АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 23°C
Харьков: 22°C
Днепр: 24°C
Одесса: 24°C
Чернигов: 22°C
Сумы: 22°C
Львов: 21°C
Ужгород: 22°C
Луцк: 22°C
Ровно: 22°C

Бензиновая афера Кабмина: снизить цены, чтобы сесть "на потоки"

Бензиновая афера Кабмина: снизить цены, чтобы сесть "на потоки"
Бензиновая афера Кабмина: снизить цены, чтобы сесть "на потоки"

Если ситуацию на мировом рынке нефти "наложить" на цены на украинских АЗС, то вряд ли у кого-то возникнут сомнения по поводу того, что в Украине не просто существует бензиновая мафия, а она как никогда ранее процветает.  И наверняка ее "крышует" кто-то "в верхах". Такого же мнения и эксперты, которые заявляют, что "серый" и "черный" топливный рынок в нашей стране находится под надежной "крышей" и не боится никаких регулирований.

Это подтверждает и тот факт, что, в отличие от Европы, где на фоне рекордного падения стоимость нефти на мировом рынке (эксперты прогнозируют отметку 10 долларов за баррель) цена на бензин стремительно снижается, в Украине эти самые цены демонстрируют удивительную стабильность. К примеру, на целом ряде заправок в Германии стоимость 1 литра дизельного топлива опустилась ниже отметки в 90 евроцентов, достигнув тем самым самых низких показателей за последние 10 лет. В Украине же они "заморозились" вместе с январскими морозами. Почему? Ответ очевиден: никто не хочет отказываться от лакомого куска "нефтяного пирога".

Абсолютное затишье на украинских АЗС по принципу "ни копейки вниз" не могло не обратить на себя внимание многих экспертов. Более того, 13 декабря эту проблему увидел даже сам министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. Увидел, удивился и анонсировал проведение совещания с представителями крупнейших нефтетрейдеров в Украине, где намерен обсудить цену на бензин и дизтопливо, которые, по его мнению, должны снижаться. Правда, совещание это будет проходить за закрытыми дверями, а это значить, что узнать, какая на самом деле будет достигнута договоренность, мы вряд ли сможем.

Крайне скептически к подобным шаманским приемам - "заговаривать" цены вместо решения проблемы - отнеслись и эксперты рынка. Они то и заявили, что встречи министра с трейдерами за закрытыми дверями - чистая коррупция! Польза же от подобных действий министра может быть только очень краткосрочная: цены слегка "присядут", чтобы потом опять подняться. Помочь же Кабмину снизить цены на бензин могут два фактора: собственная нефтепереработка и Антимонопольный комитет.

"Автомобилисты многих стран уже смогли ощутить на своих карманах удешевление нефтяных фьючерсов, - говорит "Обозревателю" независимый эксперт в сфере энергетики Владимир Сапрыкин. - Например, в США подсчитали, что их граждане сэкономили на дешевеющем бензине миллиарды долларов. Но этот процесс, к сожалению, обходит стороной Украину".

Почему в нашей стране не дешевеет бензин, кажется, понятно - топливо мы закупаем за валюту, а она в Украине постоянно растет в цене. "Если перевести бензиновые цены в Украине в доллары, то мы увидим, что он всегда стоял в пределах одного доллара - плюс-минус. Сегодняшняя средняя цена А-95 при долларе за 23 гривни - это чуть более 80%, - рассказывает президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар. - В 2012 году доллар был по 8 гривен, а бензин стоил 9,84. То есть - 1,23 доллара. Правда, Brent тогда стоил 94 доллара за баррель, а сегодня - чуть более 30".

С одной стороны, нефтетрейдеров действительно можно понять: 80% бензина на украинском рынке - это импорт. Приобретают топливо за валюту, которую в Украине сейчас не так и просто купить, - а в период валютных кризисов и того сложнее. Кроме того, неизвестно, как поведет себя курс гривни даже в самой ближайшей перспективе - вот собственники АЗС и вынуждены закладывать в цене свой риск. К тому же с 1 января 2016 года правительство подняло акцизы на нефтепродукты. И получается, что "маємо те, що маємо".

Однако не все так просто: украинских нефтетрейдеров давно подозревают в картельных сговорах. Которые, впрочем, никто еще так и не доказал - полупарализованный Антимопольный комитет с выводами не торопится. "Валютных колебаний в последнее время в Украине не было. Так почему же тогда не дешевеет бензин, если цена нефти снижается?! - спрашивает Владимир Сапрыкин. И делает вывод, к которому накануне пришел министр Демчишин: снижение цен на украинских автозаправках должно быть. Как минимум на 5-10%".

Руководитель Минтопэнерго попытается убедить в этом участников рынка "по-доброму". "Практику переговоров с нефтетрейдерами в Украине начал еще екс-министр энергетики и угольной промышленности в правительстве Николая Азарова Юрий Бойко, - говорит директор научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин. - Как следствие, рыночный принцип ценообразования сменился на непрозрачные договоренности между правительством и участниками рынка". Которые были круто замешаны на равновесии интересов, откатах и прочих антизаконных действиях. "Абсолютно не уверен, что Владимиру Демчишину удастся договориться с собственниками АЗС, - продолжает эксперт. - Наш министр - не профессионал в топливном рынке, сложно понять, какие у него могут быть аргументы".

При этом аналитики утверждают, что попытки регулировать рынок – это не более чем желание "сесть на потоки": прижать трейдеров, чтобы потом заставить их делиться.

"Подобного рода диалоги всегда заканчивались кратковременным показушным квази-снижением цены - на очень ограниченный промежуток времени, - объясняет механизм чиновничьего регулирования Михаил Гончар. - А потом все опять становилось на свои места - через некоторые время ценники на автозаправках возвращались на свое место. Допускаю, что так будет и сегодня: народу покажут снижение, а потом кто-то кому-то что-то занесет, в правильный и нужный кабинет - цены возрастут, и этот процесс объяснят очередным форс-мажором, будто бы очень влияющим на рынок".

 "Никакие душещипательные беседы с трейдерами никогда не увенчаются успехом, - уверен Владимир Сапрыкин. - Для диалога надо привлекать Антимонопольный комитет - и оперировать его выводами. Без привлечения карательных органов напугать монополиста невозможно: трейдеры не понимают других аргументов, кроме языка штрафа".

"Собственно говоря, общаться с участниками топливного рынка должен не отраслевой министр, а именно Антимонопольный комитет, который должен аргументировать динамикой цен, дисбалансами, подозрениями о сговоре, - добавляет Михаил Гончар. - Однако наш АМКУ плохо работает не только на рынке бензина. А отсутствие руководителя этого органа говорит о том, что наши власти не очень то и хотят совершенствовать эту структуру".

Реально влиять на рынок может также конкуренция. "Еще в 2003 году Украина перерабатывала 22 млн тонн свежей нефти. Вот тогда, имея такой серьезный объем отечественного топлива, правительство могло ощутимо давить на трейдеров, требуя снижения цены, - продолжает президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ". - Сегодня же объем переработанной нефти в Украине не превышает нашу собственную нефтедобычу – около 2 млн тонн. Из 6 НПЗ в стране работает один".

При этом по словам эксперта, именно сегодня - самое подходящее время, чтобы возобновить отечественную нефтепереработку. "Время низких цен на сырье означает, что нефть выгодно покупать и перерабатывать, - продолжает Гончар. - Кроме Кременчугского завода, можно запустить Одесский. Близость последнего к портам Черного моря позволит загрузить производственные мощности танкерной нефтью - это возможность диверсифицировать поставки из России. А из Одессы по Приднестровскому трубопроводу сырье можно транспортировать в Кременчуг. Если в нем, конечно, еще осталась технологическая нефть".

Много говорится в экспертной среде о необходимости строительства современного НПЗ в Украине - при помощи инвесторов. Сегодня, когда в мире избыток нефти, этот проект тоже становится более реальным, чем прежде. А пассивность правительства в вопросах собственного производства неприятно удивляет. Хотя, конечно, "разрешить" трейдерам через некоторое время немного повысить розничные цены - это гораздо более удобная и прибыльная схема для заработка чиновника, чем лоббировать строительство собственного производства. Которое, кроме налогов, не приносит ничего…

"Сегодня трейдеры заняли выжидательную позицию, - утверждает Сергей Сапегин. - Цены в мелком опте колеблются, но в рознице ситуация остается стабильной". Это значит, что возможности для снижения бензиновых цен у главных игроков рынка есть. Добровольно, по собственной инициативе они на изменения не пойдут. "Предпринимать любые шаги в этом направлении в период низкого спроса очень рискованно", - объясняет  Сапегин. Однако, конечно же, могут пойти - если в правительстве им популярно объяснят, где в этой схеме прибыль правительства, а где - трейдеров.

Однако, по мнению экспертов, если же Владимиру Демчишину не удастся убедить коммерсантов добровольно пойти на снижение цен, пусть и кратковременное, но желание снижать цены вручную сохранится, - на рынке могут возникнуть серьезные проблемы. "Вместо более-менее качественного топлива на заправках будут продавать откровенную бодягу", - объясняет Михаил Гончар. Ведь "серый" и "черный" топливный рынок, находящийся под надежной "крышей", не боится регулирования со стороны власти - и снижение конкуренции со стороны легальных игроков может стать для него толчком для роста.

В итоге, по мнению экспертов, из этого следует, что в любом случае в выигрыше опять будут ключевые теневики, а в проигрыше - все мы. Которые будут вынуждены покупать низкокачественное топливо по завышенным ценам. А что, ведь давно не секрет, что в Украине на то и существует народ, чтобы на нем наживаться по полной...

http://newsnetwork.tv/


Теги статьи: АзсБензинКабмин

Дата и время 14 января 2016 г., 18:54     Просмотры Просмотров: 1507
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Какой из кандидатов уже заявивших о своем участие в президентских выборах самый достойный?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.065611