АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 20°C
Харьков: 20°C
Днепр: 22°C
Одесса: 21°C
Чернигов: 19°C
Сумы: 19°C
Львов: 11°C
Ужгород: 13°C
Луцк: 12°C
Ровно: 13°C

Как работает коррупционная часть рынка протезирования: "мертвые души", хищения и компании-прокладки

Читати українською
Как работает коррупционная часть рынка протезирования: "мертвые души", хищения и компании-прокладки
Как работает коррупционная часть рынка протезирования: "мертвые души", хищения и компании-прокладки

Каждый год сотни украинцев нуждаются в протезировании конечностей. И раненые бойцы и гражданские могут заказать в Украине протезы, которые государство полностью оплатит. За почти десятилетие войны на рынок вышло немало предприятий, производящих протезы, в том числе высокотехнологичные.

Правда, знают об этом не все, отмечает Экономическая правда .

Часто раненые или их семьи в состоянии аффекта начинают собирать средства на протезы. Они боятся, что не смогут себе позволить его самостоятельно, ведь речь идет о сотнях тысяч или миллионах гривен в зависимости от сложности ранения. Нехватка информации о своих правах является одним из самых больших недостатков системы.

К сожалению, даже на такой важной теме, как протезирование раненых бойцов, до сих пор пытаются обогатиться мошенники и недобросовестные компании. Чиновники же не спешат закрывать лазейки, которые существовали годами и поныне существуют.

Как государство помогает протезировать раненых бойцов, что изменилось в этой системе за последний год и какие самые большие проблемы до сих пор не решены?

Как работает система протезирования

Лица с инвалидностью имеют право на бесплатное получение средств, которые помогают их реабилитации или повседневной жизни. Список таких средств широк: колесные кресла, костыли, ортезы и протезы.

В 2023 году на это выделили 2,8 млрд грн – вдвое больше, чем в 2022 году. К ноябрю потратили 2,2 млрд грн, из них на протезно-ортопедические изделия – 70%. Минсоцполитики не уточняет, сколько потратили на протезирование конечностей.

По данным Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью, в Украине 60 предприятий, которые протезируют конечности за бюджетные средства. Из них только семь принимаются за сложные случаи и протезируют средствами повышенной функциональности.

За последний год процедуру получения протезов военными упростили. Общественные организации "Принцип" и "Протез хаб" разработали для них подробную инструкцию .

 eiddixqidqhant

Раненым военнослужащим государство выделяет до 2 млн грн на одну конечность. Если нужно два или три протеза, то покрывается стоимость всех. Такой суммы достаточно для изготовления качественного, сложного и многофункционального протеза. Сами протезы в Украине не производят – они делаются индивидуально для каждого человека с учетом потребностей и особенностей тела. Отдельные составляющие импортируют.

За последние годы возможностей для получения качественных протезов в Украине стало больше, говорит директор по развитию и партнерствам "Протез хаба" Антонина Кумко. Рынок развивается, налаживаются партнерства с новыми поставщиками, специалисты повышают квалификацию и учатся работать со сложными случаями.

Чтобы получить высокофункциональный протез, раненному нужно пройти комиссию и подтвердить, что ему необходим тип протеза. Это не прихоть, объясняет Кумко. Если человек хочет вернуться к спорту, ему нужен один протез, в противном случае "спортивный" протез его будет только ограничивать.

Процесс от подачи заявления до получения протеза занимает около месяца и существенно отличается от действовавшего до сих пор порядка. Раньше по решениям ВЛК нужно было ехать в госпитали, большинство из которых не адаптированы к нуждам людей с инвалидностью. В настоящее время такие документы можно получить в больнице во время лечения.

Кроме того, раненые должны получить группу инвалидности, для чего должны были пройти еще более бюрократическую медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК). Все это занимало много времени, физических и моральных сил. Однако, несмотря на улучшение, такой порядок до сих пор имеет существенные недостатки и коррупционные риски.

Во-первых, когда раненый знакомится с перечнем предприятий, он получает десятки названий компаний. Некоторые из них договариваются с ЦНАПами или органами соцзащиты, чтобы те предлагали раненым их услуги не всегда лучшего качества. Неопытный человек даже не узнает, что его права нарушают.

Во-вторых, каталог вспомогательных средств реабилитации (ДЗР) – это сотни составляющих протезов различных характеристик, производителей и вариантов цен. Разобраться в нем – незаурядная задача даже для людей, причастных к этой сфере.

В-третьих, предприятия могут обманывать раненых при выборе протезов, например просить доплатить за лучшее изделие. При согласии лицо доплачивает эти средства в кассу фирмы, которая и так получит от государства всю сумму за протез.

Злоупотребление в системе протезирования

Средства на изготовление и установку протезов продолжают разворовывать. Хотя внимание к системе протезирования значительно повысилось, фирмы иногда используют наглые схемы.

О схемах в системе протезирования ЭП рассказывали участники рынка и представители общественных организаций. Счетная палата проводила соответствующие аудиты, последний из которых – во время войны. Кроме того, коррупционные риски в системе протезирования анализировало Национальное агентство предотвращения коррупции (НАПК). Ниже – о некоторых из них.

Манипуляции с издержками. Протезирование – это социально важная услуга, оплачиваемая государством. Логично, что она имеет право требовать, чтобы на них компании не получали сверхприбыли. Правда, вместо того чтобы регулировать максимальную наценку на протезы, она регулирует рентабельность предприятий – 5-9%.

При этом законодательство никак не ущемляет протезные предприятия в объемах административных расходов и расходов на сбыт. Иными словами, бизнес может искусственно завышать свои расходы, чтобы отвечать требованиям по рентабельности.

Иногда это приводит к абсурдным ситуациям. К примеру, одно из предприятий отнесло к расходам на сбыт ДЗР оплату маркетинговых и представительских услуг по 14 договорам на 10,3 млн грн. Конечно, их оплатили за счет госбюджета.

Компании-прокладки. Для каждого средства для реабилитации государство устанавливает максимально допустимую стоимость, которую готово оплатить. С этим есть несколько проблем.

Во-первых, коды средств не совпадают с международными стандартами ISO 9999. То есть государству сложно определять, какой может быть максимальная цена протеза.

Во-вторых, предельная стоимость, устанавливаемая Минсоцполитиками, слишком высока. Это позволяет протезным предприятиям искусственно завышать цены. Компания может покупать средства через ряд посредников. На каждом этапе цена ДЗР растет, иногда – в 2,5 раза по сравнению с начальной ценой изготовителя.

Обман и подмена деталей. Иногда протезные предприятия обещают человеку, что его изделие будет содержать одни детали, но устанавливает менее технологичные и более дешевые.

“Самая дорогая вещь в протезе – коленный сустав. Есть механические суставы, а есть электронные. Мы выявляли случаи, когда человеку выдают протез с механическим суставом, но списывают электронный. Разница между ними – сотни тысяч гривен, которые предприятию оплачивает государство”, – говорит и. о. председателя Счетной палаты Андрей Майснер.

Мертвые души. Наиболее вопиющие случаи – оформление ДЗР для покойников. Одно из предприятий внесло ложные сведения в акты приемки и передачи работ и "обеспечило" протезами умерших людей на 8 млн грн.

Государство не отслеживает, что происходит со средствами реабилитации после смерти людей. По закону такие ДЗР должны возвращаться производителям. Некоторые из них можно разобрать, а детали использовать для изготовления временных протезов.

Это стало возможным потому, что Минсоцполитики почти не контролирует качество предоставления услуг протезными предприятиями. Органы социальной защиты за последние 2,5 года не анкетировали людей, получивших ДЗР.

Иногда отсутствие обратной связи приводит к тому, что предприятия тратят ресурсы. Лицам с инвалидностью предоставляют протезы ненадлежащего качества, изготовленные без учета их антропометрических данных. Эти изделия невозможно использовать, но государство все равно оплачивает их изготовление.

Несмотря на большое количество нарушений, допускаемых протезными предприятиями, обслуживая людей с инвалидностью, в судебном реестре почти не найти упоминаний о таких случаях. Как правило, люди с инвалидностью не знают, что их права нарушают и не обращаются в правоохранительные органы за помощью.

Относительно нарушений, выявленных Счетной палатой во время последнего аудита, тоже не было открыто производство. “Доказать нарушение сложно. Виновные звонят по телефону получателям ДЗР и "полюбовно" решают вопросы. Люди не понимают, что от действий безнаказанных предпринимателей будут страдать другие лица», – говорит Майснер.

Что нужно сделать

Проблемы людей с инвалидностью часто оставались в серой зоне. Таких лиц редко можно увидеть в городах или селах, ведь улицы не приспособлены для их передвижения. В конце концов, внимание государства к решению накопившихся проблем в системе протезирования недостаточно даже после начала войны в 2014 году.

Как следствие, в войну система протезирования вошла не готовой, забюрократизированной и с большим количеством злоупотреблений, чего не замечают чиновники. Более того, после 24 февраля 2022 года правительство забрало у участников боевых действий право на бесплатное получение высокотехнологичных протезов нижних конечностей. Исправили такую служебную халатность только в октябре 2023 года.

В июле 2022 года Минсоцполитики решило дерегулировать этот рынок. Там избавились от чрезмерного контроля за протезными предприятиями, ликвидировав комиссию, которая осуществляла выездные проверки. Благодаря им строились многолетние коррупционные схемы, позволявшие блокировать работу невыгодных предприятий.

Однако такое улучшение имело свою цену: сейчас государство может компенсировать предприятию не только стоимость протеза, но и, например, рекламные услуги. Механизма, который позволил бы контролировать, за что государство платит, не существует.

Из-за хронической нехватки внимания государства к нуждам лиц с инвалидностью в Украине наблюдается острый дефицит специалистов. Протезы часто производят и устанавливают люди без соответствующего образования, но с большим опытом работы.

Трудности с квалификацией кадров время от времени решают публичные организации. “Мы увидели, что критически не хватает специалистов по протезированию верхних конечностей. Мы взяли пять специалистов из разных областей, отправили их на двухнедельное повышение квалификации в Швецию. Они вернулись, и процесс пошел”, – вспоминает Кумко.

Правда, точечными решениями вряд ли можно добиться системных изменений. Без кардинальных шагов сложно будет справляться со стремительным ростом количества людей с ампутациями. Таким людям нужно не только собирать и устанавливать протезы, но проводить реабилитацию и время от времени обслуживать изделия.

Хотя война с Россией длится почти десять лет, в Украине только накануне запустили обучающие программы для протезистов в нескольких вузах. Также Минсоцполитики запросило государственный заказ на эти специальности.

Государственный заказ на соответствующие профессии решит несколько проблем. В частности, на такие специальности могли бы пойти учиться ветераны или люди, сами пережившие ампутацию. Таким образом, государство могло бы не только улучшить качество предоставления услуг протезирования, но и трудоустроить лиц с инвалидностью.

Еще одна проблема – отсутствие в Украине производства высокотехнологичных протезов. Предприятия могут собирать искусственные конечности из деталей, которые закажут за границей. Как показывает практика, часто эти детали завозятся через посредников и пока изделие в пути, его цена растет в несколько раз.

К сожалению, из-за широкомасштабной войны в Украине сформировался один из крупнейших в мире рынков искусственных конечностей. Даже после завершения боевых действий спрос на протезирование и обслуживание протезов будет оставаться на высоком уровне ввиду масштабов минирования на востоке и юге страны.

Ведущие мировые производители ДЗР заинтересованы в работе в Украине, однако военные риски могут сдерживать их выход на рынок. Вместо привлечения таких инвестиций государственные институции пытаются сохранить статус-кво, чтобы ввоз составных протезов дальше происходил по непрозрачным схемам.

Авторы: Ярослав Винокуров , Дана Гордничук

Источник: Экономическая правда


Теги: Кумко АнтонинаМСЭКМінсоцполітикиМинсоцполитикиВоеннослужащиеВійськовірозкраданняХищенияэндопротезированиеПротезыКоррупцияКорупція

Дата и время 15 декабря 2023 г., 15:46     Просмотров Просмотров: 2049
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.065031