АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 6°C
Харьков: 5°C
Днепр: 7°C
Одесса: 10°C
Чернигов: 5°C
Сумы: 5°C
Львов: 7°C
Ужгород: 10°C
Луцк: 5°C
Ровно: 5°C

Игра в наперстки: за что голосовали 31 августа

Игра в наперстки: за что голосовали 31 августа
Игра в наперстки: за что голосовали 31 августа

В последний день лета 2015-го парламент Украины принял в первом чтении за основу проект изменений в Конституцию, касающихся децентрализации. За законопроект №2217а (постановление №2217а/П1) «О внесении изменений в Конституцию Украины» проголосовали 265 из 368 зарегистрировавшихся депутатов. Последующие события известны уже всему миру: трое погибших военнослужащих, сотня с лишним раненых, из которых до десятка – в тяжелом состоянии. Что именно произошло – покажет время и, надеемся, объективное расследование, а пока давайте разберемся с тем, за что именно голосовали народные избранники, так, что пролилась кровь

Аффектированную реакцию ультранационалистов, проводивших митинг под Верховной Радой во время голосования, вызвал пункт 18 в разделе 15 «Переходные положения» законопроекта, в котором говорится о том, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом. По мнению протестующих против изменений в Конституции, это означает не что иное, как особый статус Донбасса, о котором говорится уже достаточно долго. Не будем брать документ в целом и анализировать, насколько увеличивает полномочия президента «децентрализация», а поговорим о пункте 18.

Особые особенности

Законопроект появился в рамках минских соглашений, их 11-го пункта, в котором говорится о необходимости проведения в Украине «конституционной реформы со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей…». Это единственный пункт договоренностей, имеющий довольно четкие временные рамки.

 

Первое обвинение, которое прозвучало в адрес высшего эшелона власти со стороны правых – в одностороннем выполнении минских договоренностей, тогда как российская сторона, по сути, не выполнила ни одного из них.

Итак, статья 144 (а нас интересует именно она), раздел IX, «Административно-территориальное устройство Украины», пункт 8 гласит: «Раздел XV «Переходные положения» дополнить пунктами 17 и 18 такого содержания:

18. Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом».

Что же, давайте не будем делать поспешных выводов и посмотрим на этот отдельный закон «Об особом порядке самоуправления…»

В нем, согласно примечаниям п. 11 минских соглашений, идет речь о следующем:

· особый порядок самоуправления вводится на три года со дня вступления закона в силу

· законодательство Украины в этот период действует с учетом особенностей региона, обозначенных в законе

· государство гарантирует недопущение уголовного преследования лиц — участников событий на территории  Донецкой и Луганской областей

· государство гарантирует право языкового самоопределения

· местное самоуправление территорий осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Украины территориальными общинами непосредственно и через органы местного самоуправления; полномочия депутатов местных советов и чиновников, выбранных на досрочных выборах, не могут быть досрочно приостановлены

· вводится особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судей, который предусматривает участие органов местного самоуправления в решении этого вопроса

· государство поддерживает социально-экономическое развитие отдельных районов, которое предполагает введение особого экономического режима, направленного на восстановление инфраструктуры региона

· органы исполнительной власти способствуют развитию трансграничного сотрудничества, направленного на решение общих проблем развития, усиление и углубление добрососедских отношений с административно-территориальными единицами РФ

· в отдельных районах Донецкой и Луганской областей решением городских, сельских и поселковых советов создаются отряды народной милиции

Что осталось за кадром

Лидер фракции БПП Юрий Луценко перед голосованием призвал нардепов «не спекулировать на теме особого статуса Донбасса», поскольку, подчеркнул он, закон, на который будет ссылаться Конституция, вступит в силу только после выполнения ряда условий, в частности – сложения оружия боевиками, отвода иностранных (читай – российских) войск и проведения выборов в соответствии с украинским законодательством.

Ряд условий, о которых идет речь, прописаны в конечных положениях закона, которые гласят, что статьи 2-9 вступают в силу только после внеочередных выборов в присутствии ОБСЕ, отвода всех вооруженных формирований, боевиков и техники с территории Украины. Однако в законопроекте об изменениях Конституции данные нормы не закреплены, как предполагалось ранее. Есть только п. 18, отсылающий к закону об особенностях самоуправления, и, получается, что «предохранителей» в Конституции нет.

Таким образом, в данный момент принятый год назад закон практически неработоспособен, не только из-за невыполненных требований, но и поскольку противоречит действующей Конституции. Если же Конституция ссылается на закон «об особенностях самоуправления», а не наоборот, то решает все именно он. А для изменения закона, как мы знаем, многого не нужно – желание и 226 депутатских голосов. Именно из-за умения власть предержащих выворачивать любой закон наизнанку «ДНР» и «ЛНР» могут получить шанс увеличить территории, достаточно лишь парламенту прописать новый список районов Донецкой и Луганской областей.

Что дальше?

Главным пунктом с самого начала боевых действий и первого упоминания об «особом статусе» был и остается вопрос о том, какую политическую роль сыграют (если сыграют, конечно) донбасские сепаратисты. Очевидно, что Москва хочет фактической автономии этого региона для оказания прямого давления на Киев.

Второй вопрос – почему о «зраде» стали говорить только теперь, а не год назад, когда был подписан закон «Об особенном порядке самоуправления», а это 16 сентября 2014-го, и не связано ли это с накручиванием рейтинга в преддверии местных выборов.

Зависит принятие законопроекта и от распределения сил в парламенте. Ничего удивительного в том, что в первом голосовании «особенности» были приняты, нет. Скорее всего, это случилось бы в любом случае, а 31 августа стало «вскрытием карт», официальной демонстрацией того, как распределились голоса по фракциям, группам и партиям. А осень будет горячей: если во время второго этапа голосования в поддержку законопроекта не наберется 300 голосов, необходимых для его принятия, его можно считать проваленным. Что случится в таком случае – пока предугадать сложно. Возможно, законопроект требует еще одной доработки, или же принимать «особенности» нужно в компенсационном пакете для Украины – не только децентрализация, но и судебная и налоговая реформы.

Владимир Фесенко, политолог:

фесенкоНет и не предполагается никакого особого статуса Донбасса (этой формулировки нет ни в конституционных изменениях, ни в законе об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей). Речь идет только об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Но и эти особенности могут вступить в силу только в том случае, если на этих территориях пройдут выборы по украинскому закону, под украинским контролем, с участием украинских политиков и действии украинских СМИ на этой территории. Это норма вышеупомянутого закона. С этой территории также должны уйти иностранные войска и наемники, незаконные вооруженные формирования. Фактически это означает восстановление украинского суверенитета и ликвидацию «ДНР» и «ЛНР». Если этого не будет, то не будет никаких особенностей местного самоуправления для этих территорий. Это не устраивает Россию и сепаратистов, поэтому они критикуют и не признают конституционный законопроект Порошенко о децентрализации. Естественно, проголосованный в первом чтении законопроект не дает России инструментов, чтобы управлять Украиной через ныне оккупированные территории. Критики конституционного законопроекта выдают свои собственные страхи за некую будущую реальность.

Финансирование этих территорий возможно только в том случае, если на них будет полностью восстановлена юрисдикция Украины. Финансировать сепаратистские республики Украина не будет, и этого не предполагают минские договоренности.

Широкая амнистия для лиц, не совершивших тяжких преступлений, применялась в различных подобных конфликтах (в частности, на Балканах и в Чечне). На Донбассе амнистия возможна только в том случае, если на этих территориях будет полностью восстановлен суверенитет Украины. Но вряд ли это произойдет в ближайшей перспективе, так как вероятность реализации политической части минских соглашений (о местных выборах по украинскому закону на этих территориях и реинтеграции этих территорий в состав Украины на компромиссных условиях) крайне мала. На переговорах в Минске нет даже намека на возможный компромисс по этим вопросам. А если сепаратисты проведут свои местные выборы по своим правилам, то это окончательно разрушит политическую часть минских договоренностей, а Донбасс, увы, останется разделенным.

politeka.net


Теги статьи: ДецентрализацияКонституция Украины

Дата и время 05 сентября 2015 г., 19:14     Просмотры Просмотров: 3921
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

С начала года местные бюджеты выросли на 31,1 млрд грн, - Гройсман о децентрализации
Многие пункты меморандума с МВФ противоречат Конституции, — Бессмертный
Город-бедняк и город-кулак. Почему местным бюджетам не хватает денег несмотря на децентрализацию

Децентрализация в конверте: появился рейтинг самых взяточных областей
Журналист указал на историческое решение Порошенко
Пять законов, которые должен знать каждый украинец

Казус Саакашвили: политики убивают право
Порошенковские политтехнологи отрабатывают возможность избрания президента Радой – Трепак
Яценюк предлагает забрать большинство полномочий у Порошенко

Депутатская неприкосновенность - анахронизм: Порошенко предлагает Раде упразднить это положение Конституции
Луценко готовит новое представление о снятии неприкосновенности
Декоммунизация в действии: Рада готовится переименовать две области

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.057188