АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 22°C
Харьков: 23°C
Днепр: 24°C
Одесса: 23°C
Чернигов: 21°C
Сумы: 22°C
Львов: 12°C
Ужгород: 13°C
Луцк: 12°C
Ровно: 14°C

Как российские захватчики хотели пытками "перевоспитывать" жителей Купянска

Читати українською
Как российские захватчики хотели пытками "перевоспитывать" жителей Купянска
Как российские захватчики хотели пытками "перевоспитывать" жителей Купянска

В первые дни полномасштабного вторжения глава Купянска Геннадий Мацегора пошел на сотрудничество с россиянами и передал город под их контроль. 1 марта местные жители вышли на акцию против оккупации. Военные РФ разогнали их силой: стреляли над головами из автоматов, бросали гранаты со слезоточивым газом и дымовые шашки. Тогда же россияне похитили одного из митингующих организаторов – местного активиста и депутата Николая Маслия. Его местонахождение до сих пор неизвестно.

Чтобы усмирить или хотя бы запугать население, в Купянске, как и в других оккупированных городах Украины, силы РФ начали незаконно задерживать и пытать гражданских жителей. По данным украинских правоохранителей, россияне обустроили в Купянске по меньшей мере четыре пыточных. Одна из них – в изоляторе временного содержания районного отдела полиции. Гражданских держали в ИВС с марта по сентябрь 2022 года, когда город освободили ВСУ, а задержанные сами выбрались из камер.

Россияне называли содержание в пыточной "перевоспитанием" и угрожали, что через ИВС пройдут почти все мужчины города. Задержанных избивали, лишали сна, склоняли к сотрудничеству и доносам, а также отправляли на принудительные работы.

Поскольку пыточные – распространенная российская практика на оккупированных территориях, такое отношение к гражданским задержанным может составлять преступления против человечности, отмечают правозащитники ZMINA в отчете "85% мужчин пройдет через этот изолятор": анализ показаний удерживаемых в райотделе полиции во время оккупации. Приводим главное из этого аналитического доклада.

"Искали все, что связано с Украиной": надуманные причины задержаний гражданских в оккупации

С первых дней оккупации русские захватчики развернули на захваченных территориях систему репрессий проукраинского населения. Они выискивали, прежде всего, тех, кто, по их мнению, мог быть связан с движением сопротивления или с Вооруженными силами Украины. Таких задержанных силы РФ называли "политическими".

Так, по меньшей мере, четырех местных жителей задержали из-за участия в проукраинском митинге 1 марта 2022 года. Россияне, в частности, просматривали видео с акции в соцсетях, распознавали людей и выискивали их в городе.

В то же время обвинения в противодействии оккупации могли быть очень субъективными: россиянам порой было достаточно намека на поддержку Украины в окружении подозреваемого человека.

На задержание обычно приезжало от двух до восемнадцати представителей РФ. Они всегда были с оружием, преимущественно – в камуфляжной форме без опознавательных знаков. В то же время были случаи, когда гражданских задерживали люди в черной форме. Однажды на одежде представителя РФ была надпись "ФСБ", на другом - "Спецподразделение России".

Во время задержаний россияне не представлялись. В основном они прятали свои лица за балаклавами или масками. Представители РФ явно очень беспокоились, чтобы их не узнали потерпевшие, поэтому всячески ограничивали их возможность видеть: на глаза задержанным натягивали шапки, пакеты, мешки, заставляли держать голову опущенной. Кроме того, гражданским обычно еще и фиксировали руки сзади стяжками, наручниками или скотчем.

Пострадавших в основном забирали из их домов или мест работы. Это, в частности, свидетельствует о том, что у русских были персональные данные этих людей, и они знали, где их искать. Если человека задерживали на улице или на работе, военные РФ сначала везли его домой, чтобы провести обыск.

"Они искали у меня дома подтверждения... искали флаги, какие-то националистические листовки, искали все, что связано с Украиной", - передает один из потерпевших.

В ходе обысков россияне изымали личные вещи задержанных, особенно мобильные телефоны и ноутбуки. Они проверяли сохраненные файлы, фотографии, подписки в социальных сетях, личные переписки и даже восстанавливали удаленный контент. Иногда пострадавшим приписывали эти находки в качестве дополнительных причин для продолжения содержания в ИВС.

В процессе задержаний и обысков россияне издевались над гражданскими: приставляли к ним оружие и угрожали расстрелом, били по голове, по туловищу.

Из тридцати свидетельств опрошенных, которые легли в основу аналитического отчета, ни в коем случае ни задерживаемым, ни их родным или близким не сообщали, куда именно забирают человека. Никаких обвинений им тоже не выдвигали. Большинству гражданских не разрешали связываться с родными в течение всего времени содержания. Нередко, даже когда родные обращались к россиянам напрямую, чтобы подтвердить местонахождение задержанных, им сообщали, что в ИВС таких нет.

Документаторы ZMINA зафиксировали случай, когда россияне забрали у задержанного телефон и в течение трех недель от его имени общались с его родными и коллегами, чтобы те не заподозрили исчезновение мужчины.

Обычно семьи узнавали о судьбе своих родных от гражданских, когда их уже выпустили из ИВС, или когда человек сам возвращался из содержания. Так, в одном случае жене потерпевшего россияне намеренно сообщили, что он скончался. Правду женщина узнала только когда мужчину отпустили.

Задержание без каких-либо законных оснований, без соблюдения надлежащей процедуры является нарушением прав человека и международного гуманитарного права, отмечают правозащитники. Поскольку силы РФ ни потерпевшим, ни их родным не сообщали о месте, куда уводят человека, эти преступления можно квалифицировать еще и как насильственные исчезновения.

Авторы отчета отмечают, что действия россиян и подчиненных им военных в целом могут составлять военные преступления и одновременно являться частью преступлений против человечности, поскольку подобная практика незаконных задержаний распространена на всех оккупированных Россией территориях.

 tdiqtiqqqikkant

Камера в ИВС. Фото: Евгений Васильев

Российские методы "воспитания"

Незаконные задержания и пытки в Купянске россияне называли "перевоспитанием" местного населения. По словам опрошенных, представители РФ заявляли, что почти все мужчины пройдут ичерез это в ИВС.

"Говорю: "Что значит перевоспитание?" Он [представитель ФСБ]: “Это вы его здесь воспитали в нелюбви к России, вы же здесь настоящей истории не знаете. Ему там [на территории России] расскажут. И не таких ломали, и его сломаем”, – рассказывает один из потерпевших.

Как и в других незаконных местах несвободы на оккупированных территориях, одним из главных элементов такого воспитания в Купянске были условия содержания. Места на всех похищенных гражданских не хватало, поэтому их держали в переполненных камерах без возможности выйти на прогулку, а иногда и без толики свежего воздуха.

Часть людей держали в прогулочном дворике ИВС – обнесенный стеной участок двора с решеткой вместо крыши. Пострадавших не переводили оттуда ни холодными ночами, ни жаркими летними днями, а от дождя их должна была защищать кое-как натянутая клеенка. В то же время они находились там в той одежде, в которой их забирали: преимущественно домашняя одежда, иногда – только белье.

Во дворике были только металлическая лавка, турник и ведро. На скамейке помещались четыре человека, а содержали там одновременно от семи до тринадцати, отмечают опрошенные потерпевшие. Поэтому часть людей вынуждена была сидеть и спать на бетонном полу. Некоторым вообще запрещали садиться: их пристегивали к турнику наручниками и держали так круглосуточно. Ведро в углу было для естественных нужд.

Прогулочный дворик. Фото: Сергей Кочмарский

Русские издевались над задержанными разными методами. Так, свет в камерах никогда не выключали, а иногда прямо запрещали гражданским в камерах спать. Преимущественно это случалось с новыми задержанными: надзиратели ИВС приводили человека в камеру и приказывали другим удерживаемым следить за тем, чтобы он не засыпал. Время от времени они приходили с проверкой и, если видели, что человек спит, избивали всех в камере.

В первое время работы пыточной задержанных кормили ежедневно, впоследствии – дважды в день. Однако обычно выдавали то, что осталось после военных РФ, поэтому еды было крайне мало: случалось, что в последней камере оставалось четыре ложки макарон на двадцать человек. Пища в большинстве своем была испорчена. Особенно часто это случалось летом, когда продукты оставляли без холодильника на целый день.

Некоторые потерпевшие рассказали, как представители РФ заставляли задержанных петь русский гимн, чтобы получить еду.

Гимн и советские песни были еще одним элементом "перевоспитания". Все задержанные должны были петь их из памяти по первому требованию представителей РФ. Если человек запинался, его могли избить и отправить "учить текст дальше".

Бывали случаи, когда представители РФ обещали задержанному освобождение, если тот безошибочно споет гимн или другую песню. Однако такие условия могли предлагать только тем, кого задержали за так называемые административные правонарушения, такие как нарушение комендантского часа.

ИВС. Фото: Сергей Кочмарский

Некоторых гражданских после освобождения россияне заставляли отработать на общественных работах определенное количество дней. Вместе с тем людям не отдавали документы до конца отработок и угрожали насилием в случае побега.

В то же время, к принудительным работам привлекали и тех, кого до сих пор держали в ИВС. В частности, 14 опрошенных сообщили, что их принуждали к такому труду во время содержания в изоляторе.

Гражданским задержанным давали разные задачи: расчищать мусор, разгружать гуманитарную помощь или переносить строительные материалы. Некоторых забирали на военные позиции и приказывали рыть окопы. После того, как здание таможни напротив ИВС обстреляли, задержанных также заставляли разбирать завалы и искать тела погибших представителей РФ.

Для многих удерживаемых в ИВС эти работы являлись единственной возможностью выйти за пределы камеры, однако не для всех это было доступно. Так, людей, подозреваемых в сотрудничестве с Вооруженными силами Украины, и "политических" задержанных в основном не выпускали из камер вообще, кроме как на допросы.

В то же время физическая нагрузка от такого принудительного труда часто была невыносимой, вспоминают потерпевшие. Особенно когда на работы забирали после избиений и пыток.

“Это тоже своеобразная пытка. Когда тебя месяц не трогают совсем, мышцы атрофируются. Тогда нас вывозили (на работы. – Ред.), а там гуманитарка. Когда две, когда три фуры приходило, мы должны были их разгружать. И это называется убиться в хлам. После [разгрузки] половины фуры вы себя уже не чувствуете вообще. У вас все болит”, – вспоминает один из опрошенных.

Гражданское население оккупированных территорий можно привлекать к принудительным работам согласно международному гуманитарному праву. Однако речь идет об ограниченных случаях: обеспечении населения питанием, жильем, медицинской помощью и другими жизненно необходимыми услугами, не связанными с военными действиями. К тому же силы, контролирующие оккупированную территорию, должны платить деньги за такие работы, соблюдать продолжительность рабочего дня и гарантировать другие трудовые права.

Принудительные работы, организованные представителями РФ в Купянском ИВС, нарушают международное гуманитарное право и право прав человека, отмечают правозащитники.

Но одним из самых жестоких методов русского "воспитания" потерпевшие называют то, что они постоянно слышали голоса людей, которых пытали. Допросы с пытками в ИВС начинались утром и продолжались до середины ночи. В это время задержанные во всех камерах слышали крики.

"Это сильнее бьет по нервам, чем когда тебя [допрашивают]", - вспоминает один из потерпевших.

Содержащиеся не могли спать от постоянных криков и ожидания, что они могут стать следующими.

Более того, о том, как работает местное ИВС, знали многие жители Купянска.

Они слышали рассказы вышедших о местных условиях и постоянных пытках и понимали, что также могут попасть туда за любые проявления проукраинской позиции.

Это, в частности, одна из целей сил РФ – с помощью террора и страха подавить любое сопротивление на оккупированных территориях.

Пытки в ИВС: "детектор лжи" и "звонок Путину"

Всех потерпевших, опрошенных документаторами ZMINA, представители РФ допрашивали. Большинство – от трех до семи раз. Одну из пострадавших в первые три дня у ИВС наблюдатели забирали на допросы каждые два часа.

К 19 из 30 опрошенных, в том числе и к одной женщине, представители РФ применяли пытки во время допросов.

Часто избиения начинались сразу, как только человека забирали из камеры на допрос - чтобы настроить его на соответствующий разговор и "побуждать" давать нужные россиянам ответы.

Избиения продолжались во время самих допросов. Часто из-за ударов потерпевшие были дезориентированы и не могли четко говорить вообще. Били людей как руками и ногами, так и разными предметами: резиновыми и металлическими палками, битами, прикладами огнестрельного оружия. Одному из удерживаемых разбили голову так, что видны были кости черепа. Медицинскую помощь от россиян он не получил.

Почти ко всем потерпевшим россияне и их подчиненные применяли электрический ток, в том числе и к женщине. Оккупанты называли это среди прочего "детектором лжи", вспоминают опрошенные.

“Токнем – это у них любимая процедура. Током били постоянно”, – рассказывает один из пострадавших.

Для такой пытки представители РФ использовали, в частности, военно-полевой телефон ТА-57 или "тапик". Они подсоединяли электроды от аппарата к разным частям тела удерживаемых: шеи, ребер, живота, запястьев, пальцев на руках и ногах, ушей, губ и гениталий. В течение одного допроса электроды цепляли в разные места, чтобы эти участки не потеряли чувствительность и сохранился болевой эффект пытки. Этот вид пыток россияне называли "звонком Путину".

Некоторые потерпевшие отметили, что в ходе таких пыток представители РФ дополнительно обливали их водой, чтобы они не потеряли сознания. Одному из удерживаемых, 62-летнему мужчине, по его словам, сделали неизвестную инъекцию, чтобы он оставался в сознании.

К гражданским постоянно также применяли психологическое насилие. В частности, представители РФ постоянно прибегали к имитации расстрелов: направляли удерживаемому оружие в голову, в лицо, стреляли рядом с телом. Поскольку потерпевшие были в полной зависимости от российских силовиков и военных, они воспринимали эти угрозы вполне реально, подчеркивают правозащитники.

К тому же случаи смертей там уже происходили. По информации правоохранителей, от перенесенных в Купянском ИВС пыток умерли по меньшей мере два человека. Один из них – бывший атовец Константин Миронов. В момент оккупации города он преподавал анатомию и проводил занятия по патриотическому воспитанию в местном медколледже.

Константин Миронов

Его вместе с подругой задержали 3 сентября 2022 года. Сначала их допрашивали врозь: обвиняли в сотрудничестве с армией Украины и корректировке обстрела таможни. Затем в комнату, где допрашивали девушку, занесли Константина и снова стали бить.

"В моем присутствии двое мужчин били его битами, они даже подпрыгивали, когда наносили удары", - вспоминает потерпевшая.

Впоследствии мужчину видели и другие содержавшиеся:

Он был весь фиолетово-желтый, живого места на нем не было. Ноги опухшие, руки опухшие, ужасно… Электрошок – это само собой”, – передает один из опрошенных, находившихся в камере с Константином.

По его словам, мужчине не давали пить, а по просьбе воды надзиратели намеренно ставили бутылку рядом, однако Константина удерживали связанным, поэтому он не мог дотянуться до нее.

Через несколько дней после освобождения из ИВС, 11 сентября, Константин скончался в больнице от перенесенных пыток.

"Закрыли все наглухо и ушли": уособождение из ИВС

Купянское ИВС отличилось еще и тем, что большинство задержанных само себя оттуда освободили

В начале сентября 2022 года, когда ВСУ успешно контрнаступали на этом направлении, представители РФ начали массово выпускать из ИВС задержанных за так называемые административные правонарушения. 8 сентября сотрудники изолятора закрыли все камеры, даже кормушки (маленькое окошко в дверях камеры, через которое передавали еду. – Ред. ), и выехали из ИВС. По подсчетам потерпевших, в тот момент в изоляторе оставалось около 130 человек.

“Я ударил ногой в дверь, это уже около пяти вечера было, – тихо. То есть закрыли все наглухо, чтобы мы задохнулись, ведь нас тогда был 21 человек в камере и ушли”, – рассказывает один из пострадавших.

Удерживаемым в одной из камер удалось освободиться. Они нашли ключи от других помещений и выпустили других задержанных. Часть людей они нашли прикованными в прогулочном дворике.

Купянский ИВС. Фото: Евгений Васильев

Освобожденные обыскали ИВС: хотели вернуть свои вещи, которые забирали у них во время задержания. Кроме того, они сожгли документы, которые вели представители РФ. По словам ряда опрошенных, они боялись, что россияне вернутся и снова захватят их по этим спискам.

После освобождения потерпевшие должны были справляться с последствиями содержания – как физическим, так и психологическим. По словам части опрошенных, после ИВС у них появились регулярные головные боли, обострились хронические болезни, ухудшилось зрение, нарушен обмен веществ, появились дерматологические заболевания. Почти все потерпевшие жаловались на боль в тех местах, которые были наиболее поражены от пыток.

Во время содержания в ИВС один из потерпевших пытался покончить жизнь самоубийством – не мог больше терпеть пытки на допросах. Еще двое опрошенных отметили, что у них были подобные мнения. Большинство опрошенных после ИВС стали плохо спать: им часто снится пережитое в заключении. Пострадавшие сталкиваются с паническими атаками и тревожностью. Некоторые из них не могут вернуться в родной город, где им все напоминает о пережитом.

Автор: Диана Колодяжная

Источник: ZMINA


Теги: Маслия НиколайНапад Росії на УкраїнуМиронов Константинмирные жителимирні жителіТортурипыточныеПыткикатуванняМацегора ГеннадийКупянскВойнаВійнаОккупацияокупація

Дата и время 19 января 2024 г., 14:11     Просмотров Просмотров: 1832
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.076861