АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 22°C
Харьков: 23°C
Днепр: 24°C
Одесса: 23°C
Чернигов: 21°C
Сумы: 22°C
Львов: 12°C
Ужгород: 13°C
Луцк: 12°C
Ровно: 14°C

Журналистка выжила в Изюме и рассказала об ужасах российской оккупации

Читати українською
Журналистка выжила в Изюме и рассказала об ужасах российской оккупации
Журналистка выжила в Изюме и рассказала об ужасах российской оккупации

Тысячи погибших, отравление информационным вакуумом, прессинг пропаганды, засилье чужого и непреодолимая тоска по родному, украинскому. Сложно не только описать, но и понять, какой отпечаток накладывают шесть месяцев жизни в оккупации.

Рассказ журналистки, выжившей в оккупированном Изюме и дождавшейся освободителей для издания "Новости".

Говорят, пока сам не почувствуешь, не осознаешь. И только оставшись здесь, можно было точно узнать, как оно все на самом деле. И после падения в пропасть оккупации вполне почувствовать сладкий эмоциональный подъем – освобождение украинской армией.

Мне в Изюме суждено было почувствовать и осознать.

Украденная весна

Каждый, кто остался в городе, имел на то собственную причину – избежать грабежа и мародерства, нехватку средств для поездки, страх перемещения или неизвестности. Для меня это было нежелание бросать родителей посреди ужаса войны.

Я была свидетелем того, как 6 марта 2022 года Изюм потерял связь с миром. Все новости были либо с кем-то услышанным и несколько искаженным, либо непроверенным, либо просто пропагандой. Некоторым удавалось поймать украинское радио, дозвониться родным на подконтрольных территориях, но это были лишь маленькие обломки правды и осведомленности, которой так не хватало.

Страшная картина – наблюдать, как из построек исчезают национальные символы, а город наводняет военная техника другой страны. Ее солдаты говорят, что меня увольняют, хотя теперь я не могу или не хочу передвигаться по городу.

 eiqrtiqqqidreant

Городской совет в Изюме

И вот идешь разрушенным Изюмом и думаешь, что все это страшный сон. Ведь в памяти так ясно все, что было до 24 февраля.

Всю весну, каждый день думалось, что сегодня что-то изменится, что наконец зайдут ВСУ. Я так много раз прокручивала в голове, как буду радоваться. Потому что мало чему радовалась уже давно. Хоть помечтать.

Иногда такое впечатление, что российские военные принесли продолжение зимы, а не весну, а весны я так и не дождалась тогда, потому что украинским защитникам не удалось прорваться. Не было весны. И вот сидишь в бомбоубежище, в темноте, сырости, страхе, а в голове играет " Холодно " "Океана Эльзы". И холодно больше неизвестности, и никак от того не отогреться. "В тебе я утоплю свою весну".

Лето было каким-то застоем и наполняло опаской, что все это еще надолго. Многие знакомые называли город “чистилищем”. Мы будто уже не живем, просто существуем в сплошном "дне сурка".

Многие земляки погибли или получили повреждения от кассетных бомб, которые в пропагандистских газетах все время называли "попытками ВСУ воевать с местным населением". Нормальные люди в это, конечно, не верили.

Говорят, никогда нельзя отчаиваться. А это – главный способ противодействия пропаганде в контексте информационного вакуума. Просто верить в Украину, ВСУ и Бога. Что бы ни случилось.

В первые дни сентября комендантский час начали удлинять, пока не сделали круглосуточным. Поработители говорили – для безопасности местного населения. Хотя это не вызывало доверия. Хотелось думать, что это скорее свидетельствует: оккупация подходит к концу. Но даже на это надеяться – боишься. Реальность обжигает.

Жилые дома в Изюме. Фото: Мирослава Ильте / "Новости"

В ночь с 9 на 10 сентября в Изюме было много прилетов. Под сопровождение взрывов всю ночь было слышно, как передвигается тяжелая техника. Было сложно понять, куда и как.

Но уже 10 сентября я услышала от знакомых, что русские войска покинули город, а на мостах нет блокпостов.

Позже в тот день на одной из улиц я видела заброшенную русскую бронемашину. Когда так долго чего-то ждешь, не верится.

11 сентября, проходя мимо того же броневика, усмотрела военных. Издалека не узнала форму и шевроны. Стало страшно, что это вернулись россияне. Но когда мужчины подошли ближе, то поздоровались на украинском: "Добрый день!"

ТЕПЕРЬ ЭТО ОДНА ИЗ МОИСКИХ ЛЮБИМЫХ ФРАЗ В УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ – “ДОБРЫЙ ДЕНЬ!”Б

В ДЕНЬ НАКОНЕЦ СТАЛ ДЕЙСТВИТЕМ ХОРОШИМ.

Что-то изменилось в воздухе. Мне впервые за шесть месяцев стало легко дышать.

Бойцы батальона "Скала" в Изюме, на территории приборостроительного завода, после освобождения города

Эйфория освобождения и интернет от "Скалы"

Изюм наполнила эйфория – заметна и глазу, и сердцу. Люди гуляли по городу, махали освободителям, восклицали "Слава Украине!" Я так давно не видела столько улыбающихся лиц в Изюме. На здании снова начали возвращаться флаги. У нас такое прекрасное знамя. Как же мне не хватало его.

Узнав, что утром на главной площади подняли украинские флаги, пошли посмотреть. Туда приехали многие военнослужащие. Так и я познакомилась с солдатами отдельного батальона разведки "Скала" ОК "Восток" СВ ВСУ - Виктором "Британцем", Александром "Теслой", впоследствии командиром Юрием "Скалой", Никитой "Индусом", Евгением "Хвостом", Богданом "Метром" , Виталием "Февралем", Алексеем "Гагариным", Володей "Медом", Александром "Черепом" и другими.

С ребятами из "Скалы" в центре Изюма в первый день

На площади защитники объясняют, что Изюм – именно уволен, и это не результат переговоров. Ибо именно такое мнение царило среди местных. Британец объясняет мне, что ВСУ "дали россиянам перца", вот те и скрылись.

Услышав о ненавистных пророссийских билбордах, ребята берутся исправить несправедливость и срывают "Мы с Россией - один народ" со стены здания. Это было символично.

Мы направились к кольцевой дороге возле бывшего бизнес-клуба. Там стояла заброшенная БМП россиян, на которой уже написали "Скала" и повесили украинский флаг. Вокруг – местные, которые спрашивают, что происходит. А ребята из "Скалы" объясняют и раздают интернет. Так кое-кто из изюмчан наконец-то впервые за долгое время смог позвонить близким.

На следующий день ребята уже обустроят центр, где будут раздавать Wi-Fi, где можно будет зарядить телефон и впервые за полгода увидеть настоящие новости.

Солдаты батальона вынесли телевизор для общественности. После шести месяцев информационного вакуума это было нереальное просвещение.

Комбат

Командир батальона "Скала", майор Юрий, поднимается на гору Кременец, возвышающийся над освобожденным городом. Эту победу он скромно называет маленькой и добавляет, что она будет лишь одной из многих, которые еще впереди.

На горе Кременец

“Мы потихоньку, потихоньку одерживали эту победу. Шаг за шагом. Бывало, теряли по шесть-восемь дронов в сутки. Мне говорят: командир, мы потеряли 600-800 тысяч [гривен] за сегодня. А я говорю: это для победы, ребята, нельзя жалеть. Она будет дорогой, но она будет нашей», – объясняет офицер.

“Многое мы потеряли на этих землях лучших людей. Но видите, наши потери – не зря, потому что метр за метром мы освободим каждую хижину, каждый дом, каждую семью от этого захватчика. И я очень рад, что эта победа – она наша. Думаю, это небольшое начало большого конца машины Российской Федерации. "Вторая армия мира"? А мы показали, что мы можем ее гнать», – говорит Юрий.

В батальоне "Скала" основные направления - разведка, аэроразведка и штурмовики. Уже сейчас запускают новое направление – школа дронов, чтобы обучать и другие подразделения.

В профессиональном военном бэкграунде Юрия "Скалы" - срочная служба в президентском полку . В августе 2014-го он стал в ряды ВСУ по мобилизации добровольцем. Выводил сводные подразделения из окружения в Дебальцево в 2015-м, хотя был старшим солдатом. Офицерские курсы будущий глава батальона прошел в Одесской военной академии. Далее служил командиром взвода в АТО/ООС, работал в одном из оперативных командований.

23 февраля 2022 года, за день до полномасштабного нападения РФ, Юрий с коллегами двинулся в Харьков и занял оборону. Тогда россияне так и не смогли взять город.

“Нам говорят, что батальон “Скала” – как талисманы. Некоторые командиры бригад признаются, что когда мы приезжаем, то им спокойнее. Для меня это самая высокая награда как для руководителя», – рассказывает Юрий.

Его подразделение имеет большую поддержку от волонтеров, и сам комбат подчеркивает: "Только с народом мы сможем построить сильную армию".

Нарукавный знак батальона "Скала"

“Для меня основная ценность – это люди. Потери – большая рана как для подразделения, так и в целом для Вооруженных Сил и Украины. Я считаю, что эти потери по сравнению с врагом – минимальны, хотя и так тяжелы”, – говорит Скала.

Лицо в "Скале"

Общаясь с подчиненными, понимаю, это команда друзей, где каждый привносит что-то свое для общей идеи.

Евгений Хвост

Зайдя в освобожденный Изюм, Евгений "Хвост" рад видеть улыбки на лицах местных жителей, которые встречали на улицах.

Никита Индус

“Мы воюем за улыбки людей! Сейчас война, такой черный период в нашей стране. Но у меня надежда, что война меняет людей, в нашем случае – изменит к лучшему. Единство, независимость, искренность», – говорит Никита «Индус».

Виталий Февраль

Виталий "Февраль" рассказывает, что сначала заметил среди изюмчан определенный страх перед военными, что объясняет как отражение оккупации - ведь последние шесть месяцев местное население не могло нормально передвигаться по городу или вообще что-то делать "свободно". Говорит, что даже вину чувствует, что не удавалось освободить город раньше. Виталий убеждает, что они планируют двигаться дальше с максимальным задором: "Скала" никогда не отстает, всегда на передовых. Несмотря на потери или травмы личного состава, мы наступаем. Ни шагу назад, только вперед”.

Богдан Метр

Самый молодой в "Скале" Богдан "Метр" не мог усидеть дома, когда понял, что происходит на фронте. “Во мне больше совесть заговорила. Как это ребята здесь рискуют, а я там где-то отсиживаюсь? Теперь мы как комьюнити, где каждый делает то, к чему имеет талант. Иногда, когда я здесь, хочется попасть домой. В приедешь туда – уже думаешь, как бы скорее в “Скалу” вернуться, надо закончить много дел”.

Александр Череп

Александра Черепа вижу за работой, готовит обед для ребят. Он помогал ВСУ сначала как волонтер, а затем встал в ряды ВСУ. “Ничего сложного я здесь не вижу. Это война, и ее нужно выиграть. И мы над этим работаем, кто как может. Я ко всему этому отношусь как к работе, которую нужно сделать”, – говорит мужчина.

Алексей Гагарин

Так же и Алексей "Гагарин" - с 2014 года занимался волонтерством, но в 2022 году понял, что этого мало, решил идти воевать. Отец Алексея – полковник в отставке, участвовал в войне в Афганистане. Но, беспокоясь о родителях, Гагарин умалчивает все риски, которым подвергается почти каждый день.

44-летний Виктор Яцуник, позывной "Британец" - один из первых бойцов "Скалы", с кем я познакомилась после освобождения Изюма. Пример патриота, который не остается безразличным, когда на Родине беда.

Виктор Яцуник "Британец". Фото с сайта Общественное

Виктор жил с семьей в Британии 25 лет, служил в королевской армии. Но когда началось полномасштабное вторжение РФ, вернулся в Украину сначала волонтером, а затем и воевать в составе ВСУ.

К сожалению, 17 сентября, уже после освобождения Изюма, во время выполнения боевого задания Виктор "Британец" и Иван "Садист" погибли - взорвались на мини МОН-50.

Для всех ребят в "Скале" это невыразимая потеря.

“Мы стали близкими, хоть и за короткое время. Вот как только вернулись с похорон, я видел его (Британца) семью. Я даже не знаю, какие могут быть слова поддержки? Какими словами можно утолить эту боль? – говорит Алексей Гагарин.

Владимир Мед

“Потеря друзей – это очень тяжело. Но ведь мы помним, зачем мы здесь – чтобы защищать свое государство, а в первую очередь – государственность. И хотим, чтобы дети жили в свободной Украине и помнили, что их родители не отступили”, – говорит Володя “Мед”.

Изюм оживает и не молчит

После приезда президента Владимира Зеленского и официального подъема флага на центральной площади собирается все больше людей. Изюмчане общаются, некоторые дискутируют. Но люди здесь, радуются увольнению.

Всю площадь восхищал Георгий, носящий на плечах украинский флаг. Он грузин, на своем веку видел три войны – в Абхазии, затем гражданскую в Грузии, а теперь и вторжение России в Украину. Пока разговариваю с Георгием, Людмила, его жена-украинка ругает женщину, которая высказалась в поддержку оккупанта.

Георгий оставался в городе во время оккупации. “Я когда увидел результаты разрушений после атак с неба, сразу жене сказал, что пойду помогать людям. Не было ни хлеба, ничего. Трупы лежали по городу, а тот, кто должен этим заниматься, скрылся. Что может испытывать человек в такой момент? Боль. Конечно, мы все восстановим. Но не вернем этих людей. Поэтому эта боль остается навсегда”, – делится мужчина.

“Грузия и Украина – два народа, которые хотят идти вперед. Мы все равно победим. Ни один агрессор не живет долго. Он погибнет, а будем жить дальше”, – эмоционально заявляет Георгий.

На площади бушуют страсти. Не только радость. У людей накипело за это время. И вот наконец-то появилась возможность озвучить наболевшее.

Котовница и оскверненная церковь

Первые дни в освобожденном Изюме и окрестных селах для ВСУ были насыщенными. Потому что многие трофеи оставили оккупанты – от военной техники до предметов личного потребления. Кроме того, проходил обзор мест прежнего пребывания личного состава врага, поиск коллаборантов и предателей.

Среди мест скорби – Свято-Троицкий храм в Малой Камышевахе. Дело не только в разрушенном фасаде церкви, но и в том, во что ее превратили изнутри.

Фотогалерея из церкви:

Свято-Троїцький храм у Малій Комишувасі_4

Свято-Троїцький храм у Малій Комишувасі_3

Свято-Троїцький храм у Малій Комишувасі_2

Свято-Троїцький храм у Малій Комишувасі_5

Свято-Троїцький храм у Малій Комишувасі_1

Свято-Троїцький храм у Малій Комишувасі_6

Фото: Святизар Ясен

Сначала здесь был украинский штаб обороны села. Священник Московского патриархата скрылся, говорят, в Россию. Собратья из "Скалы" аккуратно разместились внутри, к алтарю не заходили, повесили ленту.

Основные прилеты шли со стороны Изюма, увлеченного рашистами.

«Мы были в этой церкви, как люди в Михайловском Златоверхом во время Майдана, – объясняет младший лейтенант Александр Тесла из батальона Скала. – Все оставалось в рабочем состоянии. Мы просто спали там, убирали. А россияне сначала разрушили, а когда захватили деревню – жестко превратили церковь в лазарет, где и мусор, и кровавые бинты, и все вместе. Как даже не знаю, кто это сейчас отстроит”.

Между завалами и консервированными щелками в трехлитровых банках Тесла делает вывод, что русские стали новым монголо-татарским нашествием и осквернили то, что их деды строили.

“ТАКОЙ ГРУЗЬ В ХРАМЕ МОГЛИ СЕБЕ РАЗРЕШИТЬ КОМСОМОЛЬЦЫ. НО РУССКИЕ, ТИПА ПРАВОСЛАВНЫЕ, СОЛДАТЫ…”

В одном из мест дислокации российских военных в Изюме, в доме по улице Фрунзе, Тесла показывает помещение, где оккупанты проводили допросы и пытки.

Место допросов

"Когда я впервые сюда зашел, здесь пахло бинтами, кровью, стояло кресло, наручники лежали, а рядом – ножка от стула, переделанная на дубинку", – рассказывает боец ВСУ.

По его словам, здесь же нашли немало рапортов с отказами российских солдат, которые больше не хотели выполнять свои обязанности. В одном из таких объяснений – неповиновение приказа заменить танкистов на позиции под Изюмом, потому что стало ясно, что настоящее назначение РТГр – быть приманкой для определения огневых позиции ВСУ. Писал ефрейтор Никита Леткин из Ленинградской области, прикомандированный в 254-й мотострелковый полк.

Тесла объясняет: противник деморализован, а это значит, насколько эффективны атаки и обстрелы артиллерии 93-й и 95-й бригад ВСУ, которые воевали на Изюмском направлении.

Высота, от которой начиналось наступление

Большое количество трофеев, собранных в Харьковской области, Александр называет "волонтерством нового уровня от РФ".

Тесла рассказывает, как увольняли Бражковку, что в 18 км к югу от Изюма. С этим селом у его батальона и у каждого солдата многое связано – здесь пять месяцев длилась ожесточенная борьба. Сюда "Скала" заходила первой. Идущий впереди собирает трофеи прежде всего.

С трофеем. Александр "Тесла" под Бражковкой

Вечером 9-го числа мы поняли, что там какая-то странная тишина. Разведотрядом пошли в Бражковку, повесили украинский флаг на сельсовете и увидели эту технику. "Забронировали" ее, и вот через пару дней забираем. Это наш трофей, заслужили”, – объясняет Александр.

Также Тесла упоминает получение такой стратегической точки, как высота 204,7. Один из бойцов отряда Перун заметил, что с правой стороны от высоты силы россиян ослабли, они неудачно использовали посадки.

“Наш разведбат в начале июня через неделю смог шаг за шагом, кустами пролезть и занять эту высоту, пока у противника была ротация. И когда их подразделения подошли, поняли, что поздно - в окопах сидим мы, "Скала" заняла господствующую высоту. Здесь наш отряд уничтожил два танка, а 93-я бригада – еще два. В общем, эта высота стала для них костью в горле. Отряд "Карпатская сечь" смог удержать низину по другому флангу. И вот именно эта высота создала возможность для наступательной операции во второй половине лета, когда 93-я бригада сдвинула противника на 5-7 км в нескольких местах.

После боев

Сюда были стянуты многие техники.

ВРАГ ДАЖЕ ОЖИДАЛ, ЧТО НАСТУПЛЕНИЕ В КОНЦЕ АВГУСТА УДЕТ САМОЕ ОТКУДА.

Они все время старались не дать нам использовать эту высоту и продвинуться к Малой Камышевахе, к их танковому логистическому центру. Они его называли "Дача", потому что туда танкисты возвращались отдыхать. Но вот, как видите, этот танк навсегда остался стоять здесь, он станет металлом для будущих украинских танков», – рассказывает Тесла из «Скалы».

Читайте также:

* * *

Я все время думала, что весны в 2022 году не было. А оказалось, что нужно только верить и дождаться украинских защитников, которые принесли весну с освобождением осенью.

Хотя в Изюме до сих пор нет света, газа и воды, теперь словно второе дыхание открылось. Можно снова все вытерпеть, потому что, наконец, мы свободны и можем понемногу двигаться к восстановлению.

Теперь у нас есть возможность знать правду, а не догадываться о ней. А главное, есть возможность помогать своей стране. И направляться к победе вместе.

Ольга Герман из Изюма Харьковской области, опубликовано в издании НОВОСТИ


Теги: військові злочиниВоенные преступленияОккупацияокупаціяНапад Росії на УкраїнуВойнаВійнаЖурналистыжурналістиИзюм

Дата и время 04 октября 2022 г., 13:16     Просмотров Просмотров: 3069
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.300474