В Киеве с ними стали связывать надежды на реформирование страны. Некоторые промежуточные итоги «грузинского десанта» можно подвести уже сейчас, заодно оценив дальнейшие перспективы грузин в руководстве Украины. Ведь пришествие гостей из Тбилиси отнюдь не закончилось…

Больничный вопрос

Александр Квиташвили стал первым грузинским гражданином, вошедшим в состав украинского Кабмина. Ему доверили один из наиболее сложных участков – реформирование сферы здравоохранения.

Устаревшая и архаичная, как корпуса Александровской больницы в Киеве, эта сфера меньше всего подходит для достижения быстрого результата. Гибрид советского прошлого и серого рыночного сегодняшнего дня, украинское здравоохранение нуждается не в реформировании, а в хирургической операции. И неудивительно, что для этого решили взять иностранного чиновника, не замешанного в сомнительных внутренних делах.

В Грузии реформа Минздрава заключалась в отказе от государственного финансирования и субсидирования, приватизации больниц, переходе на финансирование здравоохранения через систему страхования. Для украинской ситуации все эти меры выглядят слишком радикальными.

Квиташвили хорошо смотрится на фоне своих предшественников, он умеет говорить и умеет убеждать. Но за прошедшие полгода с момента своего назначения министр так и не сумел детально пояснить, как он собирается менять вверенную ему систему.

Возникает впечатление, что министр все-таки «тонет в материале». Оно и понятно, и вины Квиташвили в этом нет никакой. Сфера охраны здоровья у нас пронизана коррупцией и некачественными услугами снизу вверх. Достаточно зайти в любую районную поликлинику, чтобы убедиться в том, как все запущено.

Понятно, что при такой ситуации сопротивление реформам созрело на всех уровнях отрасли. Начиная от простых врачей в обычных больницах и заканчивая аппаратом Минздрава. Для реформирования такой сферы нужны диктаторские полномочия, но их нет у рядового министра. И Квиташвили начинает это понимать. В его сегодняшних высказываниях уже меньше оптимизма, чем при назначении.

Кадры решают все!

Грузия в свое время прославилась реформированием сферы внутренних дел и юстиции. Именно успехи на этом направлении долгое время определяли имидж команды Сааакашвили.

И вот в феврале этого года заместителем генерального прокурора Украины был назначен бывший прокурор Тбилиси Давид Сакварелидзе.

Как пояснял генеральный прокурор Виктор Шокин, Сакварелидзе будет заниматься кадрами в ГПУ, вопросами, связанными с европейской интеграцией, а также реформированием органов прокуратуры.

В конце мая специально «под Сакварелидзе» Генеральная прокуратура создала управление по расследованию уголовных производств относительно работников прокуратуры.

Сакварелидзе отметил, что это управление создано с целью очищения прокуратуры. По его словам, это управление независимо от других структурных подразделений ГПУ.

Как потом признался заместитель генпрокурора, Генеральная инспекция имеет очень незначительные ресурсы. Поэтому инспекция будет фокусироваться на отдельных расследованиях преступлений в прокурорской среде.

В отличие от Квиташвили, у Сакварелидзе нет статуса министра. Оно и понятно, так как назначать на должность генпрокурора человека, воспитанного в другой правовой системе и не знающего государственного языка, было бы весьма странно.

Грузинский чудо-прокурор, судя по всему, сосредоточится на образцово-показательном расследовании злоупотреблений ряда известных фигур. Такие действия смогут периодически успокаивать общественное мнение и восприниматься как начало реформирования прокуратуры.

Без массовых чисток прокуратуру все равно не обновить. Слишком крепкие там, как и в целом в правоохранительной и судейской сфере, сложились связи, существующие по принципу «рука руку моет». А для резких кадровых перемен у Сакварелидзе нет полномочий.

Итоги его работы подводить пока рано, и будет жаль, если они сведутся к нескольким арестам, о которых поговорят, а потом быстро забудут.

Город у моря

Возможно, что более эффективным окажется назначение Михаила Саакашвили главой Одесской ОГА. В этом случае, несмотря на всю его казусность, мы имеем дело с человеком, который не только приехал сам, но и приведет свою команду.

Можно по-разному относиться к столь заметному нашествию представителей грузинской политической элиты в украинский политикум. Но ясно, что назначение отдельных чужестранцев на посты заместителей министров или даже самих министров не всегда может быть полезным решением.

Во-первых, не стоит идеализировать опыт грузинских реформ. В Украине информация о них слишком тенденциозная и неполная. Мы много знаем о позитивных примерах реформирования полиции, органов юстиции, хозяйственных структур. При этом мы мало знаем о негативных сторонах реформирования грузинской действительности.

Стоит признать, что тут сработал эффект пропаганды, удачно организованной командой Саакашвили. И теперь то же самое может произойти и в Одесской области, когда на головы украинцев обрушится поток хвалебных репортажей о реформировании «жемчужины у моря».

Во-вторых, даже видимые успехи грузинских реформ были связаны с такими причинами, как небольшая территория страны, малое сравнительно с украинскими реалиями количество населения и наличие крепкой команды единомышленников. Такая команда может сложиться в Одесской области (если позволит Киев), но ее точно не будет в отдельных ведомствах на центральном уровне.

Генеральную прокуратуру и Министерство здравоохранения придется реформировать в условиях жесткого противодействия со стороны аппарата самих ведомств, и это уже ставит под вопрос успешность всей затеи.

В этой ситуации остается надеяться, что в реформаторском угаре украинский политикум не забудет, что страна у нас называется Украина, а не Грузия, и что спасать ее надо все же отечественным специалистам, пусть даже и с привлечением зарубежных спецов.