АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал

Деньги от энергопоставок на железную дорогу уходили в налоговые ямы

Деньги от энергопоставок на железную дорогу уходили в налоговые ямы
Деньги от энергопоставок на железную дорогу уходили в налоговые ямы

Связанные круговой порукой три поставщика электроэнергии готовы бороться с компанией “Укрзалізниця” за право остаться в деле до последнего. Цена вопроса – более 400 млн гривен в месяц

На протяжении многих лет в “Укрзализныце” сложилась традиция – закупать электроэнергию у узкого круга посредников. Схема отработана до мелочей, а солидная прибыль долгое время позволяла избегать проблем с контролирующими органами. Электроэнергию украинским железным дорогам поставляли одни и те же аффилированные между собой фирмы – “Укрэнерготранзит”, “ГазЭнерго” и “Энерготраст”. Порочный круг был разорван в конце прошлой недели. ГФСУ выяснила, что полученные средства компании-посредники сливали в “налоговые ямы” или переводили в оффшоры.

Глава госкомпании “Укрзалізниця” Максим Бланк дал распоряжение прекратить сотрудничество с “узким кругом” из трех связанных посредников, а в будущем заранее проводить оценку “налоговой чистоты” поставщиков. “Я дал указание осуществлять закупку (электроэнергии. – ред.) на Оптовом рынке и подготовить проведение новых тендеров, где среди прочего, будет оцениваться налоговая чистота поставщиков”, – заявил Бланк.

Формально причина разрыва отношений – контакты с нечистоплотными подрядчиками, подозреваемыми в фиктивном предпринимательстве. Они создают риск непризнания налогового кредита, что чревато серьезными финансовыми потерями, не говоря уже о репутации госпредприятия. Но главное – покончить с практикой вымывания средств с помощью имитации конкуренции на поставках электроэнергии.

Процесс расследования схем работы фирм-посредников в сфере энергопоставок был запущен достаточно давно. Было установлено, что ценовой сговор приносил подрядчикам баснословные барыши. По словам Максима Бланка, ежемесячная доходная часть означенных фирм достигала 400-500 млн гривен в месяц.

Только за май 2015 года компания “Энерготраст” поставила электроэнергии Одесской железной дороге на 111,3 млн. Торговый дом “ГазЭнерго” продал Приднепровской, Южной и Львовской железной дороге электричества на 161,9 млн. Юго-Западная железная дорога приобрела электроэнергии у “Укрэнерготранзит” на 92,9 млн. В сумме, 366,1 млн. В более удачные месяцы сумма доходит до полумиллиарда.

Однако решить проблему одним махом оказалось сложно. Слишком большие деньги в игре подразумевают наличие у посредников очень влиятельных “друзей”. “За годы работы они обзавелись покровителями в самых высоких кабинетах”, – констатирует Максим Бланк.

Борьба с посредниками и попытка вывести “железнодорожные схемы” из тени действительно шла не один год. Взять хотя бы “Укрэнерготранзит” – поставщика электроэнергии на Юго-Западную железную дорогу.

В 2012 году Генеральная прокуратура попыталась проверить работу ЮЗЖД. Следователей заинтересовали ряд контрактов, в том числе и с фирмой “Укрэнерготранзит”. Дело в том, что, выиграв в 2009 году тендер на поставку электроэнергии для железной дороги, в 2010 и 2011 годах компания и ЮЗЖД пролонгировали сделку без… проведения тендерных процедур. Как выяснили правоохранители, за три года “Укрэнерготранзит” получил более 1,7 миллиардов гривен, из которых порядка 100 миллионов были перечислены на счета фирм-конвертов, занимавшихся обналичиванием средств предприятий.

Прокуратура, вооружившись собранными данными, попыталась получить в Печерском райсуде санкцию на внеплановую проверку ЮЗЖД. И получила отказ. Апелляционный суд предыдущее постановление Печерского райсуда отменил, вернув дело на рассмотрение в тот же… Печерский суд. В результате дело о хищениях сотен миллионов гривен спустили на тормозах.

Программа “Нашi Грошi” выяснила, что “Укрэнерготранзит” имел непосредственное отношение к тогдашнему руководству “Укрзалізниці”. Один из учредителей компании – Станислав Максимец занимал должность начальника управления… по работе с Оптовым рынком электроэнергии и смежными лицензиатами. Таким образом, пользуясь покровительством чиновников, энергопоставщики продолжали работать и дальше.

В распоряжении редакции оказалась составленная налоговиками схема отмывания средств через подставные фирмы.

На ней подробно указаны финансовые компании, которые закупают электроэнергию у госпредприятия “Энергорынок” и перепродают структурным подразделениям “Укрзалізниці”. Как видим, значительную часть вырученных от продажи электроэнергии средств “Укрэнерготранзит”, “ГазЭнерго” и “Энерготраст” переводят на счета неких фирм за консультационные, консалтинговые и информационные услуги. В каждом случае это миллионы и десятки миллионов гривен.

Далее средства идут по цепочке до конечного получателя. Если точнее – до двух конечных получателей – компаний “Л-Форт” и “Алира Гарант”. Далее они либо обналичивались, либо выводились в офшоры. То есть, три якобы независимых поставщика в конечном итоге сливали все денежные потоки в один.

Так в мае ТОВ “Укрэнерготранзит” потратило 12,4 млн гривен на приобретение информационных услуг у ТОВ “Лармас”. Еще 6,6 млн получило от энергопоставщика ТОВ “Роял-Инвест Компани”. В договорах опять фигурируют информационные услуги. Пять миллионов ушли в ТОВ “Филин Финанс”, и еще один миллион в “Белинда Торг”. Все вышеперечисленные контрагенты дружно перенеправили деньги в ТОВ “Алира Гарант ” – конечного получателя в цепочке.

По аналогичным схемам в эту же компанию переводят средства и другие поставщики – “ГазЭнерго” и “Энерготраст”. Цепочка в этом случае проходит через фирмы “Старкрил” (12,4 млн.), “Топ-Инвест” (2,3 млн.) и ” Ізідора ” (3,7 млн).

По словам главы Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина, имела место классическая схема, которой, как правило, пользуются при отмывании средств, полученных из госбюджета или госпредприятий.

“Когда кто-то хочет украсть деньги из бюджета своего ведомства, он не идет с чемоданом к бухгалтеру. Он создает юридическое лицо и переводит туда деньги за информационные или консультационные услуги. Самое важное в этой ситуации скрыть связь между собой и этой фирмой. И тут идеально подходят оффшорные компании из-за своей анонимности”, – отмечает эксперт.

По словам Шабунина, непонятно, куда раньше смотрели налоговики.

“Если деньги проходят через налоговые ямы, то это в онлайн-режиме видно налоговой службе. Эти перебрасывания денег на бумагах видит фискальная служба, правоохранительные службы точно знают про все эти операции”, – комментирует он.

Долгие годы начальником Главного управления электрификации и электроснабжения “Укрзалізниці” работал Валерий Людмирский. Был ли высокопоставленный сотрудник госпредприятия осведомлен о том, что поставщики систематически обирают железную дорогу на сотни миллионов гривен, которые затем перетекают в карманы людей, крышующих схему? Любопытно, что в 2012 году, когда прокуратура “нарыла” хищений только по “Укрэнерготранзиту” на сто миллионов гривен он сообщил о рекордной экономии в… 175 миллионов гривен, достигнутых на закупках электроэнергии. А в конце прошлого года Людмирский произнес и вовсе сакраментальную фразу: “Реформу все понимают по-разному. Для одних это – перераспределение финансовых потоков. Для тех, кто на них не сидит, это упрощение работы и улучшение структуры”. Так что, видимо, чиновник все-таки разбирался в финансовых потоках. Тем более схема была классической – как дважды два понятная рядовому налоговому инспектору. Что уже говорить о начальнике управления.

Что ж, схема раскрыта. Известны люди, опекавшие сверхприбыльный бизнес. Однако в “Укрзализныце” считают, что сдавать эту историю в архив еще рано. При такой высокой цене вопроса, посредники и их покровители не сдадутся после первого поражения. Они приложат все усилия, чтобы вернуться на денежные потоки, к которым успели привыкнуть за годы работы. Им не привыкать отражать атаки правоохранителей. ” Эта схема – самая большая и долговременная, работавшая на УЗ. Люди, связанные с ней, опасны и имеют серьезную “крышу””, – признает Максим Бланк.

В госкомпании не скрывают, что уже в ближайшее время ждут ответных действий со стороны энергопоставщиков. В прошлом году “Энерготраст” уже пытался заблокировать результаты тендера на ЮЗЖД на сумму более 1 миллиарда гривен, написав жалобу в Антимонопольный комитет. Наверняка в ближайшее время последуют новые попытки посредников вернуться.

Автор материала: Андрей Вакуленко

По материалам: Censor.net.ua


Теги статьи: КоррупцияУкрзализныця

Дата и время 20 июня 2015 г., 00:07     Просмотры Просмотров: 4021
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Нардеп: Украина на грани!
НАБУ проверяет причастность нардепа от БПП к хищениям
Еще один суд: кто уничтожит гидру коррупции

В Кривом Роге доцент кафедры попалась на взятке в $400
«С*ка, шедевр»: журналист программы «Наші гроші» отреагировал на требование Корпорации КРТ провести честное расследование
Шабунин: Борьба с коррупцией в Украине, о которой говорил Трамп, предусматривает антикоррупционный суд, а не палату

Директор госпредприятия задержан за вымогательство 1,5 млн
Крупный немецкий перевозчик готов работать с "Укрзализныцей"
Коррупционные проблемы Киево-Печерской лавры

Кандидаты на премию Дарвина. Как судья по делу Корбана пытался подкупить зама Луценко прямо у него в кабинете
Высший совет правосудия не допустит одесского «судью-дельфиновода» в Верховный Суд
Трамп считает, что Порошенко плохо борется с коррупцией

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Кто на ваш взгляд самый большой враг Украины?









Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.152001