АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 5°C
Харьков: 8°C
Днепр: 10°C
Одесса: 10°C
Чернигов: 3°C
Сумы: 5°C
Львов: 3°C
Ужгород: 7°C
Луцк: 4°C
Ровно: 4°C

Прощальный финт Яценюка. Вместо отмены пошлин – передел авторынка

Прощальный финт Яценюка. Вместо отмены пошлин – передел авторынка
Прощальный финт Яценюка. Вместо отмены пошлин – передел авторынка

После отставки Арсения Яценюка ведущие автомобильные издания задались вопросом: а что теперь будет с пошлинами на подержанные автомобили? Накануне своего увольнения премьер-министр сделал громкое заявление: глава правительства заверил всех, что онпоручил разработать проект закона, который позволит аннулировать импортный налог на авто, бывшие в употреблении.

Бывший премьер распорядился работать над новым проектом, несмотря на то, что в парламенте уже есть схожий документ, который также предполагает либерализацию рынка подержанных машин. Конечно, он не столь «щедрый», как обещания Яценюка, – в проекте предлагается не отменить, а снизить пошлины. Но в реальности депутаты не могут пойти даже на это – во вторник документ отправили на доработку. И автомобилисты сомневаются, что его вообще примут. «Очевидно, «Народный фронт» готовит собственный проект. И вряд ли он станет поддерживать чужой документ», - полагает Олег Назаренко, глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров.

Неизвестно, успели ли соратники Яценюка приступить к разработке документа. И оставили ли в наследство какие-то наработки новому Кабмину. Зато его фракция в Верховной Раде поддержала другой документ, который также связан с рынком подержанных автомобилей. Правда, никакого отношения к отмене пошлин он не имеет. Его главный цель – создать для автомобильных компаний условия для конкуренции на рынке вторичных продаж автомобилей.

БПП, «Народный фронт», «Самопомощь», «Видродження» и партия Ляшко, поддержалипринятие закона, который существенно упрощает продажу подержанных автомобилей через автосалоны. В первую очередь от этого выиграют компании, продающие недорогие автомобили, в частности «Лады», по-прежнему занимающие существенную долю рынка вторичных продаж – 16% по итогам 2015 года (данные онлайн-базара «Авториа»).

А это значит, что новые правила игры, прежде всего, помогут заработать гигантам автомобильного бизнеса Украины – «Укравто», «Богдан» и «АИС» - крупнейшим дилерам «АвтоВАЗа». Все три компании имеют производственные мощности. Их собственники активно лоббировали интересы отечественного автопрома в виде дополнительных пошлин на импортные авто. Но ни один из производителей так и не смог воспользоваться выбитыми преференциями. Теперь же автокорпорации олигархов взялись осваивать рынок подержанных машин.

Структура рынка авто с пробегом в Украине

По данным продаж на «АвтоРиа» в 2015 году

Что изменилось

Формально украинские автосалоны продают подержанные автомобили уже давно. Но по факту через дилерские предприятия проходили единичные сделки. Причина – система налогообложения.

При перепродаже автомобиля нужно было заплатить налог на добавленную стоимость – 20% от суммы сделки. «Частники» легко минимизировали эти затраты, указав в справке-счет заниженную стоимость автомобиля. Компании же подобными ухищрениями пользоваться не могли. Поэтому автомобили у них были дороже, а пользоваться их услугами желающих практически не было.

Но теперь ситуация должна измениться. Верховная Рада приняла закон, который меняет принцип начисления НДС. Налог будут собирать не с общей суммы сделки, а только с комиссии, которую салон берет за перепродажу. Например, если дилер покупает подержанный автомобиль за $1000, а перепродает на 100 долларов дороже, то по новому закону, он заплатит НДС только со $100, которые заработал на перепродаже.

Почему приняли только сейчас

Автомобильные компании давно добивались пересмотра вопроса с НДС. По инициативе автомобилистов в парламент не раз попадали проекты законов, которые фактически предлагали сделать то же самое, что предусмотрено принятым документом – начислять налог только на комиссию салона. Но все попытки, изменить законодательство, Верховная Рада рубила на корню.

Последний проект закона, смягчающий требования по НДС, «утонул» в парламентских стенах в 2010 году. Тогда документ даже прошел первое чтение. Но в итоге парламентарии его не приняли. Нельзя сказать, что документ «зарубили». Его просто проигнорировали – большинство депутатов либо не голосовали, либо вовсе отсутствовали. Например, не было в сессионном зале Арсения Яценюка, которому сейчас приписывают либерализацию вторичного авторынка.

«Когда за автомобилями стояли очереди, никому не было дела до подержанных авто», - вспоминает Олег Назаренко.

Но по мере того, как ситуация на автомобильном рынке ухудшалась, отношение к «бэушкам» менялось. В 2011 году продажами бывших в употреблении автомобилей занялась группа компаний «АИС» Дмитрия Святаша, который тогда представлял в парламенте Партию регионов.

Последней из крупных игроков об амбициях на рынке «секонд хенда» объявил «Богдан» Олега Гладковского, бизнес-партнера Петра Порошенко, а ныне первого заместителя секретаря СНБО. В ноябре 2014 года корпорация заявила о том, что намерена выделить в отдельный бизнес перепродажу подержанных автомобилей. А в разработке проекта закона по НДС даже принял участие близкий друг президента Игорь Кононенко – народный депутат от «Блока Петра Порошенко» указан среди авторов проекта закона.

Почему взялись за подержанные авто

За последние несколько лет украинский автопром практически перестал подавать признаки жизни. «Богдан» и «АИС» прекратили сборку легковых автомобилей «до лучших времен». Запорожский автозавод теперь выпускает меньше автомобилей, чем Rolls-Royce – в I квартале 2016 года, по данным «Укравтопрома», с конвейера ЗАЗа выехало всего четыре автомобиля. Пока еще на плаву держится разве что завод «Еврокар», собирающий автомобили Skoda.

Остановка предприятий – следствие низких продаж новых авто. За последние семь лет авторынок Украины сократился более чем в 13 раз. Так если в 2008-м было продано 623 000 авто, то в 2015-м – всего 46 546 новых машин.

А вот ситуация с продажами автомобилей подержанных выглядит куда оптимистичнее. Так, по оценкам «Богдана», в Украине продается около 300 000 подержанных авто в год. А в ближайшие несколько лет рынок и вовсе может вырасти до 700 000.

До 2016-го 95% сделок по перепродаже авто проходило мимо дилеров: либо напрямую продавец-покупатель, либо через посредников. Но в этом году дилеры, скорее всего, уже начнут отвоевывать рынок у перекупщиков.

Виталий Ермаков, «Главком»


Теги статьи: АвтоПошлиныАвторынок

Дата и время 15 апреля 2016 г., 20:30     Просмотры Просмотров: 1974
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Маломуж не смог объяснить в прямом эфире, откуда у него роскошный "Кадиллак эскалейд"
В Украине появился редкий суперкар Ferrari
Заберут субсидию: как легализация ’’еврономеров’’ ударит по их владельцам

В полиции опровергли слухи по поводу работы радара TruCam
В Николаеве раскрыта крупная схема мошенничества на продаже автомобилей
Украинский авторынок переживает смену приоритетов: водители сделали свой выбор

Стало известно, чем владеет глава Центризбиркома Татьяна Слипачук
Где в Украине отложили появление радаров на дорогах
Стало известно, почему Насиров подписывал рассрочки партнеру Порошенко

Израиль анонсировал полный переход на электромобили
Сотруднице Коцюбинского поселкового совета сожгли две машины
Побутовий газ, сірка, вода і навіть металева стружка: що заливають сьогодні в баки наші водії

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Кто виноват во взрывах на оружейных складах?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.07624