АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 4°C
Харьков: 6°C
Днепр: 7°C
Одесса: 9°C
Чернигов: 3°C
Сумы: 5°C
Львов: 3°C
Ужгород: 5°C
Луцк: 4°C
Ровно: 4°C

Виктор Мусияка: Закон об особенностях местного самоуправления — антиукраинский, и включать его в текст Конституции неприемлемо

Виктор Мусияка: Закон об особенностях местного самоуправления — антиукраинский, и включать его в текст Конституции неприемлемо
Виктор Мусияка: Закон об особенностях местного самоуправления — антиукраинский, и включать его в текст Конституции неприемлемо

Наш собеседник – Виктор Лаврентьевич Мусияка, один из соавторов Конституции Украины, опытнейший политик, достигший в своей политической карьере должности вице-спикера ВР. Человек интеллигентный, Виктор Лаврентьевич в разговоре с нами не позволяет резких оценок, комментируя действия нынешней власти… Но чувствуется, что это стоило ему немалых усилий.

В тесном кабинете Виктора Лаврентьевича в Центре Разумкова, где сегодня он работает экспертом, мы говорим о «дефективных» и «антиконституционных» изменениях в Конституцию, о необходимости проведения выборов на Донбассе, о лукавстве и двуличии власти, которая не вводит военное положении в стране, о профнепригодности Минстеця, которое совершенно не занимается пропагандой украинской государственности, о том, что крымчане сами должны поднять вопрос «возвращения» к Украине, и о вероятных досрочных выборах в парламент.

Надо было проявить государственную мудрость и заявить: мы не будем менять Конституцию во время военных действий на востоке страны

- Виктор Лаврентьевич, на ваш взгляд, действительно так необходимо в который раз менять Конституцию страны?

- Конституция – это, если хотите, своеобразная библия общественной жизни. К сожалению, ни один президент Украины не уважал Основной закон страны. И часто в борьбе за власть разменной монетой была именно Конституция.

В 2014 году между оппозицией и Януковичем был подписан договор, предусматривающий возвращение к Конституции в редакции 2004 года. Янукович сбежал, а в Украине начались печально известные процессы: аннексия Крыма и события на востоке страны.

В Европе подхватили идею внесения изменений в украинскую Конституцию, что, по их мнению, каким-то образом должно прекратить конфликт. И Украина согласилась на вещи, которые абсолютно недопустимы… Надо было проявить государственную мудрость и заявить: мы не будем менять Конституцию во время военных действий в нашей стране.

На мой взгляд, все эти изменения, в первую очередь, в части децентрализации, тот же неконституционный и абсолютно дефективный закон об особенностях осуществления местного самоуправления в отдельных районах восточной Украиныникоим образом не решает и не может разрешить конфликт. Ничего не сделано, никакие Минские соглашения не действуют. Наверное, нужно искать другие способы решения этой проблемы.

Бог с ним, можно усовершенствовать механизмы местного самоуправления. Точно так же, как  нужно реформировать судебную власть, которая продемонстрировала, особенно в последние годы, что она вся лежит под властью, в первую очередь, президентской.

Когда на территории Украины идет война, говорить, что у нас нет реальных условий военного положения, — это или непонимание того, что происходит, или попытки показать эту картину совсем в другом свете

Но есть одна деталь: многие политики и специалисты заявляют о том, что сейчас в стране условия военного положения, при которых изменения, согласно ст. 157 Конституции Украины, в ее положения вносить нельзя.

Когда на территории Украины идет война, говорить, что у нас нет условий военного положения, — это или непонимание того, что происходит, или попытки показать картину происходящего совсем в ином свете. Зачем это? И когда государство объявляет мобилизацию, то на каком основании, если нет условий военного положения?

Если есть опасность для территориальной целостности, независимости Украины, то Конституция прямо говорит, что президент должен принять решение об объявлении военного положения. Не обязательно на всей территории Украины, хотя бы там, где проходят военные действия. Этого не произошло.

Когда мы будем жить в государстве с четко обозначенными границами, мы сможем после утверждения текста на референдуме принять окончательный вариант Основного закона

И как быть? Мы уже начали процесс внесения изменений в Конституцию. Должны ли мы сейчас его останавливать, и есть ли для этого основания? Де-факто есть, де-юре нет, потому что правового акта о военном положении у нас нет. Но я считаю, что играться этими вещами не стоит.

Когда мы будем жить в государстве с четко обозначенными границами, мы сможем после утверждения текста на референдуме принять окончательный  вариант Основного закона.

Но это на будущее, а сейчас необходимы только самые точечные изменения, системных мы пока что не можем допустить.

- Так нужно ли вводить сейчас военное положение в стране?

- Еще в прошлом году были все основания объявить военное положение. И я считаю, что президент должен был это сделать. Но президента что-то  остановило. Возможно, ему посоветовали не делать этого, и он прислушался.

Еще в прошлом году были все основания объявить военное положение

Вводить военное положение нужно было. Нужно было создать реальную правовую базу для этого. С другой стороны, я понимаю, что была масса разных причин, из-за которых не было принято это решение. К примеру, с объявлением военного положения нельзя было бы провести выборы в парламент. Значит, сохранилась бы прошлая Верховная Рада. Нельзя было бы проводить и местные выборы.

Вот в таких условиях мы и живем. И это вносит некий  правовой нигилизм в нашу жизнь. Потому что люди понимают, что происходит…

- Почему вы считаете закон об особенностях местного самоуправления неконституционным и дефективным?

- Я знаю, что мои коллеги,  уважаемые люди, хотят обратиться к президенту (на момент подготовки интервью такое обращение к президенту уже было озвучено),  чтобы он отказался как минимум от злополучного пункта 18 Заключительных положений Конституции, в котором написано, что особенности осуществления местного самоуправлении в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом.

В этом законе четко выписаны все антиукраинские позиции, которые явно не в Украине писались. Но еще и включить его в текст Конституции  –  абсолютно неприемлемо.

В законе четко выписаны все антиукраинские позиции, которые явно не в Украине писались

Эти особенности местного самоуправления, которые, как некоторые утверждают, не являются «особым статусом», дают отдельным районам Донбасса право определять, какие у них будут суд и прокуратура, создавать собственную милицию, требовать, чтобы в бюджете были защищенные статьи по их финансированию, устанавливать статус языка, заключать договора с Кабмином. В свою очередь, Кабмин должен обеспечить их трансграничное общение с Россией.

Даже если местные органы власти будут принимать антиконституционные решения, президент не сможет ставить вопрос о досрочном прекращении их полномочий

И самое главное: полномочия органов, которые будут выбраны на внеочередных выборах в отдельных районах Донбасса, не могут быть досрочно прекращены. Даже в том случае, если местные органы власти будут принимать антиконституционные решения, президент не сможет ставить вопрос о досрочном прекращении их полномочий. Но мы же все понимаем, что это как раз те люди, которые потенциально могут принимать антиконституционные решения.

- Проводить выборы на Донбассе  или нет? Ведь губернаторы Донецкой и Луганской областей – против…

- Противники проведения выборов на Донбассе говорят: «Нельзя проводить выборы на Донбассе, потому что там огромнейшее влияние пропаганды так называемых ДНР, ЛНР, и мы можем получить недопустимый результат». Да. Но эти проблемы связаны с тем, что государство делает и чего оно не делает на этих территориях. Кто мешает более  интенсивно проводить пропагандистскую, агитационную работу  на тех территориях? У нас есть министерство информации, но уже год с его стороны нет фактически никаких шагов в этом направлении… Не умеете грамотно вести пропаганду – повесьте хотя бы громкоговорители, чтобы рассказывать людям, что к чему.

 

Не умеете грамотно вести пропаганду – повесьте хотя бы громкоговорители, чтобы рассказывать людям, что к чему

Но ставить вопрос о том, чтобы не проводить на подконтрольных Украине территориях Донбасса выборы, я считаю, недопустимо.

- Каким образом прекратить на Донбассе конфликт?

- Минские соглашения боевики не выполняют. А невыполнение соглашения – это фактически его дезавуирование. Если та сторона демонстрирует непринятие условий Минских соглашений, а мы со своей стороны их выполняем, понимаете, какая дикая ситуация получается?

Это не может продолжаться бесконечно. Это рана. Мы должны просто поставить границу. И пусть они там за ней  остаются, все эти так самопровозглашенные ДНР, ЛНР. Пусть выбирают себе «президентов», пусть «правят», пока местные жители их не выкинут. А мы будем убеждать их своей экономикой.

Путин, конечно, хотел бы, чтобы так называемые ДНР и ЛНР оставались в составе Украины со своими особыми полномочиями и еще и влияли на общую политику страны. Вот эта опухоль, ДНР и ЛНР, — это возможность для Путина влиять на украинскую политику. И эта опухоль нам не нужна.

- Крым для Украины потерян? Или все же есть шанс его вернуть?

- Насколько я знаю, сейчас такого намерения, вернуть Крым, у украинской власти нет.

Я не думаю, что все так просто, как некоторые считают, и настанет момент, когда Крым попросится к нам обратно, а Россия скажет: «Забирайте». Основой процесса возвращения Крыма Украине могут быть только соответствующие реакции и действия тех, кто живет сегодня в Крыму. Они должны действовать, обращаться в международные организации, к Украине.

Насколько я знаю, сейчас такого намерения, вернуть Крым, у украинской власти нет

Как скоро это будет, зависит и от ситуации в самой России. Потому что даже российские оппозиционные лидеры тоже заявляют, что Крым – это уже территория России. И с кем нам на эту тему разговаривать?

Да, мы можем и в Конституции написать, что в Крыму будет, скажем, крымско-татарская территориальная автономия. Но реально реализовать эти решения в ближайшее время мы не сможем.

- Какова вероятность того, что в Украине будут внеочередные выборы парламента?

- Я не исключаю возможности внеочередных выборов парламента. Ситуация невероятно напряженная. И не только политическая, но и экономическая. Все те вещи, о которых мы с вами говорили, могут вызвать в обществе разные реакции. Потому что это невероятно тонкий механизм восприятия и реакции на то, какие события происходят на востоке. При этом стоит ли ожидать, что если придут другие люди, то и система станет другой? Нет, система останется.

Поэтому надо говорить не о замене людей в парламенте, а о полном уничтожении старой системы и строительстве новой, с нуля…

Беседовала Анна КАЧАЙЛОМИР


Теги статьи: Мусияка Виктор

Дата и время 14 августа 2015 г., 23:53     Просмотры Просмотров: 3847
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
25 марта 2019 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Кто по вашему станет следующим президентом Украины?










Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.155174