Топ-менеджеры "Киевпасстранса" на грани расплаты за коррупционную реконструкцию трамвайной линии


В ближайшее время Высший антикоррупционный суд может поставить точку по делу о хищении средств бюджета Киева при реконструкции трамвайной линии от ул. Милославской до Дарницкого железнодорожного вокзала. Речь идет об обвинительном акте по и.о. заместителя гендиректора "Киевпасстранс" Павла Кирилюка (на коллаже направо) и эксруководителя одной из дирекций данного КП Юрия Курбаля (на коллаже слева). Обоим инкриминируют нанесение ущерба столичной общине на сумму 13,2 млн гривен (16% от суммы договора) и в случае признания этих лиц виновными, им придется вернуть данные средства в городской бюджет. Что интересно, в конце весны 2023 Юрий Курбаль уже получил обвинительный приговор за другие свои "грехи". Ему был назначен 1 год "условного срока" в рамках истории по предоставлению "отката" директору компании-подрядчику за то, что тот привлечет "правильного" субподрядчика при реконструкции трамвайной "ветки" с Борщаговки на Отрадный.

Как стало известно , в ближайшее время на рассмотрение ВАКС должен поступить обвинительный акт по и.о. заместителя генерального директора КП "Киевпасстранс" Павла Кирилюка и эксдиректора "Дирекции по строительству и содержанию объектов транспорта и вспомогательной инфраструктуры" (далее - "Дирекция") этого же предприятия Юрия Курбаля.

Им обоим инкриминируется совершение преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 191 (расход имущества путем злоупотребления служебным положением, совершенное в особо крупных размерах или организованной группой) и ч. 2 ст. 28 и ч. 2 ст. 366 (служебный подлог, повлекший тяжкие последствия и совершенный по предварительному сговору группой лиц) Уголовного кодекса (УК) Украины. Максимальное наказание за указанные нарушения – до двенадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Досудебное расследование по этим лицам проводилось в рамках уголовного производства №22021101110000171, которое было открыто Деснянским управлением Нацполиции 12 сентября 2021 года. Но в дальнейшем, в рамках подготовки обвинительного акта к направлению в суд, материалы по этим фигурантам были выделены в новое уголовное производство – под №72022000120000003 от 3 июня 2022 года.

Отметим, что сначала соответствующий обвинительный акт был направлен столичной прокуратурой в Шевченковский районный суд Киева. Впрочем, 13 сентября 2023 года судья Татьяна Овсепян решила "переадресовать" эти материалы в Киевский апелляционный суд для дальнейшего изменения подсудности. В дальнейшем, согласно существующей процедуре, они по цепочке через Кассационный уголовный суд должны оказаться в ВАКС.

Дело в том, что "обычные" городские суды не могут рассматривать такие "серьезные" дела. Сумма нанесенного ущерба, инкриминируемая обвиняемым, составляет 13,2 млн гривен, что в две тысячи и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Что интересно, в рамках этого производства прокуратура также заявила гражданский иск о возмещении обвиняемыми этих убытков – то есть, если данные лица признаются виновными, им придется выплатить городскому бюджету денежные средства на вышеуказанную сумму.

За что будут судить

23 октября 2020 между КП "Киевпасстранс" и ООО "Энергоспецремонт" был заключен договор на реконструкцию трамвайной линии от ул. Милославской до Дарницкого железнодорожного вокзала в Деснянском районе столицы. Подписывал упомянутое соглашение Павел Кирилюк. Стоимость этих работ должна была составить 97,6 млн. гривен, но в декабре того же года стороны согласовали уменьшение этой суммы до 82 млн. гривен. Согласно соглашению работы должны были завершить до 31 декабря 2020 года. Как информировала тогда КВ, это был первый договор по ряду запланированных. Завершить реконструкцию указанной трамвайной линии планировали в 2022 году. Ее полную стоимость в КГГА на начало 2020 года оценивали в 517 млн. гривен, а в начале ноября того же года увеличили в 1,74 раза – до 898,73 млн. гривен.

В конце концов, по данным системы Prozorro, ООО "Энергоспецремонт" получило от "Киевпасстранса" 81,8 млн гривен. При этом следователи установили, что при реализации указанного договора были растрачены денежные средства на сумму 13,2 млн. гривен. В судебных постановлениях по этому производству не уточняется, каков был механизм этого "распила", но можно предположить, что традиционно речь идет о завышении стоимости необходимых для реконструкции стройматериалов и стоимости самих работ. Также в этих материалах не говорится, из-за чего к ответственности должен быть привлечен Юрий Курбаль. Но, очевидно, именно на возглавляемое им подразделение "Киевпасстранса" возложены обязательства по контролю за разного рода ремонтными работами и реконструкциями.

Вместе с тем в судебных постановлениях сообщается, что обвинительный приговор может получить и директор ООО "Энергоспецремонт", которого будут судить в рамках другого производства. Однако пока материалы по подозрению или обвинению этого лица отсутствуют в открытом доступе, а потому установить, что именно инкриминируется руководителю компании-подрядчика, достаточно проблематично.

Следует отметить, что ранее в рамках "начального" уголовного производства правоохранители также изучали факты возможных нарушений при I и II очередях реконструкции и строительства трамвайной линии от ул. Гната Юры в ЗАО "Кислородный завод", заказчиком которых выступало все то же КП "Киевпасстранс". Подрядчиком этих работ выступало ООО "Реммонтаж-Строй", а их стоимость по соответствующему договору от 28 августа 2021 года оценивалась в 396,9 млн гривен.

В ходе следствия было установлено , что вышеупомянутый Юрий Курбаль "посодействовал" тому, чтобы директор ООО "Реммонтаж-Строй" получил неправомерную выгоду в размере 606 тыс. гривен от представителей ООО "Стройком-Нико". За эти деньги должностное лицо компании-подрядчика должно было привлечь последнюю ООО к выполнению вышеупомянутых работ в качестве субподрядчика. Указанная сумма – это 10% стоимости части реконструкции по нескольким актам передачи работ. При этом правоохранители установили, что совершать это преступление указанному должностному лицу помогал еще ряд лиц, в том числе – один из его подчиненных по "Дирекции". По убеждению следователей, таким образом, Курбаль и его сообщники действовали в интересах компаний-субподрядчиков. При этом во время обысков на рабочем месте Юрия Курбаля правоохранители обнаружили ручную осколочную гранату Ф-1.

23 мая 2023 года Подольский районный суд Киева признал эксруководителя "Дирекции" в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 368-3 (коммерческий подкуп должностного лица, совершенный по предварительному сговору группой лиц) ч. 1 ст. 263 УК Украины (приобретение и хранение боевых припасов без предусмотренного законом разрешения). Соответствующим приговором Юрию Курбалю было предусмотрено наказание в виде 3 лет лишения свободы, которое было заменено на 1 год испытательного (условного) срока.

Чем известны фигуранты

По данным аналитической системы Youcontrol , ООО "Энергоспецремонт" было основано в Киеве в ноябре 2002 года. С осени 2020 года учредителем, конечным бенефициаром и руководителем этой компании указан житель города Кременчуг Полтавской области Александр Гузырь.

Столичное ООО "Реммонтаж-Строй" было зарегистрировано в декабре 2018 года. Его руководителем, основателем и конечным бенефициаром является житель села Щербаки Кременчугского района Полтавской области Игорь Моисеев.

Обе указанные компании являются постоянными подрядчиками "Киевпасстранса" - всего между этими ООО и КП было заключено 11 договоров на общую сумму более 1,4 млрд гривен. В частности, "Энергоспецремонт" имеет в своем активе 7 соглашений на сумму 303,7 млн гривен, а "Реммонтаж-Строй" - 4 соглашения на сумму 1,16 млрд гривен. При этом данные ООО сотрудничали в качестве подрядчиков только с "Киевпасстрансом".

Как ранее сообщала , "Киевпасстранс" по несколько раз в год фигурирует в "криминальных хрониках" из-за вероятных "бюджетных распилов".

В частности, еще в декабре 2019 Нацполиция начала следствие по факту возможных растрат и присвоения бюджетных средств при вышеупомянутой реконструкции трамвайной линии от ул. Гната Юры в ЗАО "Кислородный завод". Правоохранители предполагали, что в 2017-2019 годах на этих работах, которые выполнялись в рамках нескольких договоров подряда, было "распилено" около 100 млн. из 300 млн. гривен.

Служба безопасности Украины (СБУ) тоже с сентября 2020 года расследовала факты возможного хищения средств руководством КП Киевпастранс. Предварительно речь шла о сотрудничестве этого предприятия как минимум с 8 компаниями, которым коммунальные "транспортники" за последние три с половиной года перечислили около 406 млн гривен. Среди таких – ООО “СК “Адамант”, ранее связываемое с одиозным Максимом Микитасем. Эта компания, кстати, была одним из субподрядчиков строительства Подольско-Воскресенского мостоперехода – использование бюджетных средств при проведении этих работ неоднократно обращало внимание правоохранительных органов.

Впрочем, в результате оба расследования "заглохли", и ни один из возможных фигурантов так и не получил обвинительного приговора.

Отметим, в открытых источниках отсутствует информация о трудовых карьерах Павла Кирилюка и Юрия Курбаля. Впрочем, некоторые данные по их роли в деятельности "Киевпасстранса" все же можно найти.

Так, первого СМИ упоминают как заместителя гендиректора этого КП, начиная с 2016-2017 годов. При этом украинские медиа неоднократно называли Кирилюка "смотрящим за Киевпастрансом", приписывая ему получение доходов из "черной кассы" предприятия, формируемого из разных закупок. Также в конце 2021 года в открытых источниках "гуляла" информация , что Павла Кирилюка могут повысить до генерального директора КП "Киевпасстранс", но в результате он остался на своем посту.

В свою очередь Юрий Курбаль, по данным аналитической системы Youcontrol, возглавил "Дирекцию" в 2015 году. Но в вышеупомянутом обвинительном приговоре он уже упоминается как "временно неработающий".

Его персона также достаточно скандальна. Ранее СМИ неоднократно сообщали о том, что в тендерах, проводимых КП “Киевпасстранс”, выигрывают компании, связанные с дядей Юрия Курбаля – Виктором Рафальским. В частности, речь шла о ООО "Архитектурно-реставрационное предприятие "София" (осуществляло проектирование различных работ) и ООО "КП Спецавтоматика" (еще один из подрядчиков строительства трамвайной ветки от ул. Гната Юры до "Кислородного завода"). При этом Юрий Курбаль сообщал журналистам, что со своим дядей, мол, не общается.

КП "Киевпасстранс" с 30 августа 2016 года возглавляет Дмитрий Левченко . Данное предприятие подчинено Департаменту транспортной инфраструктуры Киевской горгосадминистрации (КГГА), которым с 1 сентября 2021 года руководит Руслан Кандибор . Деятельность этого структурного подразделения с 9 ноября 2021 лично контролирует глава столицы Виталий Кличко .


Теги статьи: Рафальский ВикторКличкоКличко ВиталийКандибор РусланЛевченко ДмитрийМоисеев ИгорьГузырь АлександрООО Стройком-НикоООО Реммонтаж-стройреконструкціяРеконструкцияЭнергоспецремонтОвсепян ТатьянаущербКурбаль ЮрийКирилюк ПавелКП КиевпастрансКоррупцияКорупціяКиевКиївВАКС
Последние новости