АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал

Зачем Порошенко "особый Донбасс" в Конституции

Зачем Порошенко "особый Донбасс" в Конституции
Зачем Порошенко "особый Донбасс" в Конституции

Тревога: "особый статус Донбасса" хотят закрепить в Конституции, зрада, Порошенко продолжает нас сливать! 

Ряд патриотов - действительно патриотов, без иронии - именно так отреагировали в соцсетях на заявление замглавы Конституционной комиссии Виктора Мусияки, сделанное перед сегодняшним заседанием этой самой Комиссии.

 

Как сообщил Мусияка, вопрос "особого статуса" будет закреплен в Переходных положениях обновленного Основного Закона. Хотя, подчеркнул профессор, закон этот "несовершенен".

Последнее утверждение еще больше покоробило некоторых не очень погруженных в тему наблюдателей: что, уступки сепаратистам надо еще и "усовершенствовать"?!

На самом деле заявление Мусияки по этому поводу (увы, не полностью попавшее в ленты новостей) сводилось к тому, что даже действующий закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" к сепаратистам слишком либерален. Но это, как увидим сейчас, второстепенный факт. А что же действительно важно в том, что появилось в Переходных положениях проекта изменений Конституции, которые Конституционная комиссия таки направила сегодня президенту?

 

Вообще-то, на интересующую нас тему там появилась буквально одна фраза: особый порядок самоуправления в отдельных районах Донбасса определяется законом. Не больше - но и не меньше.

 

Закон этот сегодня есть, именно он упомянут абзацем выше. Но только он не действует. Вообще никак. Достаточно сказать, что, по нему, внеочередные выборы на захваченных боевиками территориях должны состояться… 7 декабря 2014 года. Так и написано, убедитесь сами.

 

Причины, по которым закон не работает, известны. Изначально документ приняли еще прошлой осенью, и был он в первую очередь попыткой Киева сохранить лицо после военных поражений, понесенных вследствие августовско-сентябрьских операций российской регулярной армии на стороне сепаратистов.

 

Смысл закона был такой: о’кей, мы согласны мириться, принять обратно "блудных сыновей" и даже разрешить им ругаться матом в присутствии взрослых - но давайте хотя бы проведем на Донбассе нормальные местные выборы.

 

Вторым предназначением закона было показать Европе миролюбие Киева. При этом Бог знает, как в Европе, а и в Киеве, и в Москве, и в Донецке наверняка понимали, что на условия Украины мятежники не пойдут. Так оно и случилось: наоборот, боевики организовали 2 ноября свои "местные выборы", к которым не допустили ни украинские политсилы, ни украинских наблюдателей, и результаты которых не были официально признаны никем, включая Россию (хотя она признала их де-факто).

Второе рождение закона случилось после Минских переговоров-2 в феврале. На этих переговорах, напомню, Петр Порошенко подписал известный меморандум, по которому сепаратистам обещали "особый статус", собственную "народную милицию", участие их представителей в реформе украинской Конституции и прочие приятственные вещи. Со своей стороны, Украина снова требовала проведения на территориях мятежников местных выборов по украинским законам.

 

Лишь некоторые пункты меморандума содержали очередность действий, еще меньше - сроки. Так, первыми должны были стать отвод тяжелых вооружений с обеих сторон на известное расстояние от линии фронта и освобождение пленных. Восстановление порядка на границе предполагалось самым последним, и обязательно - после реформы украинской Конституции.

О сути самой реформы были сказаны лишь самые расплывчатые слова (например, раздражающего слова "федерализация" там не было). Зато было сказано, что "в течение тридцати дней" Украина обязана разработать новое законодательство об "особом статусе" мятежных территорий.

 

Боевики грубо нарушили соглашения с самого начала: в целом огонь почти прекратили, зато сконцентрировали все силы на взятии Дебальцева, которое и захватили, хотя и с большими потерями. Европейские "партнеры" Украины предсказуемо ограничились не очень громкой критикой. Хотя, говорят, уже сейчас, в июне, тот факт помог склонить их к продлению экономических санкций против РФ. Что ж: в Европе и запрягают медленно, и едут не спеша…

Со своей стороны, "предатель" Порошенко, надо отдать ему должное, всячески тянул с выполнением пункта насчет "особого статуса". А когда это наконец было сделано - путем изменения все того же закона "Об особом порядке…", упомянутого выше - то сделано было весьма по-иезуитски. Попросту говоря, обновленный закон таки гарантирует многие "хотелки" Кремля и сепаратистов - но ТОЛЬКО ПОСЛЕ фактического восстановления контроля Киева во всем регионе Донбасса.

В законе это прописано так, что финансовая помощь, "народные милиции" и т.д. возможны лишь после проведения внеочередных местных выборов с соблюдением украинских законов. Но список условий сводится именно к восстановлению контроля Украины над "ДНР" и "ЛНР".

 

Сепаратисты и Москва, конечно, были жутко не согласны. По их мнению, надо наоборот: утром деньги, а вечером - стулья, причем под их честное слово. Но меморандумы, в отличие от международных договоров, обязательной силы не имеют, печальным примером чему служит известный Будапештский меморандум. А вот закон Украины таковой силой обладает.

 

Короче говоря, проведя данный закон, Банковая формально соблюла требования Минского меморандума - и в то же время не сделала ни единой юридической уступки. Это, впрочем, не помешало восклицаниям о "зраде" - как от истинных патриотов (в основном, вне парламента), так и от сугубых популистов в вышиванках (особенно в сессионном зале и на пресс-пойнте ВР).

 

Вместе с тем, было ясно, что данный закон - не более чем паллиатив, временная мера. В частности, он был - и пока остается - неконституционным. Ведь действующая Конституция прямо закрепляет равенство между собой всех регионов Украины (кроме Крымской автономии). Почему же тогда "отдельным районам" Донбасса полагается какой-то там "особый" статус, он же "порядок местного самоуправления"? Непорядок, однако.

На этот-то "непорядок" обратили внимание и в Москве, и (хочется верить, хотя бы без подсказки из Москвы) - в Европе. Что поделать, формально они правы.

 

Здесь мы и возвращаемся к реформе Конституции. Москва, Берлин и Париж хотели бы, чтоб "особый статус" был конституционным? Ну вот вам, пожалуйста: упоминание о соответствующем законе вносят в Переходные положения. При этом сам закон продолжает настаивать: вечером - стулья, утром - деньги. Всего доброго.

 

Нет, конечно, с политической точки зрения патриоты имеют основания считать этот закон уступкой. Что ж: политика - искусство возможного. Возможно, Украина сегодня столь сильна в военном отношении, что может полностью освободить Донбасс, невзирая на неминуемое и активное вмешательство российских регулярных войск. Возможно, Украина и экономически сегодня столь сильна, что может плюнуть на неминуемое уменьшение в этом случае западной помощи, и самостоятельно восстановить и продолжать кормить Донецк с Луганском...

 

Но если это не так, то надо либо решительно и громко отказаться от мятежных территорий (неважно, в какой форме - признав их оккупированными, независимыми или еще как-то), либо продолжать дипломатические игры. Кстати, все соцопросы, расходясь в конкретных процентах, дают одну общую картину: большинство украинцев одновременно хотят прекращения боевых действий и сохранения мятежных территорий в составе Украины, и, главное, чтобы при этом не содержать их, спасибо, самим не хватает.

 

Трудно не заметить, что эти устремления несколько взаимоисключающи. В то же время, "лисья" политика "особых статусов", которые не работают на деле, увы, ближе всего к таким вот чаяньям народа…

В конечном итоге, формулировки на бумаге еще не главное. Пример из несколько другой, но тоже актуальной для Украины сферы подали, например, финны. Как известно, в их конституции закреплен госстатус двух языков - финнского и шведского, о чем очень любят напоминать наши поборники "прав русскоязычного населения".

 

О чем они не любят вспоминать - так это о том, что почти век назад, когда писалась конституция Финляндии, исключительно по-шведски говорила добрая пятая часть населения этой страны, к тому же в основном считавшая себя "элитой", а посему финнского не знавшая и не хотевшая знать; а вот сейчас шведоязычных там - всего порядка 5 %.

Хитроумные финны не стали менять конституцию - они изменили ситуацию. Чего и себе пожелаем.

Между тем, в проекте реформы Конституции, переданном в пятницу Порошенко, имеются места гораздо слабее. И там как раз от формулировок зависеть будет многое, а конечный вид этих формулировок зависит главным образом от Банковой. С этими нюансами Цензор.НЕТ ознакомит читателей в ближайшие дни.

Источник:http://censor.net.ua


Теги статьи: Конституция УкраиныДонбас

Дата и время 27 июня 2015 г., 15:42     Просмотры Просмотров: 4109
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Ситуация в АТО обострилась: боевики атаковали у Авдеевки, ВСУ дали жесткий отпор
Украина в резолюции о миротворцах требует закрепить роль России как агрессора
Знайте в лицо: волонтеры вычислили 25 морпехов Путина, воевавших на Донбассе

Украина готова к компромиссу: "ДНР" предложили вернуть Дебальцево
Три мирных планы Порошенко
Какие, к чертовой матери братья, если даже столетия общего концлагеря не сделали нас похожими, — Сазонов

Порошенко заявил, что нуждается в помощи миротворцев ООН
Тука рассказал о серьезном «подводном камне» в случае ввода миротворцев на Донбасс
Распятие на кресте и кастрирование: Луценко рассказал о пытках на Донбассе

Лазейка для Банковой: Порошенко сможет ввести военное положение в любом регионе страны
В оккупированном Донецке появились фальшивые рубли
Пропагандисты: Боевикам «ЛНР» запретили стрелять под угрозой уголовной ответственности

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Кто на ваш взгляд самый большой враг Украины?









Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.072768