Беларусь&Казахстан. Информационная стратегия кремлевских сателлитов

Читати українською
Беларусь&Казахстан. Информационная стратегия кремлевских сателлитов
Беларусь&Казахстан. Информационная стратегия кремлевских сателлитов

Информационная агрессия России стала одной из самых популярных тем в контексте аннексии Крыма и необъявленной войны на востоке Украины. В этой связи в печати появилось много материала о российских информационных спецслужбах и проводимых ими мероприятиях на информационном поле Украины.

Вместе с тем, Россия пытается позиционировать себя не только как сторона информационного противостояния, но и как лидер на постсоветском пространстве. Пытаясь воссоздать аналог Советского Союза, Москва стремится притянуть к себе постсоветские государства, и находится в центре такой политической системы.

Создается некий «пояс» стран-сателлитов.

Амбиции России уже реализованы в создании организаций СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, где она является безусловным лидером среди «притянутых» туда государств.

При этом, закрытой темой для общества остается проблема информационного доминирования России на постсоветском пространстве. В этой связи, наибольший интерес вызывают модели построения систем информационной безопасности стран-сателлитов России – Беларуси и Казахстана.

Следует сделать акцент на том, что после распада СССР эти два государства пожелали остаться близкими к политике России. Ну а Москва, в свою очередь, сумела приковать к себе Минск и Астану не только политическими и экономическими цепями, но и заключить эти страны в собственное информационное пространство.

 

Беларусь

Информационная политика Беларуси формировалась более десяти лет. Впервые президент А.Лукашенко всерьез задумался о государственной системе информационной безопасности после проигранной «нефтегазовой» войны» 2003-2004 гг. за право «Газпрома» контролировать «Белтрансгаз». Тогда, в 2003 г. рейтинг А. Лукашенко упал до исторического минимума – 29 %. Буквально за год положение удалось поправить: благодаря выборной кампании 2005 г. доверие к белорусскому лидеру возросло до 47,3 %.

К следующей информационной «сахарной» войне 2006 г. белорусское медийное пространство уже было подготовлено лучше и допустило незначительную «просадку» рейтинга с 55 %. до 46 %.

Итоги российских информационных провокаций заставили Беларусь бороться с российским присутствием на своем информационном поле. Но, к сожалению, только административными методами. Однако, цензура новостей, закрытие изданий или ограничение доступа к сайтам не гарантируют информационной безопасности. Тем более, нахождение Беларуси в политической и экономической зависимости от России позволяло последней определять правила игры в информационном пространстве, считая себя там хозяином.

Очень похоже, что Беларусь строила государственную информационную политику по рекомендациям Кремля, главная цель которого создать систему информационной безопасности, нацеленную исключительно на внутреннюю аудиторию.

Поэтому-то белорусская модель построения системы информационной безопасности кажется примитивной и основывается в большей степени на деятельности проправительственых источников массовой информации. Они «назначаются» правительством и поддерживаются из государственного бюджета.

К примеру, в декабре 2014 г. правительство Беларуси утвердило перечень из 26 печатных средств массовой информации, которым в 2015 г. будет оказывается финансирование из республиканской казны. В этот перечень вошли журналы «Алеся», «Бярозка», «Нёман», газеты «Рэспубліка», «Советская Белоруссия», «Белорусская нива», и другие.

Бюджетом-2015 выделено 70,2 млрд. рублей (4,5 млн. долл.) на проправительственную периодическую печать. Они направляются на поддержку редакций государственных периодических изданий, на издание «социально значимой литературы» и др. Всего на финансирование госСМИ в бюджете выделено 804,2 млрд рублей (52 млн. долл.). При этом, на телевидение и радиовещание предусмотрено потратить 653,7 млрд. рублей (43 млн. долл.). По сравнению с прошлым годом, информационная сфера Беларуси получила финансирования больше в 1,2 раза.  

Однако, не все СМИ получают финансовую поддержку государства. Характерной особенностью медийной сферы Беларуси является 2/3 частной формы собственности. Поэтому государство все время пытается найти способ взаимодействия правительства с «вольными» СМИ. А поскольку правовое поле в Беларуси в вопросах информационной политики государства не совершенно, правительство страны прибегает к практике запретов. Так, во второй половине прошлого года несколько раз блокировались интернет-сайты «Салідарнасць» (gazetaby.com), «Хартия’97» (charter97.org), «Белорусский партизан» (belaruspartisan.org). «Завтра твоей страны» (zautra.by), БелаПАН (belapan.com). Подобный «государственный рычаг» не вызывает одобрений у тысяч потребителей информации как в самой стране, так и за рубежом.

Министр информации Беларуси Лилия Ананич периодически собирает главных редакторов негосударственных изданий и в настоятельном тоне рекомендует «формировать редакционную политику средств массовой информации, исходя из безусловного соблюдения государственных приоритетов РБ». На одной из подобных встреч в конце 2014 г., Ананич конкретизировала свои «рекомендации», что в случае публикации материалов, противоречащих требованиям законодательства и национальным интересам, министерством информации «будут незамедлительно приниматься меры, направленные на защиту государственных и общественных интересов в сфере СМИ».

Одни словом, информационная политика Республики Беларусь отдаленно напоминает систему с ручным управлением, которой руководство страны пытается придать внешние черты свободы слова. По всей видимости, эта модель государственной информационной политики требует скорейшей правовой модернизации, а в противном случае она со временем может трансформироваться в комплекс информационных угроз для национальной безопасности Беларуси.

 

Казахстан

Информационная политика Республики Казахстан построена по кальке Белорусской модели. Это лишний раз подтверждает, что обе системы созданы и управляются из единого центра – Кремля. При этом, в казахстанской медийной сфере преобладают русскоязычные  СМИ (больше 60 %), хотя законодательством страны дозволено присутствие иностранных СМИ в языковой пропорции 50 % х 50 %.

В прессе распространено мнение, что информационная безопасность в Казахстане недалеко ушла от уровня каменного века. Безусловно, это обидный тезис, хотя доля правды в этом присутствует.

Принцип достижения эффекта в казахстанской системе информационной безопасности аналогичен с белорусской – из государственного бюджета выделяются средства для финансирования определенных средств массовой информации.

Так, в 2013 г. руководство Казахстана потратило 26,7 млрд. тенге на формирование лояльности к себе в СМИ. Это примерно 143 млн. долл. США. Из них больше 25 млрд. тенге (135 млн. долл.) распределялись между двумя главными телеканалами страны – «Казахстаном» и «Хабаром».

Идущая третьей в списке газета «Егемен Казахстан» в 2013 году получила 380 млн. тенге (2 млн. долл.).

«Государственные заказы», а так в Казахстане называется сотрудничество с прессой, получают почти все крупнейшие газеты страны — «Мегаполис», «Экспресс-К», «Литер», «Время», «Новое поколение», «Курсив» и другие. Для поддержки молодежной политики в финансируемом государством списке также присутствуют сайт  voxpopuli.kz  и блог-платформа yvision.kz.

Интересная деталь – в 2014 г. казахстанский бюджет выделил 40 млрд. тенге (216 млн. долл.), что в 1,8 раза больше, чем в предыдущем году. Но, на 2015 год расходы государственную информационную политику в открытых источниках пока не встречались.

При таком построении системы информационной безопасности, никто не скрывает, что 90% СМИ в стране спонсируются правительством. Власти Казахстана практически «скупили» все СМИ, и построили, таким образом, систему государственной пропаганды.

Однако, эффективность такой системы можно ставить под сомнение. В стране доминирует российский сектор массовой информации. Информационное поле Казахстана пересыщено российскими печатными изданиями, радио и телевизионными каналами.

К примеру, российский телеканал «ОРТ» смело лидирует в рейтинге телевизионного информационного сегмента Казахстана.

По мнению медиаэкспертов, национальный информационный продукт существенно уступает российскому контенту по доступности и содержательности. Поэтому, одной из главных проблем в государстве есть вытеснение национальных медиа русскоязычными аналогами.

Кроме этого, на протяжении двадцати лет информационная политика руководства страны была направлена на искоренение сепаратизма в обществе путем поиска рецептов в Москве. Это открыло все двери для доступа российских СМИ в казахстанский информационный поток. С конца 1990 гг. мединый сегмент России основательно обосновался в стране-сателлите и стал участвовать в формировании национального мнения у аудитории Казахстана.

При этом, руководство страны упустило из виду идеологическую и религиозную грани. С 1994 г. в стране примерно в 2,5 раза усилились религиозные влияния, а на передний план в обществе вышла семейная клановость, что всегда было свойственно для стран востока.

Вместе с тем, ситуация со свободой слова обстоит примерно так же, как и в Беларуси. Например, в новом уголовном кодексе, вступившем в силу с 1 января 2015 г.уголовными деяниями считается «распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка и причинения вреда правам и законным интересам граждан, организаций или государства» – лишение свободы до 10 лет. Иными словами, практически все журналисты и средства массовой информации «попали под колпак». Более того, простые граждане стали побаиваться свободно высказывать собственное мнение. Система информационной безопасности больше стала напоминать информационную диктатуру. По сути дела, новый уголовный кодекс Казахстана – это поиск «рычага государственного влияния» на позицию независимых мнений.

***

Таким образом, системы информационной безопасности Беларуси и Казахстана имеют практически одинаковые построения. В основу моделей положен принцип создания проправительственного сообщества средств массовой информации, задача которого поддерживать рейтинг руководителей государства, освещать события в нужном ключе и своевременно реагировать на происходящие вокруг процессы. Подконтрольные СМИ получают от государств финансовую поддержку.

При этом, государства-сателлиты создают разные предпосылки для ограничения проявлений негосударственных точек зрения в их информационном поле.

Подобные системы информационной безопасности становятся удобными для внешнего контроля со стороны Москвы, что позволяет удерживать аудитории Беларуси и Казахстана в информационной орбите Кремля. Однако со временем эти модели могут стать источником информационных угроз национальной безопасности для этих стран.

 

Вячеслав Гусаров, эксперт Центра военно-политических исследований, группа «ИС»

Дата и время 07 февраля 2015 г., 13:50     Просмотров Просмотров: 4502