АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 8°C
Харьков: 7°C
Днепр: 8°C
Одесса: 11°C
Чернигов: 6°C
Сумы: 6°C
Львов: 6°C
Ужгород: 9°C
Луцк: 7°C
Ровно: 7°C

Решение Минобороны закупать для армии МАЗы может полностью остановить КрАЗ

Решение Минобороны закупать для армии МАЗы может полностью остановить КрАЗ
Решение Минобороны закупать для армии МАЗы может полностью остановить КрАЗ

Как уже сообщал AUTO-Consulting, в феврале АвтоКрАЗ резко снизил объемы производства и выдал на гора всего 30 грузовиков. Это на 53% меньше даже в сравнении с прошлым годом. И совсем не вписывается в понимание в воюющей стране, где потребность в армейских и бронированных машинах исчисляется десятками тысяч. Но оказалось, что Министерство обороны сделало ставку не на собственного производителя, а предпочло закупать МАЗы. Вернее, Богдан-МАЗы.

Как стало известно «Главкому» о начале сборки армейских модификаций МАЗа сообщили в пресс-службе корпорации "Богдан". Грузовые автомобили Минского автозавода начнут выпускать на предприятии корпорации в Черкассах. Пока предполагается крупноузловое производство: сборка шасси, сварка, покраска и установка грузовой платформы. «В дальнейшем украинский автопроизводитель намерен локализовать производство, привлекая отечественных производителей комплектующих», - отметили представители «Богдана».

Притом почему-то речь идет о выпуске под брендом "Богдан" полных аналогов КрАЗа. К производству в Черкассах заявлены МАЗ 5316 и МАЗ 6317. Последний в Беларуси используют в качестве платформы для реактивной системы залпового огня «БелГрад». В дальнейшем «Богдан» планирует организовать производство еще одной модели – седельного тягача МАЗ 6425. Но оказалось, что такие машины уже стоят на вооружении украинской армии. В частности они были замечены за перевозкой новых отечественных бронетранспортеров БТР-4Е.

 

 

Если проанализировать "линейку" Богдан-МАЗа, то у полноприводного МАЗ-5317 есть полный аналог в виде КрАЗ-5233, 3-осному МАЗ-6317 соответствует КрАЗ-6322, а в качестве полноприводного тягача ВСУ уже давно использует КрАЗ-6446. При этом, так и не решенным остается вопрос снабжения армии средними грузовиками на замену ГАЗ-66, нет эвакуаторов раненных с поля боя (на замену ТПК ЛуАЗ-967), нет армейских внедорожников по типу УАЗ-469, да и "буханку" УАЗ-452 тоже по-прежнему нечем заменить. Все это вполне могли бы уже освоить на "Богдане" и закрыть потребности армии. Но спустя 2 года войны вдруг оказывается, что именно КрАЗы уже не нужны. 

Да и как могли в Минобороны решиться закупать армейскую технику, которая должна пройти цикл государственные испытания и быть принята на вооружение? Такие испытания КрАЗ проходил годами, а такие его новинки как бронированный КрАЗ-Фиона 6х6 и КрАЗ-Ураган 8х8 до сих пор не получили армейского допуска. Чтобы понимать какой это непростой процесс, достаточно вспомнить как долго Минобороны не принимало на вооружение даже отечественный "Дозор-Б"!

Но оказывается МАЗы уже где-то не только успели пройти весь такой цикл, а и начали потихоньку поступать в войска. В это же время на КрАЗе вынуждены сокращать производство и отправлять людей в отпуска. Есть ли государственная логика в таких решениях? 

 

 

На КрАЗе нам сообщили, что предприятие уже два года возит по всем выставкам в Украине бронированные Shrek One, Fiona, кроме того не первый год показывают легкие броневики Kraz Coguar, Kraz Spartan, которые уже прошли испытания и боями и подрывами. Но чиновники одобрительно кивают, фотографируются на фоне КрАЗовских новинок, а потом закупают МАЗы. 

 

 

Так было уже не раз. Достаточно вспомнить громкие анонсы спецтехники для спецподразделений КОРД или Нацгвардии. Но на этот раз КрАЗу отказывают даже в армии. И это не смотря на то, что КрАЗы признаны одними из лучших армейских грузовиков в мире. Тот же КрАЗ-6322 разрабатывался исключительно под армейские задачи и прошел жесточайший цикл испытаний. За последний год на АвтоКрАЗе полностью отказались от российских комплектующих и перешли на новые стандарты. Но вместо того, чтобы формировать независимость Украинской армии на основе собственной техники, Минобороны почему-то отдает предпочтение МАЗам, которые комплектуют российскими двигателями ЯМЗ и другими агрегатами. 

Пресс-служба ПАО «АвтоКрАЗ» сообщила: "По имеющейся у нас информации, в конце 2015 года в режиме строгой секретности в гособоронзаказе появились изменения, предусматривающие закупку 120 автомобилей марки Богдан (МАЗ) со сроком поставки в феврале 2016 года. Но так как к прописанной дате из всей заказанной партии были поставлены десяток машин, сроки были продлены на конец апреля 2016 года без предъявления штрафных санкций. Хотя гособоронзаказ не предусматривает продление сроков, кроме форс-мажорных обстоятельств, которых в этот период не было. 

Сумма закупки за бюджетные деньги собранных на Богдане автомобилей МАЗ составила более 100 млн грн, в то время как на тот момент, конец 2015 года, задолженность Министерства обороны перед ПАО «АвтоКрАЗ» за уже поставленную технику составила свыше 60 млн. грн. 

Более того, приобретенная техника Богдан-МАЗ на 25% дороже своих аналогов - украинских автомобилей КрАЗ. При том что КрАЗы значительно превосходят автомобили МАЗ, да и другую аналогичную технику, по проходимости, что в очередной раз доказали недавние учения на Ровенском полигоне, где КрАЗу равных по преодолению бездорожья не было. Плюсом к высокой проходимости и капотная компоновка КрАЗа - 1,5 метра жизни, как заслуженно окрестили ее военные разных поколений в разных странах. Капот КрАЗа на поле боя – надежная защита, в случае наезда на мину взрыв разрушает передний мост, при этом экипаж остается живым. Огромное значение имеет и централизованная система подкачки шин, обеспечивающая КрАЗу высокую проходимость по грунтам с низкой несущей способностью. Это далеко не полный перечень преимуществ техники КрАЗ перед аналогами.

Не лишним будет отметить, что национальный производитель - завод КрАЗ, предлагает МО более привлекательные условия. К примеру, наполнение комплекта ЗИП составляет порядка 150 наименований, тогда как в автомобиле Богдан-МАЗ их порядка 20. Кроме этого Кременчугский автозавод дает гарантию на свои автомобили 5 лет, тогда как гарантия на белорусские автомобили по контракту с МО на момент подписания контакта составляла всего один год, а сейчас ведутся переговоры о ее продлении до двух лет. К слову, исходя из мировой практики, один год гарантии стоит производителю 3-5% от цены автомобиля. 

В настоящее время, когда курс доллара постоянно растет, в стране огромный дефицит валютных средств, государство тратит ценную валюту на приобретение иностранных автомобилей, имея полный аналог у себя на родине. Следует отметить, что с каждого проданного автомобиля Кременчугский автозавод отчисляет порядка 100 тыс. грн. разных налогов и столько же с каждой единицы идет на выплату зарплаты работникам предприятия. Посчитайте: это почти 15 млн. грн. потерянных в казне средств, с учетом количества машин, которое КрАЗ не продал из-за закупок МО техники белорусского производства, и столько же по этой причине недополучил трудовой коллектив предприятия. К этой сумме смело можно добавить недополученные государством средства в виде налогов еще более ста заводов-смежников, которые производят для КрАЗа по кооперации свою продукцию." 


 

Недоумевают и в мэрии Кременчуга. В отделе экономики уже констатируют значительное падение поступлений в бюджет города из-за снижения объемов производства на АвтоКрАЗе в феврале. Город уже потерял как плательщиков налогов сталеплавильный и автосборочный завод (КрАСЗ). Если остановится еще и КрАЗ - это будет катастрофа. Мощный промышленный центр, каким всегда был Кременчуг, может попросту превратиться в дотационный и депрессивный регион. 

КрАЗ в армии уже успел сыскать хорошую славу, особенно в условиях минной войны, которую ведут ДРГ противника. Его капотная компановка при подрыве на мине не раз спасали жизни бойцам. Запас прочности у КрАЗа - это то неоспоримое преимущество, которое есть у украинской техники, и которое так ценят в армии. Еще во время войны в Афганистане, от бескапотных грузовиков предпочли отказаться. Но неужели в Минобороны уже забыли этот кровавый опыт?

Да и вопросы унификации и снабжения запасными частями парка армейских машин тоже никто не отменял. Здесь уместно вспомнить опыт еще одной войны - Великой отечественной. По словам известного автоисторика Леонида Гоголева, во время войны у вермахта были десятки различных грузовиков, которые он конфисковал на оккупированных территориях. И уже в ходе наступлений на СССР вермахт столкнулся с проблемами в обеспечении своей техники запасными частями и вынужден был просто бросать грузовики на дороге. Только одних свечей зажигания для немецкой техники нужно было 170 типов, что в условиях войны, не могла обеспечить даже педантичная немецкая армия. В конце войны вермахт пришел к унификации и отказался от "разносортицы", но было уже поздно и война проиграна. Так зачем же украинская армия должна повторять такие ошибки?

 

Увлечение закупками различных марок и моделей техники еще и разных производителей - это повторение ошибок уже отгремевшей войны. То, что чиновники практикуют закупку армейских МАЗов вместо КрАЗов рано или поздно приведет к эффекту бумеранга. Кто даст гарантию, что Россия завтра не надавит на Белоруссию и не перекроет поставки запчастей к украинской армейской технике?

 

Неписанное правило гласит: армия, по возможности, должна ездить на своей технике, которую можно отремонтировать в любом городе, либо создавать запасы запчастей. Но раз Украине так повезло, что у нас выпускают отличные армейские грузовики собственного производства КрАЗ, то армию нужно переводить на них, а не "миксовать" в зависимости от "хотелок" чиновников. В этом вопросе должен быть государственный стратегический подход, а не сиюминутная выгода.

autoconsulting.ua


Теги статьи: АвтокразМинобороны

Дата и время 05 апреля 2016 г., 14:43     Просмотры Просмотров: 5002
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Что нужно сделать с Савченко?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.335623