АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 15°C
Харьков: 14°C
Днепр: 16°C
Одесса: 19°C
Чернигов: 14°C
Сумы: 14°C
Львов: 13°C
Ужгород: 14°C
Луцк: 15°C
Ровно: 15°C

Работников ТЦК почти никак не наказывают за превышение полномочий

Читати українською
Работников ТЦК почти никак не наказывают за превышение полномочий
Работников ТЦК почти никак не наказывают за превышение полномочий

14 августа 2024 года в Ивано-Франковской области произошло незаурядное событие. Верховинский районный суд оштрафовал двух работников территориального центра комплектования (ТЦК) за превышение служебных полномочий – на 17 тысяч гривен каждого.

За месяц до этого они "бусифицировали" мужчину в селе Ильцы Ивано-Франковской области. События того дня развивались следующим образом, пишет "Украинская правда".

Днем 10 июля пограничники сообщили представителям ТЦК, что обнаружили гражданина, который якобы пытается сбежать за границу . Капитан и майор из местного территориального центра комплектования приехали по вызову Государственной пограничной службы (ГПС).

Они сразу пригласили задержанного в ТЦК для уточнения данных, но повестку не вручили. Мужчина отказался садиться в их автомобиль. Офицеры такого жеста не оценили, поэтому повалили его на землю, а затем насильно повели в бус.

Этот случай – один из немногих, когда представители ТЦК были привлечены к ответственности за превышение полномочий. Хотя в этом году количество таких правонарушений с их стороны ощутимо возросло.

Секретариат омбудсмена Дмитрия Лубинца в ответ на запрос СМИ сообщил, что за первое полугодие 2024 года граждане направили 1190 обращений по поводу нарушения своих прав работниками территориальных центров комплектования. Это в 6 раз больше, чем за аналогичный период 2023 года, когда поступило 198 писем.

  eiqtiqhiquhant
Ответ Секретариата уполномоченного Верховной Рады по правам человека на запрос СМИ
Источник: Украинская правда

Конечно, далеко не все работники территориальных центров комплектования – нарушители закона и прав человека. Кое-где они сами становятся жертвами тех, кого хотят мобилизовать. Как пример, в июне этого года представитель ТЦК получил черепно-мозговую травму после избиения в Яворове во Львовской области.

Таких новостей в СМИ десятки. И большинство из них с примечанием о задержании или наказании нападавших. В отличие от злоупотреблений со стороны ТЦК.

Почему правоохранительные органы преимущественно не доводят до конца расследование дел по превышению служебных полномочий сотрудниками ТЦК и к чему это может привести, разбиралась "Украинская правда".

Действия или бездействие. Как наказывают работников ТЦК за превышение полномочий

Согласно действующему законодательству, работники ТЦК не имеют права задерживать военнообязанных ни при каких обстоятельствах – это уполномочены делать только полицейские. В противном случае их можно привлечь к ответственности – как административной, так и уголовной.

Однако, как правило, правоохранители не спешат реагировать на то, что работники ТЦК превышают служебные полномочия. Это в комментарии СМИ подтверждает член комитета Верховной Рады по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Соломия Бобровская .

“Я, к сожалению, не знаю случаев, когда работников ТЦК привлекали к ответственности за превышение служебных полномочий. Но считаю, что они, наконец, должны появиться”, – говорит народный депутат.

Найти в Едином реестре судебных решений (ЕГРСР) приговоры по делам о превышении служебных полномочий сотрудниками ТЦК – задача со звездочкой. Ведь большинство даже не доходят до суда.

Одна из статей Уголовного кодекса Украины (УКУ), согласно которой представителей территориальных центров комплектования могут привлечь к ответственности, – 426-1 (превышение военным лицом власти или служебных полномочий). Она предусматривает от 2 до 12 лет лишения свободы.

СМИ обратилась в Офис генпрокурора с запросом о статистике зарегистрированных и направленных в суд уголовных дел по этой статье. В ОГП уточнили, что выделить данные по сотрудникам ТЦК невозможно, поэтому было предоставлено количество всех нарушений со стороны военных по статье 426-1.

В ответе ОГП на запрос СМИ указывается:

  • за январь – декабрь 2022 года из 498 зарегистрированных уголовных правонарушений только 9 были направлены в суд;
  • в течение января – декабря 2023 среди 578 только 13;
  • за январь – июль 2024-го – из 365 только 3.
 

Ответ ОГП на запрос СМИ

Источник: Украинская правда

Представители пресс-центра судебной власти в комментарии СМИ сообщили, что в 2022 году по статье 426-1 УКУ осудили 3 военнослужащих, а в 2023-м - 11. Показателей за 2024 год еще нет.

При этом к административной ответственности за превышение служебных полномочий (штраф от 1,7 до 34 тысяч гривен с содержанием на гауптвахте до 15 суток) в течение 2022 – 2023 годов не приговорен ни один бойец.

Эта статистика позволяет увидеть тенденцию: правоохранители крайне редко доводят до конца дела, в которых военнослужащие злоупотребляют полномочиями. Даже по делам, имевшим большой резонанс, не спешат завершать расследование.

Например, весной 2024 года журналист "Следствия.Инфо" Евгений Шульгат обнародовал материал, в котором говорилось, что жена бывшего главы департамента кибербезопасности СБУ Ильи Витюка в декабре 2023-го купила квартиру за более чем 20 миллионов гривен, хотя в его декларации указывается стоимость в 12,8 миллиона гривен.

Через несколько дней после публикации к Шульгату в одном из киевских супермаркетов подошли сотрудники территориального центра комплектования и пытались вручить повестку . С ними был представитель департамента кибербезопасности СБУ Алексей Биленко, приближенный к Витюку.

Офис генерального прокурора приступил к расследованию этого инцидента еще в апреле. Прошло почти 5 месяцев, но результатов пока нет. ОГП в ответ на запрос СМИ сообщил, что в настоящее время проводится досудебное расследование по соответствующему уголовному производству. Подозрения фигурантам дела еще не вручены.

 

Ответ ОГП на запрос СМИ Источник: "Украинская правда"

Законы войны. Почему правоохранители игнорируют правонарушения со стороны ТЦК

Уполномоченный ВР по правам человека Дмитрий Лубинец признает, что не видит привлечения к ответственности работников ТЦК даже в максимально позорных случаях.

“Мое предположение – все-таки понимаем, у нас война. И все, наверное, не хотят доводить до какого-то реального военного наказания, потому что это по-разному может трактоваться.

По мнению многих, будет так, что он – герой, задерживал уклонистов. А по мнению другой части Украины, он будет человеком, который нарушил права гражданина», – сказал омбудсмен в интервью «Суспільному» .

Иными словами, уполномоченный, который должен защищать права людей, знает о преступлениях, но говорит о предположении и понимании и не может повлиять на привлечение виновных к ответственности из-за войны.

Обычно "бусификация" военнообязанных сопровождается моральным и физическим давлением на них и происходит очень быстро.

После "трансфера" в ТЦК человек оказывается в изоляции. Ведь представители территориальных центров комплектования часто забирают телефоны у задержанных, дескать, на режимном объекте нельзя пользоваться средствами связи. Соответственно, военнообязанный не имеет возможности позвонить родственникам, адвокату или обратиться в правоохранительные органы.

Если задержанному удалось вызвать полицейских в ТЦК, они неохотно приезжают, рассказывает киевский адвокат Анатолий Шевчук. И, как правило, никак не влияют на ситуацию.

“В ТЦК работают “суперпсихологи”. Они очень часто при общении с задержанными используют метод кнута и пряника. Кнут - это угрозы уголовными производствами за уклонение от мобилизации или даже избиения, а пряник - "просветительские" разговоры с подтекстом: "ты же нормальный парень, подпиши документы и иди защищать государство", - рассказывает адвокат.

Представители территориальных центров комплектования не гнушаются угрозами и унижениями в общении с военнообязанными.

Собеседник СМИ в июне 2024 года пришел в киевский ТЦК , чтобы поставить в военном билете штрих-код , подтверждающий бронирование.

“В одном из кабинетов работник ТЦК сказал: “Вы все –  е*анные уклонисты. Вы это понимаете? Ваш работодатель придумал какую-то х*ню, из-за которой вы теперь все е*анные уклонисты. Вас нужно закрыть в подвале и бить палками”, – вспоминает забронированный свой поход в территориальный центр комплектования.

По наблюдениям адвоката Шевчука, задержанные люди обычно подвергаются прессингу со стороны ТЦК. Страх и растерянность берут верх, поэтому они соглашаются на мобилизацию.

“Обжаловать действия сотрудников территориальных центров комплектования в таких случаях очень сложно, потому что военнообязанный сам согласился на мобилизацию. То, что он был напуган и растерян, к сожалению, в судах не учитывают”, – подчеркивает он.

Рассмотрение правонарушений о превышении полномочий работниками ТЦК может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Этот процесс требует финансовых затрат, в том числе правовой помощи. Когда гражданин уже мобилизован в армию, обычно он сам отказывается от длительной судебной тяжбы.

“Правоохранительные органы это понимают, поэтому особо не включаются в расследование таких случаев.

Еще одна причина их бездействия – очевидно, правоохранители считают, что мобилизация может уменьшиться, если они постоянно подтверждают нарушения со стороны ТЦК”, – отмечает в разговоре со СМИ Шевчук.

Другая сторона проблемы безнаказанности – мобилизованные, пострадавшие от действий работников территориальных центров комплектования, часто боятся обращаться к правоохранителям, ведь переживают, что могут навредить себе.

Собеседник СМИ среди мобилизованных на улице на условиях анонимности рассказывает, что его мобилизовали буквально за несколько часов. И к правоохранителям он не обращался.

Однажды апрельским вечером мужчина вышел на прогулку в парк. Его задержали работники ТЦК, забрали документы и мобильный телефон, а затем отвезли на военно-врачебную комиссию (ВВК).

Он прошел ВВК за одну ночь под наблюдением представителей ТЦК. Врачи проигнорировали все его болезни – сахарный диабет и гипертонию – и сочли годным к службе.

Уже утром собеседника вместе с несколькими десятками новобранцев отправили в учебный центр, а после прохождения БЗИН начали возить на смотр по воинским частям.

“Я рассказывал командирам о проблемах со здоровьем, поэтому от меня повсюду отказывались. Поэтому командиры в "учебке" давили на меня морально.

Говорили: “Прикрути свой язык, потому что мы тебя сейчас оформим в штурмовую бригаду – на мясо. И поверь, там все равно, хоть у тебя диабет, хоть гипертония. Поэтому не вые*ывайся”, – вспоминает “бусифицированный” во время разговора со СМИ.

"Большая перезагрузка". Что предшествовало произволу в ТЦК

Чтобы понять, почему все описанные выше ситуации стали возможны, следует вернуться обратно на год.

11 августа 2023 года президент Владимир Зеленский провел заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) по проверке ТЦК, по результатам которого заявил об увольнении всех областных военкомов .

“Управлять этой системой должны люди, точно знающие, что такое война, и почему цинизм и взяточничество во время нее – это государственная измена. Воины, которые прошли фронт или не могут быть в окопах, потому что потеряли здоровье, потеряли конечности, но сохранили свое достоинство и не имеют цинизма – именно им можно доверить систему комплектования”, – сказал Зеленский.

Именно после этого заявления началась "большая перезагрузка" ТЦК, которую не поддерживал тогдашний главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный , рассказывает источник в военном руководстве. Публично бывший главком заявлял, что уволенные руководители ТЦК были профессионалами , которых больше нет.

Такому решению предшествовала серия коррупционных скандалов в ТЦК, в частности расследование УП "Батальон Испания" , в котором рассказывается, что семья бывшего одесского военкома Евгения Борисова во время большой войны купила на испанском побережье недвижимости и автомобилей на миллионы долларов.

Через некоторое время после увольнения руководителей областных территориальных центров комплектования в Офисе президента состоялось совещание, в ходе которого отчитывался директор Государственного бюро расследований (ГБР) Алексей Сухачев .

По словам собеседника среди присутствовавших на встрече, Сухачев хвастался "мощной антикоррупционной работой в ТЦК" и количеством зарегистрированных производств по военным.

Залужный тогда иронически поблагодарил ГБР за антикоррупционную деятельность, но заметил, что показатели мобилизации по областям снизились.

Правоохранительные органы действительно более активны в расследованиях коррупции в ТЦК (и это отдельная тема) в отличие от дел о злоупотреблениях. К примеру, 16 августа задержали начальников Бориспольского и Бучанского ТЦК , которые зарабатывали на "уклонистах". Во время обысков у них изъяли более 1 миллиона долларов.

Назначать на должности в ТЦК людей без опыта в разгар мобилизационной кампании, очевидно, было импульсивным решением и привело к негативным результатам.

“Одна из самых распространенных проблем – отсутствие квалифицированных кадров в ТЦК. Большинство работников не только в моем, но и других территориальных центрах комплектования – люди с боевым опытом, которым сложно адаптироваться к жизни в мирных условиях.

Если военный контужен или ранен, ему трудно общаться с людьми, которые не были в боевых условиях и иногда пытаются уклоняться от службы. Поэтому регулярно возникают конфликты между ТЦК и гражданскими”, – объясняет СМИ на условиях анонимности работник территориального центра комплектования одного из областных центров Украины.

В конце 2023 г. уровень мобилизации в Украине очень снизился, утверждает секретарь Комитета ВР по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Роман Костенко в интервью УП. Поэтому чиновники и депутаты начали вводить усиленную мобилизационную политику . А часть работников территориальных центров комплектования, очевидно, восприняли ее как "зеленый свет", чтобы мобилизовывать едва ли не всех военнообязанных, встречаемых на улицах.

Сейчас ТЦК пытаются просто закрыть количественные показатели. И мало того, что для достижения этой цели они вылавливают людей на улицах и принудительно мобилизуют их, да еще и кого они ловят? Больных и непригодных! План закрыт, а воевать некому”, – эмоционально рассказывает СМИ собеседник среди военных командиров, имеющий дело с новобранцами.

Система "бусификации" работает, однако наказание сотрудников ТЦК за злоупотребление служебными полномочиями – скорее исключение, чем правило.

Способствуют ли такие мобилизационные подходы усилению Сил обороны Украины мотивированными бойцами? Ответ однозначен: нет.

"Заламывание и похищение военнообязанных на улицах накладывают отпечаток на общую картину мобилизации и перечеркивают всю адекватную работу ТЦК", - возмущается во время разговора со СМИ депутат Бобровская.

Как следствие, мотивация граждан вступать на военную службу значительно снижается. В то же время усиливается страх попасть в армию.

Безнаказанность порождает беззаконие. И оправдывать войной то, что работников ТЦК не наказывают за превышение полномочий – очень плохая идея.

Ведь война не должна быть индульгенцией для безнаказанности.

Автор: Ангелина Страшкулич


Теги: Костенко Романуклонение от службы в армииухилянтиуклонистыСНБОРНБОШевчук АнатолійБобровская СоломияЛубинец ДмитрийГПСУДПСУШтрафзатриманнязадержаниеІвано-Франківська областьИвано-Франковская областьВВКвійськово-лікарняна комісія (ВЛК)ВЛКТЦКПревышение полномочийперевищення службових повноважень

Дата и время 04 сентября 2024 г., 16:43     Просмотров Просмотров: 1662
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
1.008082