АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 15°C
Харьков: 14°C
Днепр: 16°C
Одесса: 19°C
Чернигов: 14°C
Сумы: 14°C
Львов: 13°C
Ужгород: 14°C
Луцк: 15°C
Ровно: 15°C

Аудиторы КГГА зафиксировали махинации при закупках «Киевпасстрансом» железнодорожного оборудования

Читати українською
Аудиторы КГГА зафиксировали махинации при закупках «Киевпасстрансом» железнодорожного оборудования
Аудиторы КГГА зафиксировали махинации при закупках «Киевпасстрансом» железнодорожного оборудования

Аудиторы Киевской горгосадминистрации (КГГА) проверили закупку железнодорожного оборудования для трамвайного сообщения на общую сумму 131,4 млн гривен, которые в прошлом году осуществляло КП "Киевпасстранс".

По информации ревизоров, руководство транспортного КП допустило при этом нарушений на сумму 39,9 млн гривен, из которых 7,69 млн были окончательно потеряны бюджетом Киева. Это произошло, в частности, из-за завышения стоимости продукции – по отдельным позициям "Киевпасстранс" заплатил на 27,33% больше среднерыночных цен. Кроме того, аудиторы подтвердили, что тендеры, вероятно, проводились так, чтобы в них смогла победить именно ООО "ТС Трейд Украина" (собственниками являются бизнесмены Алексей Морщагин и Алексей Слюсарев). Таким образом, скандалы вокруг освоения бюджетных средств продолжают "догонять" экс-гендиректора "Киевпасстранса" Дмитрия Левченко (на коллаже). Последний руководил этим КП с 30 августа 2016 года, пока не уволился по собственному желанию в марте 2024-го на фоне коррупционных скандалов.

Как стало известно КВ, недавно Департамент внутреннего финансового контроля и аудита КГГА обнародовал результаты внепланового аудита деятельности КП "Киевпасстранс".

Соответствующий аудиторский отчет №070-3-1-04/8 датирован 1 марта 2024 года, но на сайте вышеупомянутого департамента он традиционно был опубликован со значительной "задержкой" – после того, как стало известно, какие рекомендации аудиторов были учтены руководством "Киевпасстранса", а на какие “коммунальщики” закрыли глаза.

Согласно отчету, аудиторы проверяли, как руководство указанного предприятия соблюдало законодательство при осуществлении закупки железнодорожного оборудования в марте-августе 2023 года. Данный аудит продлился с 27 сентября по 12 октября 2023 года.

Всего в рамках проверки "ревизоры" проанализировали использование "Киевпасстрансом" бюджетных средств на сумму 131,4 млн гривен. При этом аудиторы установили факты финансовых нарушений со стороны чиновников этого КП на общую сумму около 39,9 млн гривен, из которых 35,24 млн гривен – это финансовые нарушения, не приведшие к потере бюджетных средств, а 7,69 млн гривен городской казной были потеряны.

Что обнаружили аудиторы

Как сообщается в аудиторском отчете, 3 марта 2023 года между КП "Киевпасстранс" и ООО "ТС Трейд Украина" был заключен договор на поставку железнодорожного оборудования на сумму 130,8 млн гривен. Как сообщала КВ, это была самая большая партия такого оборудования, которую "Киевпасстранс" заказал за 7 лет. Участники рынка тогда заявляли, что условия закупки (27 наименований оборудования разных категорий одним лотом) были искусственно прописаны так, чтобы в аукционе гарантированно выиграло ООО "ТС Трейд Украина". Соответствующие жалобы были направлены Госаудитслужбе, которая начала проверку, но в КП "Киевпастранс", не дождавшись выводов проверки, все же подписали договор с победителем торгов.

В дальнейшем, дополнительным соглашением от 13 марта того же года, стороны согласовали уменьшение цены на эти товары до 125,7 млн гривен, а менее чем через месяц, 6 апреля, "Киевпасстранс" и "ТС Трейд Украина" подписали соглашение о расторжении вышеупомянутого договора от 3 марта. На период проведения аудита указанное КП успело перечислить своему поставщику за поставленное оборудование денежные средства в сумме 35,24 млн гривен.

В дальнейшем, 4 августа 2023 года, "Киевпасстранс" и "ТС Трейд Украина" заключили аналогичный договор на сумму 96,3 млн гривен. Сколько средств в итоге получил поставщик в отчете не уточняется. Впрочем, очевидно, речь идет о всей или почти всей сумме – ввиду того, что общая сумма закупок, проверенных "ревизорами", составляет 131,4 млн гривен, что равняется сумме средств, полученных по "первому" соглашению и "обещанных" "Киевпасстрансу" ”денег” в рамках второй.

Основанием для расторжения договора от 13 марта прошлого года стали претензии Госаудитслужбы, которые та и предоставила "Киевпастрансу" 25 марта 2023-го. В частности, государственные "ревизоры" указали на то, что данное КП должно было отклонить тендерное предложение "ТС Трейд Украина" из-за несоответствия условий технической спецификации (говорилось о подтверждении поставщиком уровня цен на оборудование от государственного или негосударственного профильного учреждения, – КВ) тендерной документации от "Киевпасстранса". Поэтому соответствующим выводом аудиторов коммунальному предприятию и было поручено отказаться от реализации указанного соглашения.

К слову, "Киевпасстранс" инициировал обжалование такого вердикта Госаудитслужбы, и уже даже имеет промежуточные успехи. Так, 21 ноября 2023 года Киевский окружной админсуд полностью удовлетворил требования КП, признав вывод "ревизоров" от 25 марта прошлого года противоправным и отменив его. В ответ на это аудиторы подали апелляционную жалобу в Шестой апелляционный админсуд, но по состоянию на сегодняшний день она еще не рассмотрена.

Свои замечания по закупке железнодорожного оборудования в рамках первого договора имели и аудиторы КГГА. Так, среди прочего, они отметили, что в объявлении по этому тендеру "Киевпастранс" не обосновал целесообразность уплаты участниками торгов обеспечительного (гарантийного) платежа в размере 1% от суммы договора. По убеждению "ревизоров", это требование может считаться ограничивающим конкуренцию, ведь не каждый потенциальный участник тендера в состоянии оплатить денежные средства в таком объеме (приблизительно 1,3 млн гривен, – КВ). Кроме того, считают аудиторы, к ограничению конкуренции и уменьшению количества потенциальных участников могло привести и то, что эта закупка была объявлена одним лотом – даже несмотря на большой объем и ассортимент продукции.

Также у "ревизоров" имелись вопросы и к "алгоритму" поставок продукции по указанному договору. Так, еще в проекте этого соглашения, опубликованного во время проведения тендера, было указано, что поставки должны происходить в соответствии с заявками "Киевпасстранса" не позднее 10 дней с момента получения победителем торгов таких заявок. Аудиторы указали, что это требование также может ограничивать конкуренцию и создает риски дискриминации участников тендера – мол, в случае получения заявки на весь или значительный объем и ассортимент продукции не каждый поставщик сможет выполнить такую заявку из-за отсутствия соответствующих складских запасов. И наоборот – по мнению ревизоров, в случае лояльности к поставщику последний может формировать незначительные партии продукции для ее передачи "Киевпасстрансу".

Кроме того, в Департаменте внутреннего финансового контроля и аудита КГГА имеют претензии и к ценам на оборудование, которое закупалось в рамках настоящего договора. В подтверждение своей позиции "ревизоры" привели цены на аналогичные закупки, которые проводились коммунальными предприятиями из других городов Украины. Например, "ТС Трейд Украина" должно было поставить "Киевпасстрансу" трамвайные рельсы NT1 за 119 тыс. гривен за одну единицу (здесь и дальше – без НДС), тогда как КП "Львовэлектротранс" закупило их по 97,6 тыс. гривен. Похожая ситуация была и с подложками Д65: КП "Киевпасстранс" намеревалось закупить их у указанной компании за 78,1 тыс. гривен за 1 единицу, а, например, криворожское КП "Скоростной трамвай" приобрело их за 40 тыс. гривен. Всего аудиторы установили завышение цен от 11,64% до 27,33% по сравнению со среднерыночными ценами. Такое завышение привело к потере бюджета на сумму около 3,1 млн гривен.

Похожие "нюансы" аудиторы установили и при реализации второго соглашения с ООО "ТС Трейд Украина", которое, напомним, было заключено в августе 2023-го. Среди прочего, по данным "ревизоров", стоимость все тех же рельсов NT1 была завышена на 8,83% – при среднерыночной цене 106,5 тыс. гривен "за штуку" они были поставлены "Киевпасстрансу" за 116 тыс. гривен. По информации профильного департамента КГГА, это привело к неэффективному расходованию средств с оценочными потерями в сумме 4,5 млн гривен.

Всего по результатам аудита "Киевпасстранса" было предоставлено 5 рекомендаций по устранению нарушений и их недопущению в будущем со сроком исполнения до 1 апреля 2024 года. Впрочем, руководство этого КП не учло ни одного такого замечания. В частности, чиновники "Киевпасстранса" не разработали и не утвердили проект типового договора к тендерным документациям, который будет предусматривать четкий порядок поставок товаров и предоставления услуг (включая графики поставки), порядок оплаты и т.д. Среди прочего, руководство этого предприятия не определило работников, которые будут ответственны за контроль по объективности и обоснованности применения в таких договорах сроков поставки товаров и предоставления услуг, недопущения применения в тендерной документации условий и требований, которые могут сужать круг участников торгов и т.д.

Известный поставщик и скандалы "Киевпасстранса"

По данным аналитической системы Youcontrol, ООО "ТС Трейд Украина" было зарегистрировано в городе Днепр в июле 2017 года. Его руководителем является Валерия Лаптева, основателями и конечными бенефициарами – житель Днепра Алексей Слюсарев и Алексей Морщагин, зарегистрированный в оккупированном Донецке.

Система Youcontrol относит указанную компанию к т.н. "группы семьи Морщагиных", которая объединяет около 8 субъектов хозяйственной деятельности, занятых в сферах торговли, производства металлических изделий и обуви. Главным активом этой группы является именно ООО "ТС Трейд Украина" – официальный дистрибьютор "Евраз Холдинг" (основанная в России международная металлургическая и горнодобывающая компания, которая является одной из крупнейших в мире в своей сфере, находится под международными санкциями из-за поддержки агрессии РФ) в Украине. Основной продукцией "ТС Трейд Украина" являются товары для железной дороги и городского электротранспорта. Ключевым лицом этой группы является вышеупомянутый Алексей Морщагин. Напомним, по данным СМИ, он является сожителем Наталии Богацкой – главы Юго-Западного апелляционного хозяйственного суда.

Что интересно, отец Алексея Морщагина – Валерий Морщагин – в 2002-2009 годах был основателем ООО "Донбасс Плюс". Эта компания входит в группу семьи Ландик – известных братьев, депутатов Верховной Рады прошлых созывов от "Партии регионов" Владимира (V и VI созыва) и Валентина (II, IV-VII созыва).

Семья Ландыков во времена президентства Виктора Януковича была широко известна не только своей политической деятельностью, но и многочисленными скандалами. Так, в марте 2011 года, по заявлениям сотрудников МВД Украины в Луганске, охранник Владимира Ландика избил инспектора ГАИ. А в июле того же года его сын Роман Ландик, также член "Партии регионов" и депутат Луганского горсовета, публично избил девушку в луганском ресторане. В 2012 году Роман Ландик был приговорен к трем годам лишения свободы с освобождением от наказания на испытательный срок на 2 года, однако в 2015 году Сватовский районный суд Луганской области отменил приговор, признал Романа Ландика невиновным, а дело закрыл.

Достаточно известная персона и второй совладелец ООО "ТС Трейд Украина" – Алексей Слюсарев. Так, в 2014 году он баллотировался в парламент от партии "Сильная Украина" Сергея Тигипко. В 2005-2013 годах Алексей Слюсарев руководил ООО "Интерпайп Украина", принадлежащем семье олигарха Виктора Пинчука (зять второго Президента Украины Леонида Кучмы).

По информации базы данных аналитики публичных закупок Clarity Project, ООО "ТС Трейд Украина" является активным участником тендеров, которые проводят различные государственные и коммунальные структуры Украины. Всего на счету этой компании 84 договора на общую сумму 1,1 млрд гривен. Основными клиентами "ТС Трейд Украина" являются именно КП "Киевпасстранс" (11 сделок на сумму 416,5 млн гривен) и Филиал "Центр обеспечения производства" АО "Укрзализныця" (7 сделок на сумму 359,6 млн гривен).

Как неоднократно сообщала КВ, "Киевпасстранс" по несколько раз в год фигурирует в "криминальных хрониках" из-за вероятных "бюджетных распилов".

К примеру, еще в декабре 2019 года Нацполиция начала следствие по факту возможных растрат и присвоения бюджетных средств при реконструкции трамвайной линии от ул. Гната Юры в ЗАО "Кислородный завод". Правоохранители предполагали, что в 2017-2019 годах на этих работах, выполнявшихся в рамках нескольких договоров подряда, было "распилено" около 100 млн из 300 млн гривен.

Служба безопасности Украины (СБУ) с сентября 2020 года расследовала факты возможного хищения средств руководством КП Киевпастранс при его сотрудничестве как минимум с 8 компаниями. По подсчетам правоохранителей, коммунальные транспортники перечислили этим субъектам хозяйствования в течение трех с половиной лет около 406 млн гривен. Среди таких компаний в СБУ называли и ООО "СК "Адамант", ранее связываемое с одиозным Максимом Микитасем и которое, кстати, было одним из субподрядчиков строительства скандально известного Подольско-Воскресенского мостоперехода.

Впрочем, в результате оба эти расследования почему-то заглохли – ни один из фигурантов так и не получил обвинительного приговора.

Но нельзя сказать, что все расследования правоохранителей по деятельности "Киевпастранса" завершаются совсем ничем.

Так, в октябре 2023 года правоохранители передали на рассмотрение Высшего антикоррупционного суда (ВАКС) дело о хищении средств бюджета Киева при реконструкции трамвайной линии от ул. Милославской до Дарницкого железнодорожного вокзала. Обвинительный акт был составлен в отношении и.о. заместителя гендиректора "Киевпасстранса" Павла Кирилюка и экс-главы одной из дирекций данного КП Юрия Курбаля. Обоим официально инкриминируется нанесение ущерба столичной общине на сумму 13,2 млн гривен (16% от суммы договора), и в случае признания этих лиц виновными, им придется вернуть данные средства в городской бюджет.

При этом в конце весны 2023-го Юрий Курбаль уже получил обвинительный приговор за другие свои "грехи". Ему был назначен 1 год "условного срока" в рамках истории по предоставлению "отката" директору компании-подрядчика за то, что тот привлечет "правильного" субподрядчика для реконструкции трамвайной "ветки" с Борщаговки на Отрадный.

Обязанности генерального директора КП "Киевпасстранс" с 22 марта 2024 года выполняет заместитель руководителя этого предприятия Евгений Пушков. Эту должность он занял после того, как пост руководителя "Киевпасстранса" покинул Дмитрий Левченко, руководивший этим предприятием с 30 августа 2016 года.

Левченко официально уволился по собственному желанию из-за состояния здоровья. Впрочем, что интересно, произошло это вскоре после ареста руководителя одной из компаний, подозреваемого в завладении 13 млн гривен при реконструкции одной из трамвайных линий по заказу “Киевпасстранса”, и на волне скандала вокруг вероятных коррупционных нарушений со стороны тогдашнего коллеги Дмитрия Левченко – начальника КП "Киевский метрополитен" Виктора Брагинского (в настоящее время также уволен и также по собственному желанию).

В своей деятельности КП "Киевпасстранс" подчинено Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, который с 1 сентября 2021 года возглавляет Руслан Кандибор. Работу указанного структурного подразделения столичной мэрии с 9 ноября 2021 года контролирует лично Виталий Кличко.


Теги: Микитась МаксимСК АдамантСБУКирилюк ПавелКурбаль ЮрийПушков ЕвгенийКандибор РусланЛевченко ДмитрийСлюсарев АлексейМорщагин АлексейТС Трейд УкраинаООО ТС трейд УкраинаКличко ВиталийШахрайствоМошенничествоДержзакупівліГосзакупкиКМДАКГГАКиївпастрансКиевпасстранс

Дата и время 07 мая 2024 г., 01:28     Просмотров Просмотров: 2313
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
3.464451