационную инстанцию), что прямо противоречит статье 129 Конституции, которой предусмотрено право каждого гражданина на апелляционное и кассационное обжалование.

Также в проекте № 4570 вызывает серьезные сомнение порядок формирования органа, уполномоченного проводить люстрацию. Статья 8 гласит: "Представление о назначении председателя, первого заместителя, заместителя, секретаря и членов Государственной люстрационной комиссии Украины рассматривает Специальная комиссия Верховной Рады Украины, образованная из числа народных депутатов Украины, которые дали на это согласие. Количественный состав этой комиссии формируется с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций и групп".

Сегодня самая большая фракция в парламенте у Партии регионов. Соответственно, в люстрационной комиссии больше всего мест будет у ПР. Именно у партии, против которой и направлена люстрация. По моему глубокому убеждению, практически все законы имеют свои достоинства и изъяны, вопрос только в том, кто будет исполнителем закона. Это к тому, что "Закон о люстрации" можно принять любой, с огрехами, неточностями, несогласованностями с другими законами, кодексами и даже с Конституцией, но вопрос о том, кто именно будет проводить люстрацию, - основной. Без четкой и понятной регламентации именно этого нюанса все остальное не так существенно.

Итак, если проект свободовцев - лишь политический акт, то возникает вопрос, зачем выписана процедура формирования люстрационной комиссии под партию, которая привела страну к столь бедственному положению? Если авторы проекта поставили целью реальную люстрацию, то в документе все противоречит действующему законодательству и, соответственно, не имеет права на жизнь.

Сравнивая проект № 4570 с другими, хочу отметить документ Харьковской правозащитной группы. В нем меньше политики и больше юридического смысла. Этот проект предлагает проводить люстрацию и в коррупционной плоскости - все лица, причастные к утрате бюджетных денег, должны быть люстрированы. Также импонирует предлагаемый принцип формирования люстрационного комитета - по пять человек от президента Украины и от Верховной Рады. Прописана и процедура люстрации судей, предусмотрена процедура апелляционного обжалования.

И в заключение. Принять закон о люстрации, который хорошо впишется в законодательство Украины, невозможно, поскольку сам принцип люстрации нарушает гражданские права: на профессию, на волеизъявление, на не дискриминацию и т.д. Но все понимают, что в сложившейся обстановке он должен быть принят, и мы в любом случае будем иметь закончик-Квазимодо, вопрос только в том, насколько это будет приемлемо с правовой точки зрения.

На недавнем форуме Ассоциации адвокатов Украины в процессе обсуждения люстрации адвокат Ростислав Кравец сказал: "Любое увольнение на основе предлагаемых законов о люстрации я в течение года обжалую в Европейском суде по правам человека и выиграю". И это на самом деле возможно. Но за год законом о люстрации многие сферы (например, ту же судебную) можно перевернуть с ног на голову, что приведет к непоправимым последствиям.

Татьяна Тимченко, адвокат, партнер АК "Маршаллєр та партнери"


Теги статьи: ЛюстрацияТимченко

Дата и время 07 апреля 2014 г., 15:57     Просмотры Просмотров: 3226
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Юрий Атаманюк в команде: как «прорвался» к Тимошенко схематозник-коррупционер времен Клименко
Новый начальник управления СБУ в Киеве и области: что известно об Олеге Валендюке
Порошенко назначил на высокую должность в СБУ одиозного прокурора

Порошенко назначил главой киевской СБУ прокурора, который через суд избежал люстрации
Новый шеф таможни Кривицкий уже начал возвращать люстрированные кадры «Семьи»
Вопреки ожиданиям, суды не стали независимыми

Люстрировать нужно всех, кто причастен к существующей системе воровской власти в Украине – Касьянов
Люстрированный замгенпрокурора Голомша оспаривает в суде увольнение из ГПУ
Выплатят 300 тыс. грн: в Украине впервые восстановили в должности люстрированного прокурора

Бессмысленная и беспощадная люстрация – очередная провальная украинская «реформа»
Люстрированный одесский прокурор вернулся в строй
Реванш люстрированных

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Кто виноват во взрывах на оружейных складах?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.056438