Киевский горсовет недавно принял "Программу укрепления институциональной способности местного самоуправления и привлечения общества к принятию решений". На ее реализацию в 2025-2027 годах планируется потратить 255,5 млн. гривен (в том числе 252,5 млн. – из городского бюджета), из которых более 227 миллионов предусмотрено на различные виды поддержки органов самоорганизации населения (ОСН) – оплату ими офисов, коммунальных услуг, зарплат руководителей и юристов.
Очевидно, ОСНы после этого будут более лояльны к действующей власти, однако местное самоуправление, вероятно, от этого совсем не выиграет, и граждане не будут вовлечены в принятие важных решений. По крайней мере, именно так руководство Киева раньше "развивало" местное самоуправление и сотрудничало с активистами – в частности, за десятилетие так и не возобновило деятельность районных советов, и систематически игнорирует петиции киевлян.
Как стало известно , с января следующего года в столице начнет действовать Программа усиления институциональной способности местного самоуправления и привлечения общины к принятию решений в Киеве на 2025-2027 годы.
Она была утверждена Киевсоветом на пленарном заседании, состоявшемся на прошлой неделе, 12 декабря 2024-го. Субъектом представления указанного документа выступил секретарь столичного горсовета Владимир Бондаренко (на коллаже). За принятие соответствующего проекта решения (№08/231-1885/ПР от 6 декабря 2024 г.) проголосовали 67 народных избранников.
Согласно принятому решению, на реализацию указанной программы в течение трех лет планируется потратить 255,5 млн. гривен, в т.ч. 78,7 млн в 2025 году, 86,9 млн – в 2026-м, 89,8 млн – в 2027-м. Большая часть этих финансовых ресурсов – 252,5 должны быть выделены из бюджета Киева, остальные 3 млн городские власти намерены привлечь из других источников.
Больше средств – 189,7 млн гривен, 35,7 млн и 2 млн – руководство столицы планирует направить на финансовую поддержку ОСН, возмещение расходов на их размещение (при условии аренды помещений площадью не более 50 кв.м.) и на осуществление ими капитальных расходов. В рамках этих мероприятий органы самоорганизации населения будут получать из городского бюджета финансовые ресурсы на оплату арендной платы своих офисов, коммунальных и эксплуатационных услуг, уборку, приобретение оргтехники, заработной платы руководителей и секретарей, оплату услуг юрисконсультов и т.д.
Данным решением горсовет также утвердил порядок использования средств данной программы органами самоорганизации населения – то есть, алгоритм действий, которые должны осуществить ОСН для получения средств из городского бюджета. Согласно ему, эти органы должны предоставлять в секретариат горсовета соответствующие письма с просьбой оказать финансовую поддержку. При этом ОСН должны отчитываться об использовании этих средств перед общиной, а перед депутатами Киевсовета по этому вопросу должен отчитываться секретариат горсовета.
Кроме того, 7,2 млн. столичное руководство "расписало" на обеспечение деятельности Образовательного центра Киевсовета. Речь идет о проекте горсовета, который должен обеспечить надежную и современную площадку коммуникации с целью усиления роли молодежи, женщин и внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в процессе принятия решений и реализации инициатив в столице (он был презентован властями Киева в октябре 2024 года, реализуется совместно с Офисом Совета Европы).
Еще 15,4 млн. предусмотрено на обеспечение проведения городского конкурса проектов и программ развития местного самоуправления, 2,1 млн. – на проведение учебно-просветительских мероприятий по деятельности Киевсовета и его органов, а также привлечение молодежи к принятию решений на местном уровне, 1,8 млн – на выплату ежемесячной стипендии отобранным участникам программы, стажировке студентов и молодежи в горсовете в размере двух прожиточных минимумов и т.п.
Задекларированной целью принятия данного решения является создание условий для самоорганизации населения, совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления с ОСН Киева и институтами гражданского общества, укрепление организационно-правовых и финансово-экономических основ местного самоуправления, создание благоприятных условий для участия горожан и горожан в решении вопросов местного значение”. Разработчиком и ответственным исполнителем программы является секретариат Киевсовета, соисполнителями – столичные ОСН.
Во время обсуждения этого вопроса в сессионном зале секретарь Киевсовета Владимир Бондаренко отметил, что эта программа фактически временная, и в дальнейшем планируется подготовка и утверждение "полноценного документа", в рамках которого будет финансироваться деятельность ОСН.
Впрочем, депутат горсовета Евгения Кулеба (фракция "Слуга народа") выразила сомнения в том, что и утвержденная программа будет реализована. “У меня к этим нашим стратегическим документам только один вопрос. Это очень красивые картинки, Совет Европы помогает. Но затем они не выполняются в 99,9% случаев”, – подчеркнула Евгения Кулеба.
Об ОСН, местном самоуправлении и участии общественности
Отметим, что ОСН является средним между представительным органом местного самоуправления и общественным объединением. Их деятельность регламентирована соответствующим Законом Украины, принятым Верховной Радой в 2001 году, но де-факто такие органы в нашем государстве функционируют еще с начала прошлого века – когда в городах начали создаваться домовые, уличные, квартальные и другие комитеты, прототипы ОСН.
При этом органы самоорганизации населения не наделены функциями по решению тех или иных вопросов отдельных домов или кварталов - фактически они являются лишь "мостиком" между жителями и властью, в том числе депутатами тех округов, на территории которых они были созданы. То есть, ОСН "собирают" определенные проблемы, после чего обращаются к власти по их решению, нередко также предлагая конкретные способы. Речь идет, в частности, о вопросах хаотической застройки, проблемах с жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) и транспортной инфраструктурой и т.д. Создаются ОСН по инициативе горожан, которые объединяются в определенные группы, но окончательное решение о создании принимаются местными властями – в данном случае Киевсоветом.
Примечательно, что в прошлые годы в соцсетях нередко звучали обвинения в адрес некоторых столичных ОСН по поводу возможного участия в нарушениях избирательных процессов во время местных выборов. Фактически речь шла о создании на их базе "сетей", которые занимались подкупом граждан. Такие заявления объяснялись тем, что ОСН фактически имеют базы данных избирателей (в том числе пенсионеров и лиц с инвалидностью), и эти перечни граждан использовались, в частности, кандидатами в депутаты в корысных целях (в первую очередь действующими народными избранниками, которые имели налаженный связи с этими органами самоорганизации во время своей каденции). Но юридическое подтверждение информация о таких инцидентах не получила.
Как неоднократно сообщала КВ , столичные власти регулярно декларируют намерения по развитию местного самоуправления и усилению участия общественности Киева в принятии важных решений. Но по факту большинство громких инициатив ни к чему не приводят.
Ярким примером может служить давняя история с восстановлением в столице деятельности районных советов, которые были ликвидированы в 2010 году – при мэрстве Леонида Черновецкого и президентстве Викторе Януковиче. Буквально через несколько лет новоизбранный мэр Виталий Кличко пообещал возобновить работу этих органов, таким образом передав некоторые полномочия от Киевсовета и КГГА "на места" - предполагалось снова предоставить райсоветам возможности решать некоторые "мелкие" вопросы жизнедеятельности Киева, чтобы "разгрузить" горсовет от рассмотрения сотен проектов решений и “сконцентрировать в ее руках стратегическое управление столицей”.
В 2015 году горсовет даже согласовал создание райсоветов "на бумаге". Но никакого результата это решение не имело, ведь по разным причинам, в том числе из-за судебных исков по этой инициативе со стороны некоторых активистов и отсутствия разработанного городскими властями перечня компетенций райсоветов, фактически данный процесс снова был заморожен.
После этого на Крещатике, 36 почти ежегодно обсуждалась ситуация вокруг данного вопроса, но долгое время это было обычное “переливание из пустого в пустое” – регистрировались разные проекты решений, создавались рабочие группы и т.д. Параллельно с этим оппозиционные депутаты Киевсовета и общественные активисты постоянно обвиняли Виталия Кличко и его ближайшую свиту в том, что они не желают "делиться властью". Настоящий "прорыв" произошел только в феврале 2022 года, за три недели до начала полномасштабной войны. Тогда Киевсовет принял сразу три более или менее практических и наполненных содержанием решения, направленные на возвращение киевлянам районных советов.
В частности, депутатский корпус "признал целесообразным" образование таких представительных органов членов территориального общества, создал подготовительную группу по вопросам определения численности райсоветов и их полномочий, а также согласовал создание при Киевской горгосадминистрации (КГГА) 10 департаментов, которые должны фактически стать исполнительными комитетами районных советов на тот период, пока районные в Киеве государственные администрации (РГА) передадут вновь созданным советам всю документацию, материально-техническую базу и все коммунальное имущество, которое находится в их сфере управления.
Представители фракции "Слуга народа" пытались обжаловать некоторые из этих решений в судебном порядке, но успехов не имели. Впрочем, даже несмотря на это, почти за три года с момента принятия указанных решений столичные власти ничего не сделали, чтобы ее обещания были воплощены в жизнь - полномочия райсоветов не были утверждены, "районные" департаменты при КГГА не были созданы и т.д.
Не менее проблематичен и вопрос взаимодействия городских властей с общественностью. К примеру, еще в 2016 году столичное руководство по специальному порядку начало выделять общественным организациям (ГО) средства из бюджета Киева на реализацию их проектов. Но в дальнейшем ряд активистов и депутатов Киевсовета начали жаловаться на то, что власти города направляют средства на такие цели по непонятной процедуре, без четкой отчетности использования финансовых ресурсов и тому подобное. Также общественность и депутатский корпус горсовета обращали внимание, что бюджетные средства получают фактически одни и те же организации, которых насчитывалось около десятка.
В конце концов сначала КГГА и Киевсовету пришлось разработать и утвердить новую редакцию этого алгоритма, а 5 октября 2023-го – и вовсе утвердить новый порядок. На том же пленарном заседании депутатский корпус столичного горсовета также принял Порядок проведения электронных консультаций с общественностью – благодаря ему власти Киева планировали через приложение "Киев цифровой" узнавать мнение киевлян о стратегических направлениях развития столицы. Но в результате это решение так и не было реализовано. Более того – городской голова так его и не подписал.
Кроме того, регулярные скандалы в столице возникают и по поводу реализации петиций в Киевсовет. Такой механизм получения "обратной связи" был внедрен горсоветом еще в 2015 году - он предполагал, что горожане могут зарегистрировать свое обращение по поводу какой-то проблемы на специальном сайте, собрать под ним определенное количество подписей (сначала это было 10 тыс. голосов, но в 2021 году горсовет уменьшил такой минимум до 6 тыс.), после чего такое обращение должно быть "расписано" на рассмотрение соответствующих департаментов КГГА и соответствующие комиссии Киевсовета.
Однако на практике хватало случаев, когда столичная власть фактически "пальцем не пошевелила", чтобы выполнить соответствующие требования, которые, к тому же, уже были надлежащим образом проработаны чиновниками и депутатами. Например, Киевсовет и КГГА еще в 2019 году закрыли глаза по требованию жителей Дарницкого и Днепровского районов вынести за пределы столицы завод "Фанплит" (соответствующая петиция набрала необходимое количество голосов еще в 2017 году). Общественность жаловалась, что соседство с предприятием "вызывает у жителей, особенно детей, болезни, сопровождающиеся приступами кашля, обострением аллергических реакций, головными болями, осложнениями течения ОРВИ и постоянными абструктивными бронхитами", что впоследствии приводит к тяжелым онкологическим заболеваниям
Иван Кулик