Как должен работать План Маршалла для Украины? — The Guardian

Как должен работать План Маршалла для Украины? — The Guardian
Как должен работать План Маршалла для Украины? — The Guardian

Процесс восстановления Европы после Второй мировой войны имел много элементов, которые можно было бы эффективно скопировать для украинской реконструкции. 

Разговоры о Плане Маршалла для Украины стали уже популярным делом. Обычно все начинается с выяснения стоимости реконструкции Украины после российского вторжения. Суммы варьируются от 250 миллиардов до триллиона долларов. Все зависит от масштабов разрушений, размера помощи беженцам и тому подобное.

Затем общая стоимость оригинального послевоенного Плана Маршалла сравнивается с ВВП США в 1948 году, когда программа была запущена. Обычно дискуссии заканчиваются выводом, что стоимость восстановления Украины относительно размера стран-доноров будет на том же уровне, что и во времена после Второй мировой.

Об этом пишет The Guardianсообщает ЗН.

Однако такие сравнения на самом деле не самый лучший способ использования истории Плана Маршалла. Невозможно точно определить стоимость реконструкции, когда никто не может сказать, сколько еще продлится война и какую территорию будет контролировать законное правительство Украины.

То, что США были готовы передать Европе после Второй мировой войны около 5% своего ВВП за 1948 год в течение четырехлетнего периода не означает, что именно те деньги, которые понадобятся в украинском случае.

Однако другие аспекты истории могут лучше послужить сегодняшней ситуации. Например, выплаты в рамках Плана Маршалла начались, несмотря на то, что бои в Европе все еще продолжались. Гражданская война в Греции продолжалась до лета 1949 года. 

Но Афины получили помощь от американского плана реконструкции уже в 1948 году. На самом деле, греческая сторона получила 300 миллионов долларов даже еще раньше, в 1947 году под эгидой Американской миссии помощи для Греции. Структура этой организации стала прототипом для Плана Маршалла.

Аналогично, Украина уже сейчас может получать помощь в пределах разумного. Ведь нет смысла строить мосты, которые Россия все равно еще раз уничтожит. Следует также помнить, что фонд Плана Маршалла состоял на 90% из грантов и только на 10% из ссуд. Сегодня звучат призывы к тому, чтобы западные государства выступили гарантами новых украинских облигаций.

Так можно сократить расходы украинского правительства на обслуживание ссуд и собрать деньги для восстановления. Но это также увеличит и без того большую долговую нагрузку Украины. Так что такой способ удешевить для Запада процесс украинской реконструкции не сработает.

Также после Второй мировой войны США создали специальное независимое агентство для управления фондом Плана Маршалла. Без бюрократии Госдепартамента, Администрации экономического сотрудничества и Минфина США программа смогла быстро действовать. Она без проблем привлекала экспертов по частному сектору.

А главой агентства по управлению Планом Маршалла стал президент автомобильной компании Studebaker Пол Гоффман. Это также позволило избежать конфликтов с ООН, где у СССР было достаточно власти, чтобы создать проблемы.

Помощью для Украины тоже должно управлять автономное агентство, подотчетное только правительствам стран-доноров. Оно будет иметь возможность консультироваться или координировать свои действия с МВФ и Всемирным банком. Но при этом специальное агентство должно сохранить независимость, учитывая, что Россия – член обеих международных организаций.

Архитекторы Плана Маршалла признавали необходимость, чтобы у получателей помощи было право собственности на поступающие средства. Однако они также придерживались принципа «доверяй, но проверяй». Европейские правительства представляли подробные планы, на что они собираются потратить американские деньги. Приходилось вести кропотливые переговоры с Администрацией экономического сотрудничества в США.

В случае некоторых стран, таких как Греция, были беспокойства по поводу коррупции. Поэтому в Администрации экономического сотрудничества были сотни агентов в разных греческих министерствах. Реформы управления являлись предпосылкой для получения помощи в рамках Плана Маршалла.

Конечно, для Украины внешнее вмешательство в восстановление будет чувствительным. И это можно понять. Но иностранный надзор – это цена за иностранную помощь, особенно ввиду масштабов того, что нужно Украине. Киев может повысить доверие, расширив прозрачность своих расходов. Это можно сделать, например, через программу государственных закупок ProZorro.

План Маршалла отдавал приоритетность восстановлению экспортных возможностей. Он признавал положительный эффект международной конкуренции и политическую выгоду европейской интеграции. Путь Украины к членству в ЕС, скорее всего, будет длинным. Но его можно сократить, если западная помощь будет структурирована таким образом, чтобы согласовать украинские институты и политику с действующими в ЕС.

И, наконец, План Маршалла позволил Европе совершить мощный технологический скачок. До второй мировой войны континент отставал от США на десятилетия с точки зрения перехода на быстрые и эффективные производственные технологии.

И именно эти технологии стали основой золотых времен послевоенного восстановления. Европейские чиновники, директора заводов и лидеры профсоюзов ездили в США, откуда возвращались с новыми знаниями, помогавшими повышать производительность.

У Украины теперь тоже есть возможность совершить технологический скачок, перейдя на «зеленую» энергетическую систему, модернизировав свою транспортную и коммуникационную инфраструктуру, а также обновив городское планирование. Все это, конечно, задача для украинцев. Но Запад может и должен помочь им.

Дата и время 13 мая 2022 г., 19:56     Просмотры Просмотров: 1486