«Униатство 2.0» или почему религиоведение важный предмет

«Униатство 2.0» или почему религиоведение важный предмет
Похоже, из всех лидеров независимой Украины только верный ленинец Леня Кравчук хорошо разбирался в религии.
Неудивительно, он ведь ее курировал по линии КПСС и имел в друзьях митрополита Киевского Филарета, человека амбициозного и имеющего опыт преподавательской работы. Кстати, именно этому иерарху приписывают цитату «я, сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться?».
В 1990-году, когда Филарета прокатили на выборах патриарха всея Руси, а Кравчук - напротив - семимильными шагами шел к получению абсолютной власти (ну, как он думал) два наших героя решили создать то, что нужно независимой стране – автокефальную церковь, которой перейдут все православные приходы, и имущество в том числе и то, что принадлежало Церкви до 1917 года. Филарет объяснил своему товарищу как это делается: нужно попросить томос от Константинополя, как делали Сербия, Болгария, Румыния, да и сама Россия (только очень давно, в 16 веке).
В свою очередь, Русская Православная Церковь (РПЦ МП) предложила своей украинской митрополии очень широкую автономию. Но было поздно. Филарет уже примерял патриаршее облачение, а Леня подсчитывал финансовые и политические дивиденды, когда всплыло несколько проблем. Во-первых, константинопольский патриарх восстанавливал отношения с российской патриархией и никакие томосы раздавать не собирался. Во-вторых, взаимоотношения церквей – очень сложная материя: в ней переплетается куда больше интересов, чем могли представить два, в принципе, не самых глупых функционера. В частности, если дать им автокефалию, они же и украинскую православную церковь – весьма важную часть константинопольского патриархата - захотят! Так что, не пробил Леня Филе томос, не смог, да и не успел… из-за досрочных выборов в 1994.
Однако, митрополит (кстати лишенный РПЦ и МП) сана и его друг экс-президент были именно теми двумя «политическими саперами», которые подложили под Украину бомбу замедленного действия. Хотя, не будь их, это сделал бы кто-то другой.
Идея автокефалии то угасала, то вновь вспыхивала. Никем не признанный за рубежом Филарет раздавал придуманные им награды, в том числе получал их и сам. Тем временем, на такой жирный кусок как украинская православная церковь облизывались настоящие акулы, а не два карася. Кравчук и Филарет понимали, что им нужно, но не знали, как это сделать. Собственный патриарший престол в Киеве, а в перспективе еще и борьба за первенство с Москвой (если быть точным, с Сергиевым Посадом). Преемники Кравчука плохо понимали, как и что работает, в итоге развелись на предложенную ими Киевскую митрополию. Предложенную Константинопольским патриархом, признающим примат Папы римского и тесно завязанного на США (где находится самая большая епархия, подчиненная Константинополю). А это уже не автокефалия! Это просто церковная автономия, гораздо меньшая, чем та, которую предлагала РПЦ МП.
Можно возразить: зато Украина порвала с Москвой, избавившись от наследия советского и имперского прошлого! Нет, Константинополь давно и прочно испортил отношения с некоторыми православными патриархатами и афонскими монахами. Впереди война за приходы, которые на Востоке Украины без боя не отдадут. Тем более, сам патриарх Варфоломей, его украинский представитель архиепископ Даниил и большинство высших иерархов - выпускники католических университетов, многие их которых перешли в православие из греко-католичества или просто католичества (как тот же Даниил) с прямого благословения папы Римского.
Итог: Вашингтон и Ватикан берут руками Константинополя под свой прямой контроль православные святыни и реликвии. Москва получает в руки превосходный инструмент для пропаганды – «ребята, вас ждет новая уния и второй греко-католицизм». Противостояние между прихожанами РПЦ МП и ПЦУ становится очень горячим. Кстати, Кремль наконец получит необходимые ему для борьбы с киевским политическим истеблишментом ресурсы РПЦ. Дело в том, что патриарх Кирилл и его окружение, в отличие от того же Филарета, были очень осторожны в высказываниях по поводу Крыма и Донбасса. Патриарх даже не пришел на оглашение Путиным указа о присоединении Крыма к РФ. А теперь все силы РПЦ будут брошены на борьбу с Варфоломеем и последователями Филарета, которые, правда, давно сдали дедушку.
Вопрос один: думал ли о таких последствиях Петро Порошенко, когда в 2018 наконец «пробил» томос об автокефалии? Почему он вообще не задумался, что Украине нужен патриархат, а Варфоломею надо пожать руку, дать орден и подарить «киевский торт», увенчанный шоколадной копией Софийского собора? Вместо этого Порошенко и Зеленский искренне радуются, что поменяли хозяев украинского православия. С легкого оброка вернулись к тяжелой барщине.
Теперь Зеленский готовится торжественно принимать в Киеве Варфоломея. Старый, но бодрый Филарет продолжает говорить всем, что он патриарх. Вялая религиозная война вот-вот превратится в серьезное противостояние. Кстати, приезд Варфоломея Константинопольского только ускорит его начало.
А если бы Петя и Володя учили в университете религиоведение, возможно, ребята знали бы, чем митрополия отличается от патриархата, кому подчиняются греко-католики и как формировались независимые православные конфессии. Но теперь уже поздно, 40-миллионная страна лишилась даже призрачной возможности иметь по-настоящему свою церковь!
Автор: Роман Горелик
Теги статьи: ТомосПорошенкоПатриарх ВарфоломейРПЦУПЦУкраинская православная церковьРПЦ МПАвтокефальная церковьМитрополит ФиларетЦерковьРелигияКравчук ЛеонідКравчук



Комментарии:
comments powered by Disqus
Загрузка...
Наши опросы
Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте