Печально, что инфоповодом интереса к теме подростков и суицида снова стали случаи в Киеве, где с начала октября произошла серия самоубийств подростков.
Мне грустно от того, что даже война не стала катализатором, чтобы взрослые относились к подросткам и серьезно воспринимали их трудности. Мы (присоединюсь ко всем взрослым) так хотим уберечь их от плохого, что забываем рассказать правду; прячем от них свои слезы; быстро указываем их дальнейший путь, не спросив их мнения; пренебрегаем их нынешними переживаниями, потому что сами уже научены проходить через них, или просто обесцениваем, говоря, что эта проблема — всего на 1,5 балла из будущих взрослых проблем.
Все это делаем мы, заботливые родители. И при этом сами стесняемся просить помощи у близких, обратиться к специалисту, не жалуемся, не отдыхаем и часто живем решением бытовых задач. Которые действительно важные и стратегические. Однако с пробелами в поддержке и построении отношений в настоящем.
Чисто ли родители виноваты в том, что дети уходят из жизни по собственному желанию? Нет.
Несут ли они ответственность? Да.
Есть много факторов, которые влияют на психическое здоровье детей и формируют представление о мире.
Наши дети (до 18 лет) страдают от разного вида насилия со стороны сверстников и взрослых (буллинг, унизительные слова, игнорирование личного пространства, высмеивание, финансовые упреки, сексуальное притязание, получение затыльника и т.п.), с которым часто остаются наедине. Ибо «не говори глупостей», «вот в моем возрасте», «сам виноват», «а я тебе сто раз говорила», «ну, все через это проходили, ты ведь не особенный».
Через разные источники информации детям транслируется определенное видение мира и себя, часто не совпадающее с реальностью. Это несет чувство недовольства собой и недоверия ко всему ранее услышанному от родителей. А отсортировать самостоятельно информацию на полезную и бесполезную они еще не могут из-за возрастных ограничений.
Изменения в физиологическом развитии так стремительны, а гормоны такие бурные, что подростки становятся чувствительными, раздражительными и непонятными даже для себя. Особенно для себя.
Война. Впечатление, что она становится обыденностью и все должны забыть о ее последствиях, которые хорошо подытожила Джоана Санта Барбара в своей статье о влиянии войны на детей.
— увеличение детской смертности из-за попадания под обстрелы (а это чьи-то друзья, одноклассники, соседи);
- полученные ранения;
— приобретение инвалидности и невозможность получить своевременное лечение;
- болезни, ведь ухудшаются условия проживания и питания (пребывание в хроническом стрессе также не идет на пользу);
— изнасилование и рост детской проституции (как следствие — инфекционные заболевания и психологические последствия);
- психологические травмы детей (как от непосредственного опыта психотравмирующих событий, так и когда они узнают о них от других);
— изменения в построении ценностных ориентаций, ведь дети рано познали опасный и несправедливый мир и часто вынуждены позаботиться о своем выживании в нем;
— потеря ребенком не только своей семьи, но и своей общины и культуры, в которой рос;
— включенность ребенка в войну (вспомним тех детей, которые были убиты за их активную позицию).
Теорий и моделей суицидального поведения много. Однако и без них видно, что дети сталкиваются со многими ситуациями, с которыми им трудно справиться. И я еще даже не вспомнила о наркотиках, рискованном поведении и преступной компании.
Подростков часто считают взрослыми только потому, что они могут обслуживать себя в бытовом плане, ошибочно думая, что они только финансово не могут себя обеспечить за неимением знаний.
Независимо от того, в каких условиях проживает ребенок, по детской модели пирамиды потребностей, основными потребностями каждой из них являются:
— базовые физиологические потребности и безопасности, включая потребности в жилье и пище;
- потребность в безопасности и защите;
— потребность в непрерывности ухода со стороны близкого человека;
– потребность в школьном образовании и возможностях для развития и процветания.
Опыт, с которым сталкиваются дети на войны, противоречит тому, как должно быть. И мы должны это учитывать.
Что могут сделать взрослые для ребенка в контексте суицида?
1. Быть осведомленными об индикаторах суицидального поведения и путях помощи.
2. Не бояться задавать откровенные вопросы ребенку по поводу его желания уйти из жизни и обращаться за профессиональной помощью.
3. Разговаривать после попыток самоубийства, самоповреждающего поведения или опубликованного в СМИ случая о суициде.
Самоубийство — это когда подросток намеренно влечет за собой смерть.
Суицидальные мысли – это когда у подростка возникают мысли о желании умереть.
Суицидальное поведение — это когда подросток сосредоточен на поступках, вызывающих его собственную смерть.
Признаки того, что подросток намерен это сделать:
— говорит, что лучше его здесь не было, или считает, что без него станет легче;
- отсутствие желаний, безразличие к будущему;
- изменения в поведении, питании и сне;
— перестал ухаживать за собой;
- прощается с любимыми вещами;
— безразличие к любимым увлечениям, друзьям;
- отсутствие реакции на похвалу;
— определенные действия/публикации в соцсети, свидетельствующие об отчаянии, ощущении изоляции;
— имеет рискованное поведение (перебег на красный свет, игры с ножом, употребление алко- или нарковеществ, сексуальная неразборчивость, прогулки ночью, агрессивное/дерзкое поведение к тем, кто явно может дать отпор и т.д.).
!Обратите внимание: возраст, с которого дети имеют суицидальное поведение, снизился до десяти лет.
!!Самоповреждающее поведение (порезы, угрозы себя убить) может привести к завершенному суициду. Отнеситесь к этому серьезно и примите как сигнал вмешаться, а не как демонстративное поведение.
Желание умереть может быть симптомом психического заболевания, например депрессии.
Если у вас есть сомнения относительно намерений, задайте эти вопросы.
Проговорите их вслух прямо сейчас!
— Намерен ли ты совершить суицид?
— У тебя есть план (если ответ «да»)?
— Обращался ли ты за помощью? Мы найдем ее вместе.
Лечение. В зависимости от степени тяжести:
- собственная терапия с психотерапевтом (не с психологом) с привлечением родных;
- медикаментозное лечение, которое назначает врач-психиатр;
– стационарное лечение в психиатрической клинике. Оно нужно для подбора ребенку правильной дозировки препаратов и для профессионального круглосуточного наблюдения, пока угроза жизни и здоровью пройдет.
Все лечение конфиденциально. Итак, вы точно не испортите жизнь ребенку наблюдением у психиатра, а спасете ему жизнь.
Если подросток знал кого-то, кто совершил самоубийство, поддержите его. Скажите, что готовы в любое время послушать его размышления об этом, его эмоции, ответить на вопросы и поискать при необходимости помощь для него. Вы можете сопровождать его на процесс захоронения или проститься своим способом. Также вы можете сказать: «Жаль, что никто не оказался рядом с ребенком». И спросить: «К кому обратишься ты, если почувствуешь себя сильно одиноким и в отчаянии?».
Повесьте на видном месте номер Национальной горячей линии для детей и молодежи . Вы можете также позвонить и спросить совета, если подозреваете у кого-либо намерения, но не знаете, что делать.
Горячая линия: 116 111
Горячая линия: 0 800 500 225
Telegram: @CHL116111
Instragram: @childhotline_ru
Facebook: childhotline.ukraine
Каждый должен знать, что даже в сплошной тьме, в которой он не видит ничего, есть рука помощи.